Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Воскресная школа - основа современной катехизации на приходе

Иван  Пиковский, Православие.Ru

08.02.2007

Сегодня знать основы христианства хотят многие: некрещеные, утратившие веру и огромное число крещеных. Пройти кахетизацию (процесс просвещения, научения основам христианства) лучше всего в воскресной школе. О том, что она сегодня собой представляет, какие задачи перед собой ставит и каких результатов должна достигать, говорилось на секции "Церковно-приходская воскресная школа как ведущая форма катехизации на приходе" ХV Рождественских чтений.

В отличие от практики Древней Церкви, нынешняя кахетизация включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным таинствам уже крещеных. Главная ее задача сегодня - сделать сознательной жизнь воцерковляющихся. Чаще всего катехизация проводится на приходе в виде собеседования со священником. Это - первый шаг на пути жизни в Церкви. Но этот первый шаг не должен быть длящимся вечность. И потому после крещения христианин должен не ограничиваться только изучением основ веры, а продолжать образование, переходить к практической жизни внутри Церковного организма, поскольку "вера без дел мертва" (Иак. 2, 26). Таким жизненным центром прихода, местом общения и общего дела для верующих в последнее время стала церковно-приходская воскресная школа.

В отличии от XIX века, когда в церковно-приходских школах учились только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы, в наше время в воскресных школах учатся люди всех возрастов. А в отличие от современной светской, обучение в воскресной школе предполагает сообразование человека с образом Христовым, соответствующее духовно-нравственное воспитание.

Потому одной из главных задач воскресной школы является - дать знания, вдохновить каждого человека на жизнь в Церкви. А главной трудностью в создании воскресной школы является формализм и холодность.

Основой плодотворной деятельности воскресной школы является практикование индивидуального подхода к каждой возрастной группе.

По словам протоиерея Константина Островского, "взрослые сами способны читать и учиться". Конечно, для их образования могут читаться лекции на исторические, богословские и другие темы, но более важны исповедь, участие в литургии, общение с приходским священником, совместное с другими прихожанами дело.

Для детей же нужно, чтобы занятия были творческими, интересными, увлекательными. При этом они должны прививать знания. "Будет ли человек исполнять то, чему его научили, - тайна его свободы. Но мы должны его научить", - говорил иерей Георгий Каменев. Для этого важен системный подход: в зависимости от возраста рассказывать то, что дети уже способны воспринять; закреплять полученные знания твердыми навыками; переходя на следующий возрастной уровень, постоянно повторять уже пройденное. Актуальным является восстановление базовых человеческих категорий (например, человек, земля, отечество, дружба и др.), приучение детей к выражению своих мыслей на языке литературном, не редуцированном, привлечение к труду. А если занятия станут для них интересными, родители, слушая детей, будут сами входить в храм.

В ситуации демографического кризиса созидание здоровых полноценных семей особенно важно. По мнению психолога-консультанта центра "Живоносный источник" Ирины Машковой, "воскресная школа должна быть семейной и обучать тому, как строить христианскую семью и жить в ней". Такой опыт созидания духовно-здоровых семей у Церкви есть. И на него смотрят светские институты. "Наступило время социальных проектов, которые государство, используя церковный опыт, готово активно внедрять", - утверждает Мошкова.

Однако и церковным школам есть чему поучиться у светских, в первую очередь - управлению учебным процессом. Необходимо научиться правильно определять цель каждого учебного проекта, выбирать форму работы, проводить анализ и корректировку деятельности. В школе должны быть, помимо духовника, руководитель, методисты, организаторы и педагоги. У каждого есть своя роль и свои обязанности, и лучше, если все это будет заранее регламентировано.

Можно строить обучение в один год, можно - в три. Можно проводить культурно-просветительские, военно-патриотические, спортивные и другие мероприятия. Программ уже написано много, и, как отмечалось в ходе выступлений докладчиков, существует проблема технологии преподавания, а не выбора программ. "При школе могут быть и спортивные кружки, и танцевальные, и археологические. Лишь бы это детям было интересно, и помогало воцерковлению. Но нужны профессиональные преподаватели, труд которых должен быть оплачен, - сказал священник Константин Сопельников. - И не только программа обучения важна, но и профессионализм, духовный облик преподавателей".

Мало возвестить детям великие Истины, рассказать про базовые навыки благочестия, но сама вера в Бога должна определять их поступки. Потому с большим результатом проводятся "уроки-молебны", организованное причастие. Невозможно сочетать молитву с уроками, но, с другой стороны, Закону Божию можно учить через богослужения. Хотя бы потому, что молитва для ребенка - это средство быть честным. В этом мнении сходилось большинство участников встречи.

Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них важна сама среда общения, спортивные, туристические мероприятия, паломничества. В неформальной обстановке через дружескую беседу со сверстниками наставление в вере легче передается новоначальным. Руководитель молодежной группы должен быть способным адекватно интерпретировать происходящие в молодежной субкультуре события. Для молодежи постстуденческого возраста очень актуальным является поиск второй половины, создание долговечного супружеского союза, воспитание детей. Для них остается открытым вопрос: "Как построить семью на христианском фундаменте?".

Для всех вообще прихожан - важны общие дела. В воскресной школе через конкретные дела любви прихожане сближаются друг с другом и являют собой живое свидетельство христианской соборности. Глядя на них, и у новоначальных возникает желание тянуться ко Христу. И тогда, в зависимости от возраста и способностей каждого, для них в воскресной школе выбираются различные формы и методы катехизации. Цель же одна - воцерковление человека, единение в мире и любви в Теле Христовом.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070208182756



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме