Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Еще раз о "региональном компоненте"

Эдуард  Днепров, НГ-Религии

Основы православной культуры / 07.03.2007


Министерство образования переводит стрелку ответственности за введение ОПК на регионы, считает Эдуард Днепров …

На прошедших в начале февраля XV Рождественских чтениях представители Русской Православной Церкви (РПЦ) предложили различные варианты школьного курса, который призван знакомить школьников с основами православия и при этом должен иметь культурологический характер. Помимо "Основ православной культуры" (ОПК) участники чтений говорили на этот раз и о "Духовном краеведении", и об "Основах духовной культуры и этики".

В Министерстве образования и науки сообщают, что в его недрах подготовлен учебник по предмету "История мировых религий". Его автор, академик Александр Чубарьян, отрицает, что этот предмет как-либо противостоит ОПК, который отстаивают в РПЦ. Корреспондент "НГР" побеседовал об истории этой чрезвычайно запутанной проблемы с академиком Российской академии образования, министром образования России в 1990-1992 гг. Эдуардом Днепровым, автором недавно вышедшей книги "Образование и политика".

- Эдуард Дмитриевич, сегодня в российском школьном образовании сложилась ситуация, когда государство и Русская Православная Церковь предлагают совершенно различные курсы, знакомящие школьников с религией. Как вы оцениваете это положение?

- Наступление Церкви на школьное образование началось не вчера. Еще в 1992 г. руководство Русской Православной Церкви заявляло, что "Церковь завоюет школу". После этого мне, как министру образования в то время, пришлось вести длительные переговоры с руководством РПЦ. В частности, я указал на то, что милитаристская лексика обычно не свойственна духовному сану и что школа отделена от Церкви. Это было указано в Законе "Об образовании" и позже - в Конституции России.

Тогда властью был сделан компромиссный шаг. Первый постперестроечный Закон "О свободе вероисповеданий" провозглашал светский характер образования, но одновременно предусматривал возможность преподавания в школах религиоведческих дисциплин. В законе специально оговаривалось, что указанные дисциплины должны иметь информативный характер, а их преподавание не может сопровождаться совершением религиозных обрядов.

В соответствии с этим законом мой преемник на посту министра образования Евгений Ткаченко направил в 1993 году в регионы информационное письмо, разрешающее факультативное преподавание предмета "Религиоведение", который предусматривал ознакомление учащихся с основами знаний о мировых религиях. Но при этом в письме достаточно жестко указывалось, что "в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах". Такое положение дел в школе сохранялось до 1997 года, когда был принят новый Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который разрешал преподавание в государственной школе уроков религии.

В РПЦ аргументировали необходимость таких занятий весьма любопытным образом. Идеологи Церкви заявили, что лучший вид "религиоведения" - это собственно "ведение", т.е. изучение самой религии. Правда, проведение таких уроков еще обставлялось рядом условий: по просьбе родителей, с согласия детей, по согласованию с органами местного самоуправления и опять же вне рамок образовательной программы.

- Чем же плохо религиоведение в средней школе?

- На мой взгляд, для средней школы термин "религиоведение" крайне неудачен, во-первых, в силу своего абстрактно-теоретического характера.

Это скорее предмет академических занятий. Во-вторых, остается возможность его многозначного толкования, чем в итоге и воспользовалась РПЦ. В ходе реформы 1992 г. планировалось введение в школьную программу другого курса (причем в рамках предмета "История") - ясного и конкретного курса "Истории мировых религий", который заполнял бы соответствующие лакуны в нашем культурологическом и историческом образовании.

- Однако в нынешнем Министерстве образования и науки продолжают настаивать на введении именно этого курса...

- Я считаю, что это единственная толковая инициатива нынешнего министерства. Но следует помнить, и опыт это подтверждает, что любой компромисс с агрессивно настроенным и недобросовестным партнером создает новые возможности для клерикализации системы образования. Равно как и любая научная, педагогическая неточность, тем более закрепленная в праве, расчищает для этого необходимое пространство.

Когда министр образования и науки Андрей Фурсенко на XIV Рождественских образовательных чтениях в прошлом году заявил, что министерство будет вводить в школу не "Основы православной культуры", а курс "Истории мировых религий", он был буквально освистан православной аудиторией.

Общество недооценило дефицит здравого смысла у РПЦ, стремление иерархов Церкви подмять под себя государство. Образовательная политика сделала очередной антиконституционный зигзаг. С сентября 2006 года предмет "Основы православной культуры" официально разрешено вводить в школе.

При этом Министерство образования и науки перевело стрелку ответственности на регионы. Фактически оно отдало ОПК на откуп региональному компоненту государственного стандарта общего образования, заявив при этом, что федеральное министерство якобы не вправе вмешиваться в содержание регионального компонента.

- А разве оно вправе вмешиваться?

- Образование в соответствии с Конституцией РФ - предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов. И министерство обязано корректировать региональный компонент, если он включает в себя материал, который не соответствует правовым нормам, в данном случае Конституции РФ и Закону РФ "Об образовании". Напомню, что при Министерстве образования и науки существует Федеральная служба по надзору в сфере образования. И ее главной целью, первейшей обязанностью, согласно постановлению правительства РФ от 6 апреля 2004 года, является "контроль за исполнением законодательства в области образования".

Входя в региональный компонент государственного стандарта общего образования, ОПК получает статус государственного предмета, что по определению невозможно в светской школе. При этом министерство не только пренебрегает своей миссией по контролю за исполнением законодательства в сфере образования, но и вводит в светской школе преподавание конфессиональных предметов за государственный счет.

Эдуард Дмитриевич Днепров (род. 1936 г.) - академик Российской академии образования, министр образования РФ в 1990-1992 гг.

Павел Круг


http://religion.ng.ru/politic/2007-03-07/1_dneprov.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме