Именно эта аллегорическая картина приходит на ум, когда вспоминаешь официальные торжества, посвящённые столетию Государственной Думы Российской Империи, проводившиеся депутатами нынешней ГД РФ. Они старались доказать, в первую очередь самим себе, что они являются историческими наследниками думских депутатов начала века. Столетие Думы отмечалось в том же стиле, с тем же энтузиазмом, что и "день чекиста", и юбилей комсомола. По ТВ скороговоркой упомянули о том, что на празднование в Санкт-Петербург были приглашены потомки Государственной Думы Российской Империи. Трудно сказать, какие мысли и ассоциации приходили на ум гостям. Мне невольно приходят на память свои сравнения и ассоциации. Берусь судить даже не как профессиональный историк, а как специалист-любитель генеалогии.
Мой дальний родственник камер-юнкер барон А.А. фон Крюденер-Струве (1864-1953) избирался депутатом Государственной Думы I и III созывов. Он был членом партии "Союз 17 октября", примыкал к её правому крылу. После октябрьского переворота принял участие в Белом движении. Командование Северо-западного корпуса в 1918 г., командование Северо-западной армии в 1919 г. назначала его гражданским губернатором Пскова. В 1919-1920 гг. барон фон Крюденер-Струве участвовал в переговорах в Берлине, которые вели русские политические и военные деятели со своими германскими коллегами на предмет совместных действий в Прибалтике против красных. В дальнейшем барон прожил около четверти века в Берлине. В 1920-х гг. участвовал в съезде русских монархистов в Бад-Райхенгалле и Российском Зарубежном съезде в Париже, о котором писали в апрельском номере "Посева" за 2006 г. Живя в Берлине, фон Крюденер-Струве сотрудничал с чинами русских зарубежных воинских организаций, в том числе с руководителем II ("германского") отдела РОВС генерал-майором А.А. фон Лампе. По непроверенным сведениям, в первые месяцы после окончания II мировой войны бывший депутат Государственной Думы, имея документы сотрудника Русского Красного Креста, участвовал в спасении граждан СССР от выдач из западной оккупационной зоны на расправу сталинскому режиму. В 1946 г. он переехал во Францию, где и оставался до конца жизни. Такова вкратце биография одного из депутатов Государственной Думы Российской Империи, чей юбилей торжественно отмечали в 2006 г. депутаты ГД РФ.
Невольно сравнивая своего дальнего родственника с нынешними депутатами, пытаешься представить его встающим по стойке смирно при первых аккордах дважды переписанного "Гимна Советского Союза", или аплодирующим депутатам-чекистам, голосующим за отмену и без того скромных льгот жертвам политических репрессий советского режима. Что-то не получается.
И ещё одно, пусть даже косвенное, свидетельство о депутатах первого российского парламента. Летом 1991 г., будучи в гостях у родственников в Калифорнии, я был представлен госпоже В.С. Челищевой (урождённой Рыжковой), дочери депутата Государственной Думы Российской Империи С.М. Рыжкова. В своём архиве я храню письмо от В.С. Челищевой, отрывок из которого привожу ниже.
"В декабре девятнадцатого года, мы - семья отца из девяти человек, без отца попали в Одессу, пробравшись туда из Николаева на небольшой рыбачьей шхуне. Тогда мне было только четырнадцать лет и всё внимание было, конечно, сосредоточено вокруг семьи, страх за отца - где он, никто не знал, хлопоты за брата - найти свой полк и страшные вести о приближающихся большевиках и их зверствах".
Письмо Челищевой заканчивается словами: "Надеюсь, очень надеюсь, что всё станет на свои места и Россия пойдёт по тому пути, который ей предназначен Богом!"
Эти слова были написаны в июле 1991 года. С тех пор сменился не один состав депутатов ГД РФ, но что ими было сделано для того, чтобы Россия вернулась на свой исторический путь? Вопрос более чем риторический.
Посев. 2007. N 1.