Не навязывая, а показывая

Интервью с игуменом Георгием (Шестуном), разработчиком программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения"

0
108
Время на чтение 6 минут
Игумен Георгий (Шестун), преподаватель Самарской Духовной Семинарии
Игумен Георгий (Шестун), преподаватель Самарской Духовной Семинарии
На XV Рождественских международных образовательных чтениях была представлена церковно-государственная программа "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения", разработанная на базе межвузовской кафедры православной педагогики Самарской духовной семинарии. О программе и перспективах разработки федеральных стандартов преподавания ОПК идет разговор с одним из разработчиков программы - игуменом Георгием (Шестуном), заведующим кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в Самаре.

- Отец Георгий, каковы основные направления программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения"?

- В нашей программе есть несколько реально действующих направлений: образовательное, по работе с детьми во время каникул, социальное и кинофестиваль православных фильмов "Лучезарный ангел". Одно из фундаментальных направлений развития программы научное.

Мы считаем, что в современной системе образовательных стандартов должна существовать образовательная область духовно-нравственной культуры. Она должна существовать наравне с такими областями, как естественно-научная, область истории, филологии. Более того, мы считаем важным, чтобы само содержание образования базировалось на определенной мировоззренческой позиции.

- Что сейчас делается для того, чтобы духовно-нравственная область действительно вошла в российскую образовательную систему?

­- Сейчас мы занимаемся подготовкой учебных пособий, программ, методических рекомендаций. Около 90 % этой учебной литературы выпускается издательством "Покров". Наше сотрудничество с "Покровом" началось с издания учебника "Основы православной культуры" А.В. Бородиной. Недавно изданы книги "Я иду на урок православной культуры" - для начальной и средней школы. Готовится к изданию серия учебных пособий для учителей-предметников: духовно-нравственная культура на уроках физики, математики, химии, православный календарь на уроках русской литературы. Каждый преподаватель-предметник должен получить конкретные методические пособия, где сформулированы задачи уроков и подобраны тексты для них.

Подготовлен также набор учебных пособий по курсу "Основы православной культуры" для 1-х - 9-х классов. Это учебники, хрестоматии, медианосители с иллюстрациями и музыкой.

- Насколько существующие региональные образовательные стандарты по ОПК соответствуют тому, что действительно надо давать детям?

- Эти программы во многом экспериментальны. В разных регионах апробируются разные курсы, отбираются лучших из них. Что касается некоторой пестроты существующих региональных стандартов, то она вполне естественна для начального этапа, который мы сейчас переживаем. Например, до сих пор нет однозначного определения самого понятия - основы православной культуры. И это не удивительно, потому что возможны разные подходы: краеведческий, церковно-этический, культурологический, религиоведческий. Подход к преподаванию курса "Основы православной культуры" зависит и от учебного заведения. В православной гимназии может быть один подход, в светской школе - другой, и для той и для другой должны быть свои программы и учебные пособия. Существует, например, прекрасная программа, подготовленная отцом Виктором Дорофеевым, но эта программа хороша только для церковной школы. Здесь я хочу заметить, что само многообразие региональных образовательных стандартов, их многочисленность выражает волю всей России и говорит о том, что есть необходимость введения федерального стандарта преподавания ОПК. Подготовкой этого стандарта и занимаются разработчики нашей программы.

- Расскажите, пожалуйста, о рабочей группе, занимающейся разработкой программы?

- Это целая научная группа, которая существует на базе межвузовской кафедры православной педагогики Самарской духовной семинарии. Сопредседателями рабочей группы по созданию программы являются председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и министр культуры России Александр Сергеевич Соколов. Мы сотрудничаем с Самарским институтом повышения квалификации работников образования, готовим преподавателей курса "Основы православной культуры". Учителя, опираясь на разработанную нами программу, "пишут" уроки. Мы выбираем лучшие уроки и из них составляем учебные пособия. Мы стараемся не противопоставлять курс "Основы православной культуры" другим предметам. Наша образовательная программа строится так, что в ней учитываются все темы, которые в это же время преподаются на других уроках, и эти темы она комплексно дополняет: например, изучение Ветхого Завета совпадает с изучением истории Древнего мира. Таким образом мы вписываем программу в систему федерального стандарта образования.

- Как к вашей работе относятся властные структуры федерального уровня?

- Программа "Духовно-нравственная культура" как научный проект, имеющий церковно-государственный статус, поддерживается Министерством культуры РФ, представительством Президента России в Приволжском округе, Советом Федерации, многими комитетами в Госдуме. Но не могу не сказать о том, что при этом программа не имеет федерального финансирования и сейчас реализуется на средства частных жертвователей.

- Расскажите о работе кафедры православной педагогики?

