Воскресная школа - основа современной катехизации на приходе

0
241
Время на чтение 4 минуты
Сегодня знать основы христианства хотят многие: некрещеные, утратившие веру и огромное число крещеных. Пройти кахетизацию (процесс просвещения, научения основам христианства) лучше всего в воскресной школе. О том, что она сегодня собой представляет, какие задачи перед собой ставит и каких результатов должна достигать, говорилось на секции "Церковно-приходская воскресная школа как ведущая форма катехизации на приходе" ХV Рождественских чтений.

В отличие от практики Древней Церкви, нынешняя кахетизация включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным таинствам уже крещеных. Главная ее задача сегодня - сделать сознательной жизнь воцерковляющихся. Чаще всего катехизация проводится на приходе в виде собеседования со священником. Это - первый шаг на пути жизни в Церкви. Но этот первый шаг не должен быть длящимся вечность. И потому после крещения христианин должен не ограничиваться только изучением основ веры, а продолжать образование, переходить к практической жизни внутри Церковного организма, поскольку "вера без дел мертва" (Иак. 2, 26). Таким жизненным центром прихода, местом общения и общего дела для верующих в последнее время стала церковно-приходская воскресная школа.

В отличии от XIX века, когда в церковно-приходских школах учились только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы, в наше время в воскресных школах учатся люди всех возрастов. А в отличие от современной светской, обучение в воскресной школе предполагает сообразование человека с образом Христовым, соответствующее духовно-нравственное воспитание.

Потому одной из главных задач воскресной школы является - дать знания, вдохновить каждого человека на жизнь в Церкви. А главной трудностью в создании воскресной школы является формализм и холодность.

Основой плодотворной деятельности воскресной школы является практикование индивидуального подхода к каждой возрастной группе.

По словам протоиерея Константина Островского, "взрослые сами способны читать и учиться". Конечно, для их образования могут читаться лекции на исторические, богословские и другие темы, но более важны исповедь, участие в литургии, общение с приходским священником, совместное с другими прихожанами дело.

Для детей же нужно, чтобы занятия были творческими, интересными, увлекательными. При этом они должны прививать знания. "Будет ли человек исполнять то, чему его научили, - тайна его свободы. Но мы должны его научить", - говорил иерей Георгий Каменев. Для этого важен системный подход: в зависимости от возраста рассказывать то, что дети уже способны воспринять; закреплять полученные знания твердыми навыками; переходя на следующий возрастной уровень, постоянно повторять уже пройденное. Актуальным является восстановление базовых человеческих категорий (например, человек, земля, отечество, дружба и др.), приучение детей к выражению своих мыслей на языке литературном, не редуцированном, привлечение к труду. А если занятия станут для них интересными, родители, слушая детей, будут сами входить в храм.

В ситуации демографического кризиса созидание здоровых полноценных семей особенно важно. По мнению психолога-консультанта центра "Живоносный источник" Ирины Машковой, "воскресная школа должна быть семейной и обучать тому, как строить христианскую семью и жить в ней". Такой опыт созидания духовно-здоровых семей у Церкви есть. И на него смотрят светские институты. "Наступило время социальных проектов, которые государство, используя церковный опыт, готово активно внедрять", - утверждает Мошкова.

Однако и церковным школам есть чему поучиться у светских, в первую очередь - управлению учебным процессом. Необходимо научиться правильно определять цель каждого учебного проекта, выбирать форму работы, проводить анализ и корректировку деятельности. В школе должны быть, помимо духовника, руководитель, методисты, организаторы и педагоги. У каждого есть своя роль и свои обязанности, и лучше, если все это будет заранее регламентировано.

Можно строить обучение в один год, можно - в три. Можно проводить культурно-просветительские, военно-патриотические, спортивные и другие мероприятия. Программ уже написано много, и, как отмечалось в ходе выступлений докладчиков, существует проблема технологии преподавания, а не выбора программ. "При школе могут быть и спортивные кружки, и танцевальные, и археологические. Лишь бы это детям было интересно, и помогало воцерковлению. Но нужны профессиональные преподаватели, труд которых должен быть оплачен, - сказал священник Константин Сопельников. - И не только программа обучения важна, но и профессионализм, духовный облик преподавателей".

Мало возвестить детям великие Истины, рассказать про базовые навыки благочестия, но сама вера в Бога должна определять их поступки. Потому с большим результатом проводятся "уроки-молебны", организованное причастие. Невозможно сочетать молитву с уроками, но, с другой стороны, Закону Божию можно учить через богослужения. Хотя бы потому, что молитва для ребенка - это средство быть честным. В этом мнении сходилось большинство участников встречи.

Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них важна сама среда общения, спортивные, туристические мероприятия, паломничества. В неформальной обстановке через дружескую беседу со сверстниками наставление в вере легче передается новоначальным. Руководитель молодежной группы должен быть способным адекватно интерпретировать происходящие в молодежной субкультуре события. Для молодежи постстуденческого возраста очень актуальным является поиск второй половины, создание долговечного супружеского союза, воспитание детей. Для них остается открытым вопрос: "Как построить семью на христианском фундаменте?".

Для всех вообще прихожан - важны общие дела. В воскресной школе через конкретные дела любви прихожане сближаются друг с другом и являют собой живое свидетельство христианской соборности. Глядя на них, и у новоначальных возникает желание тянуться ко Христу. И тогда, в зависимости от возраста и способностей каждого, для них в воскресной школе выбираются различные формы и методы катехизации. Цель же одна - воцерковление человека, единение в мире и любви в Теле Христовом.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070208182756
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Пиковский
Все статьи Иван Пиковский
Последние комментарии
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:16
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05