itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Религиозные основы нравственности

Доклад студента Хабаровской духовной семинарии М. Квашнина на Круглом столе по вопросам нравственности 1 марта 2007 года

0
1339
Время на чтение 4 минуты
Определяющим началом в жизни каждого человека и общества в целом является нравственность. Ибо все в обществе и государстве - культура, политика, экономика - в своем благополучном течении находится в прямой зависимости от нравственных принципов, по которым живут люди.

Что же такое нравственность? Можно сказать, что нравственность - это способность человека различать добро и зло и следовать добру. Но тогда встает вопрос: что нужно считать добром, а что злом? Добро относительно, субъективно или абсолютно? Какова же основа добра? Как ее обрести и где почерпнуть силы для того, чтобы не только узнать: что есть добро, но и исполнить его?

Нередки рассуждения о том, что нравственность возможна сама по себе, что нравственность вовсе не обязательно связана с религиозными убеждениями человека. На такие возражения великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский отвечал: "Исходила... нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью... Вы скажете, что и "в общественных учреждениях", и в сане "гражданина" может заключаться величайшая нравственная идея, что "гражданская идея" в нациях уже зрелых, развившихся, всегда заменяет первоначальную идею религиозную, которая в нее и рождается и которой она по праву наследует. Да, так многие утверждают, но мы такой фантазии еще не видали в осуществлении. Когда изживалась нравственно-религиозная идея в национальности, то всегда наступала панически трусливая потребность единения, с единственной целью "спасти животишки" - других целей гражданского единения тогда не бывает".

Однако это вовсе не означает, что нравственными могут быть лишь люди, имеющие христианское или вообще религиозное мировоззрение. О том, что нравственность в той или иной степени присуща всем людям, говорят нам и опыт повседневной жизни, и Библия. В частности апостол Павел в послании к Римлянам пишет: "не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим.2:13-15).

По христианскому учению совесть - это голос Божий, врожденный нравственный закон. Конечно, прирожденною может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые нравственные понятия и идеи.

Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке отчасти через воспитание и влияние предшествующих поколений, наиболее же всего на основе религиозного чувства. Причем эти воздействия могут как совершенствовать наши нравственные начала, укреплять совесть, так и разрушать нравственность и ослаблять голос совести. Этот голос может заглушить в себе и сам человек. Священное Писание называет таких людей людьми с сожженной совестью (см. 1 Тим 4:2). Чтобы сохранить норму нравственного закона от повреждения и приспосабливания под сиюминутные желания людей, Бог запечатлел нравственный закон в Священном Писании в виде совершенно конкретных требований. Библия учит нас тому, как нужно относиться к себе, к Богу, и к окружающему миру для того, чтобы действительно уподобиться Богу, обрести полноту жизни, счастье и гармонию бытия.

Человек, исполняющий нравственный закон, никогда не бывает одинок, он не брошен на произвол судьбы. Ибо Бог не оставляет Свое творение. Он присутствует в нашей жизни и реально помогает каждому, кто сохраняет с Ним живую связь. Благодаря этому человек, не смотря ни на какие трудности остается способным развивать свои духовные качества, становиться гармоничной личностью, уподобляться Богу и через свою жизнь совершенствовать окружающий мир. Таково мировоззрение православного человека, таково учение Церкви.

Что же мы наблюдаем в секулярном мире? По словам известного русского богослова и философа протоиерея Сергия Булгакова: "Современное мировоззрение отвергло всю религиозную основу христианского учения, вытравило везде божественную веру, но удержало те его стороны, которые непосредственно относятся к человеку: удержало любовь к ближнему, обозвав ее альтруизмом, веру в божественность человека, произведя его в человекобога, веру в спасение человечества, настаивая на учении о прогрессе. Удалены, казалось бы, лишь религиозные суеверия, осталось же все существенное, по крайней мере, для современности... Но не рушится ли без фундамента и постройка, не ползет ли почва из-под ног современного человечества?.. С того времени, как отвергнута была религиозная санкция морали, Божия заповедь как нравственная норма, перед сознанием стал вопрос о добре и зле, о морали и о долге как ее основе... В тех мировоззрениях, которые лишены всякой религиозной окраски, проблема морали принимает характер совершенно безнадежный: мораль приходит к самоупразднению, отвергая идею долга и заменяя ее идеей интереса, личного или группового, инстинктом звериного самосохранения". Ф.М. Достоевский по этому поводу сказал: "если нет Бога, то все позволено".

О том, что случается с нравственностью отдельного человека и общества в целом при потере Бога, нам свидетельствует история нашего государства: когда в 1917 году власть захватили безбожники, они сначала подняли народы России на кровопролитную гражданскую войну, а после превратили страну в грандиозный концлагерь. И все во имя социальных, философских идей, лишенных религиозного нравственного начала.

Атеизм, сколько бы он теоретически не говорил о гуманности, на практике оказался явлением античеловеческим, и, если страна тогда окончательно не погибла, то лишь благодаря тому, что Россия оставалась верна христианской идее по своей морали, законам, культуре. Хоть государство и отвергло веру и религию, но не смогло истребить из народной души нравственные христианские ценности и даже частично религиозный культ.

Какова же вкратце христианская основа нравственности? Нравственная планка христианина очень высока, он призван быть таким же как и его Бог. Сам Господь Иисус Христос так говорил об этом: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф.5:43-45,48).

Да, христианские нравственные законы задают весьма высокую нравственную планку для совершенствования личности, но именно эта их высота является устойчивым ориентиром для христианина в его земной жизни.

Хотелось бы в этом отношении, завершая доклад, привести слова гениального ученого-хирурга Н.И. Пирогова: "никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа; нельзя не почувствовать, что они не от мира сего. Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости остается вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира чрез внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса".

http://pravostok.ru/ru/journal/society/?id=206
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Квашнин
Все статьи Михаил Квашнин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54