Религия как важный фактор современного общества

0
262
Время на чтение 5 минут
Конференция "Религиозный фактор в жизни современного общества" темами своих докладов была наиболее многоплановой из всех, прошедших в рамках XV Международных Рождественских чтений. Она стала яркой иллюстрацией того, что сегодня религия в той или иной степени оказывает влияние на все сферы общественной жизни.

Конференция проходила в Российском государственном социальном университете, и ее ректор академик Василий Иванович Жуков на правах хозяина в приветственном слове четко задал тон мероприятию. В частности он заявил, что "Русская Православная Церковь является не только общественным институтом и консолидирующей наше общество духовной силой, но и нравственным духовным стержнем российской государственности, а также мощнейшим инструментом для подготовки современных специалистов сферы социального обслуживания". В этих стенах, знавших Ленина, Сталина и Димитрова, такая высокая оценка Церкви когда-либо вряд ли звучала, ведь еще 15 лет назад здесь располагался Институт марксизма-ленинизма. Для тех, кто более глубоко знаком с историей здания РГСУ, слова ректора стали первым, приведенным на конференции, примером положительного влияния религии на общество. Дело в том, что до марксистов там располагался БИСС (Бюро информации Советского Союза), а заседавших там называли не иначе как бесами - так искаженно произносилась аббревиатура.

О влиянии Церкви на общество убедительно говорилось в докладе епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. Владыка констатировал, что религия проникла практически во все сферы общественной жизни. Однако выступление епископа был совсем не радужным, более того, содержало перечень конкретных проблем, присутствующих во взаимоотношениях Церкви с обществом, точнее с государством. Так, по его мнению, в отношениях Церкви и государства в России еще сильно влияние пережитков советской системы. Не решен вопрос возвращения храмов и монастырей в собственность Церкви, с прошлого года на Церковь было распространено действие закона о некоммерческих организациях, приравнявшего православные приходы и монастыри к обществам филателистов и правозащитным фондам, постоянно поступают предложения о создании госоргана в сфере религии. Кроме того, затягивается решение вопросов духовного окормления армии и введения в школьную программу факультативного курса "Основы православной культуры". Владыка показал несостоятельность доводов противников введения этого курса, ссылающихся на поликонфессиональность и полиэтничность населения России, аргументировав это тем, что более 80% населения нашей страны - русские, а порядка 50 % - православны. Кроме того, "Основы православной культуры" - это не вероучительный, а культурологический предмет. Епископ Феофан также отметил, что толерантность, уважение к людям любых национальностей и вероисповеданий, отношение к ним как к образу Божию - это одна из составляющих православной культуры. Таким образом, изучение школьниками курса "Основы православной культуры" является лучшей прививкой против ксенофобии и экстремизма.

Также было упомянуто о невыстроенности отношений Церкви со СМИ. Журналистам надо признать существование духовной жизни и ее значимость для большинства жителей, а духовенству и всем православным людям необходимо научиться находить общий язык со СМИ, доносить до них нашу позицию. Владыка поделился собственным опытом, как путем личного контакта с владельцами телеканалов, газет, интернет-ресурсов, ему удалось добиться положительных результатов в сотрудничестве со СМИ в Северо-Кавказской епархии.

Следующей важной темой было обсуждение того, как на международной арене воспринимается усиление роли РПЦ в российском обществе. Анализируя ситуацию в мире, Ольга Юрьевна Васильева, доктор исторических наук, зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений и религиоведения РАГС, заявила, что "на пути политики США, направленной на абсолютную гегемонию в мире, стоит Россия и Русская Православная Церковь". Для достижения поставленной цели США стремятся навязать свою систему ценностей всему остальному миру. Национальные культура, религия и власть - главные препятствия к насильственному объединению мира. Концепция прав человека, являющаяся произведением западной цивилизации, не имеет ничего общего с традиционной русской культурой. Права человека по-разному интерпретируются секулярным западным сознанием и сознанием верующего человека. Для верующего человека суть добра и зла может определять только Закон Божий, а не сам человек. Такие вещи, как эвтаназия, однополые браки, азартные игры, осуждаемые всеми традиционными религиями, имеют право на существование с позиции прав человека. В соответствии с этой концепцией сейчас происходит удаление из публичной сферы всего, что связано с христианством, чтобы "не оскорблять чувства представителей других религий"; ущемляются права религиозного большинства под предлогом соблюдения прав религиозных меньшинств. Получается, что права человека не могут защитить их религиозных и культурных традиций.

"Сейчас как никогда необходим диалог властных структур и религиозных общин. Религиозные объединения могут влиять на основополагающие решения, так как являются главными носителями моральных ценностей в любом обществе. Единственный способ противостоять глобализации - вернуть традиционную мораль в публичную сферу", - сказала Васильева.

Тему отношения западного общества к религии продолжил протоиерей Стефан Хэдли из Корсунской епархии (Франция) в своем докладе "Религиозное образование в европейских государственных школах". Он рассказал о негативном влиянии, которое несет западная культура: "Секуляризация в Европе почти завершена. К этому же стремятся некоторые в России, но представляют ли они, к чему может привести безразличие ценностей, как оно отразится на умах и сердцах молодежи? Результатом будет отчуждение, инфантилизм, высокое число абортов и разводов". По мнению о. Стефана, для России актуальна проблема искажения религиозной жизни под воздействием поп-культуры. Кроме того, докладчик отметил, что "светская идеология ЕС пытается утвердить мысль о том, что религия - источник нетерпимости и насилия".

Теме влияния религии на души и умы молодежи было посвящено несколько докладов. Особый интерес вызвало выступление доцента кафедры философии РГСУ Ольги Лобазовой, которая рассказала о мировоззренческом выборе современной молодежи. Свои исследования она проводила среди студентов РГСУ. Выяснение принадлежности учащихся к той или иной религии (конфессии) дало следующие результаты: больше всего православных (точнее - относящих себя к таковым), а именно 68% от общего количества студентов, в будущем видят себя психологами, социальными педагогами и соцработниками, в то время как большинство мусульман выбрали экономику и юриспруденцию - 24%; эти же дисциплины сильнее других притягивают "неверующих". Другим интересным исследованием стало представление образа верующего человека в глазах молодежи. Все респонденты сошлись во мнении, что верующим свойственны скромность, порядочность, законопослушность. Далее начинается самое интересное: несмотря на априорные положительные качества, для 60% опрошенных юношей верующий человек все же представляется малокультурной женщиной-ханжой, для 40% - это авторитарный священнослужитель. В "девичьем" опроснике ситуация немного лучше: для 75% верующий человек - это верная, честная девушка, для остальных - это бедный и немодный юноша.

Данное исследование отчетливо демонстрирует, насколько далеки от действительности представления светской молодежи о верующих людях. Это обусловлено, в первую очередь, личной невоцерковленностью, и отсюда - субъективные суждения о верующих людях, сформированные на основе сложившихся стереотипов. Тем не менее, православным впору задуматься о собственном имидже.

На конференции также были затронуты такие темы, как роль РПЦ в объединении соотечественников, использование духовного наследия в качестве фактора развития современного общества, наличие криминальных сообществ с религиозной мотивацией и многие другие. Ни одна из озвученных тем не воспринималась аудиторией экзотичной или в чем-то несущественной. Все собравшиеся - как докладчики, так и слушатели - были единодушны во мнении, что религия, а в России - это прежде всего Православие, проникла во все сферы нашей жизни, и развивать общества без четкого осознания этого факта невозможно.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070209101805
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Терехов
Все статьи Евгений Терехов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04