- Кафедра занимается не только подготовкой преподавателей ОПК, но и специалистов с православным мировоззрением самого разного профиля: поскольку кафедра является межвузовской, с нами сотрудничает Аэрокосмический университет, Академия путей сообщения и другие самарские вузы. Мы читаем для студентов курсы по духовным основам семейной жизни, по истории Церкви, по культуре Православия. Семинария входит в совет самарских вузов.

Более четырех лет на историческом факультете Самарского госуниверситета читается курс "Основы христианской антропологии". Этот курс не претендует на полный обзор святоотеческой антропологии, он проще, в большей степени просветительский, чем богословский.

- На фестивале православных фильмов "Лучезарный ангел", существующем в рамках вашей программы, был представлен фильм "Остров"...

- Я думаю, что фильм "Остров" положил начало новому жанру, который я назвал бы жанром духовного реализма. В чем этот реализм? Не в том, что Мамонов там не играл, а молился, а в том, что создатели фильма сумели показать, что за людьми стоит могущественная Сила, что Она-то все и творит.

- Вы - монах, насколько правдоподобно, на ваш взгляд, в "Острове" показана монастырская жизнь?

- Знаете, в чем правда заключается? В том, что люди в монастырях совершенно разные, как и показано в этом фильме. Что там? Вспомните. Вот они "поговорили", только что один нажаловался на другого, а дальше - показывается общая молитва. Молитва - главное в монастыре, это самая суть монастырской жизни. И, конечно, любовь, ведь они все равно любят друг друга и друг без друга жить не могут, потому что это - духовная семья. В ней есть и отец наместник, который всё примиряет; есть молодые монахи, которые растут, они духовного опыта еще не имеют, но хотят его иметь; есть старец, он - соль монастырской жизни. Если вы читали святоотеческую литературу, то вы, конечно, знаете, что жить рядом со старцем очень и очень нелегко. В фильме это хорошо показано.

- Презентация вашей программы на XV Рождественских чтениях - это некоторый итог вашей работы. Как вы его охарактеризуете?

- Нами пройден весьма важный этап: сейчас программа уже реализуется в региональных масштабах. Программа состоялась, одно из ее главных качеств в том, что она дает системный подход к многообразным проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи. Систематичность - вот то, чего в первую очередь не хватает, чтобы и семья, и школа были связаны одним мировоззрением, пропитаны одним духом. Программа хорошо работает именно в миру, она рассчитана на детей, выросших в невоцерковленных семьях. Например, в самом обыкновенном детском летнем лагере появляются люди, которые проводят день духовного здоровья, и дети начинают вместо пляжа выбирать молитву, вместо дискотеки - посещение богослужения. Главное - это дать детям возможность выбора, не навязывая, а показывая.

Церковь входит в мир - в мир детей, в ученый мир. Сейчас Церковь работает с Российской академией образования. Президент академии Николай Дмитриевич Никандров поддерживает нашу программу.

- Сколько примерно человек принимает участие в разработке этой программы?

- Трудно сказать. Есть люди, которые работают как организаторы, а есть люди, которые привлекаются как авторы, как консультанты. В разработку программы включены целые церковно-научные круги.

- Каковы ваши планы на будущее?

- Нам нужно обосновать необходимость образовательной области духовно-нравственной культуры и разработать для нее федеральные стандарты.

- Сколько времени может уйти на разработку этих стандартов?

- Основные наработки у нас уже есть. Многое зависит от государственной позиции. Например, недавно Министр образования Андрей Фурсенко заявил о том, что Российской академии образования дано поручение разработать эти стандарты. А президент РАО Николай Дмитриевич Никандров мне сказал, что никакого официального указания приступить к разработке не было.

- То есть, позиция государства остается...

-...пока что выжидательной. При этом Министерство образования пытается упразднить региональный компонент, в рамках которого преподаются "Основы православной культуры". Принята поправка к Закону об образовании, в соответствии с которой пункт о праве регионов на собственную политику в сфере образования исключен из Закона. Первый шаг к сокращению самостоятельности регионов в сфере образования уже сделан.

- Каковы должны быть ответные действия?

- Необходимо противостоять подобной тенденции, и в первую очередь этому должны противостоять губернаторы, ведь это их лишают права проводить собственную региональную политику.

Беседовал Алексей Сагань

http://www.pravoslavie.ru/guest/070220163356
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Георгий (Шестун)
Чему мы призваны научить наших детей
Выступление на секции XXIII ВРНС «Защита материнства и детства – фундамент народосбережения России», 17.10.2019 г.
26.10.2019
Мы наблюдаем возрождение православной России!
О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации
27.03.2019
«Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня»
На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко)
01.02.2019
Все статьи Архимандрит Георгий (Шестун)
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44