* * *
Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся на последнем листе самой рукописи. В переводе на современный русский язык текст приписки -послесловия - звучит так: " Слава Тебе, Господи Царь Небесный, за то, что удостоил меня написать это Евангелие. Я, диакон Григорий,... начал... его писать в году 1056-м, а окончил - в году 1057-м. Написал же я его для раба Божия, названного в крещении Иосиф, а по- мирскому - Остромир, который был свойственником князя Изяслава... Князь Изяслав управлял престолом отца своего Ярослава в Киеве, а престол своего брата Владимира он поручил управлять своему свойственнику Остромиру в Новгороде"...Итак, заказчиком Евангелия был новгородский посадник Остромир. Воевода Остромир известен и по историческим источникам. Он принадлежит к древнему влиятельному русскому роду Добрыничей (былинный Добрыня Никитич приходится ему дедом), четыре поколения которых достоверно прослеживаются по русским летописям. Умные и властные Добрыничи оставили свой след в истории Руси Х-Х1 веков.
Остромир ( от древнерусского "остр", т.е. храбрый, ярый, решительный) находился в родстве с великими киевскими князьями, Владимиру Красное Солнышко - крестителю Руси - он доводился двоюродным племянником, а князю Изяславу, при котором было написано Остромирово Евангелие, троюродным дядей. Занимая пост новгородского посадника, он оказал существенное влияние на формирование культурных и политических традиций Новгорода. Погиб энергичный воевода Остромир в 1060 году в походе во главе новгородской дружины: " и иде Остромир с новгородци на Чюдь, и убиша его Чюдь, и многа паде с ним новгородцев."
Остромирово Евангелие - одно из самых больших ( размером 35 на 30 см.) по формату русских рукописей. Двести девяносто четыре листа рукописи заполнены крупными прямо стоящими буквами уставного письма. Это очень красивый и величественный стиль письма русских книг Х1-Х1У веков. Отлично выделанный тонкий белый пергамент подчеркивает четкость текста, разделенного на два столбца. Каждая буква выписана с особой тщательностью. Книга богато украшена заставками, раскрашенными золотой, красной, зеленой и голубой красками.
Первая страница Остромирова Евангелия - чистая, без текста и каких-либо украшений: на ней есть только пометка позднейшей скорописью: "Евангелие Софейское апракос". (первую страницу пергаментных книг, которая непосредственно соприкасалась с верхней доской переплета, всегда деревянного, и терлась об него, оставляли чистой.. При переплетениях таких книг в начале и в конце блока пришивались бумажные листы. Следы приклейки первого листа к доске переплета остались и в Остромирова Евангелие)
Первый лист текста увенчан большой заставкой-рамкой, заполненной красочным орнаментом византийского стиля. В нее золотом вписан заголовок первого чтения: "Евангелие от Иоанна, глава 1". Сам текст начинается большой, красочной с золотом, заглавной буквой - инициалом Н (современное И), с которого начинается текст Евангельского чтения на первый день праздника Пасхи. Искони бъ слово (В начале было слово) На отдельных листах помещены миниатюры, изображающие евангелистов. Их образы величавы и вдохновенны. Евангелисты изображены за работой: рядом - письменные принадлежности, книги, свитки. Композиции заключены в роскошные, украшенные многоцветным орнаментом, рамки.
Одной из самых поразительных деталей художественного оформления Остромирова Евангелия являются исполненные золотом и красками инициалы - крупные заглавные буквы. Ими начинается каждый новый раздел текста. Они искусно компонованы в текст и выполнены плотными, "тяжелыми" красками, имеющими такую рельефность, что кажутся накладными. Яркой раскраской буквицы напоминают драгоценные эмали. При их создании художник проявил неистощимую фантазию: на одном из инициалов вписан лик: на зрителя смотрят в упор выразительные, скорбные глаза, другой человеческий лик, покрытый темно-малиновой краской является символическим изображением пышущего жаром солнца; из причудливых разноцветных переплетений орнамента других инициалов выступают головы хищных птиц, зверей, каких-то химер. Изумительна вариантность инициалов. Так, из 133 заглавных букв "Б" нет ни одной одинаковой, у каждой свои решения, рисунок. композиция цветов.
Но ради чего создавались такие яркие и заметные инициалы?
Не только, чтобы украсить книгу. Инициалы имеют и функциональное значение. Остромирово Евангелие - это широко распространенный на Руси вариант евангелия, который предназначался для торжественного чтения "во всеуслышания". Текст в нем расположен в последовательности его чтения при богослужении. И красочные инициалы служили опознавательными знаками для чтеца. По инициалам он определял систему голосоведения с таким расчетом, чтобы перед инициалом, где начиналось "зачало", голос мог обрести наибольшую полноту и высоту звучания.
Все в этой рукописной книге радует глаза, вызывает восхищение. Красота композиции, изящество почерка, изысканность заставок и инициалов. Книга похожа на драгоценное ювелирное изделие. это подлинное произведение искусства, шедевр, дошедший до нас через толщу десяти столетий.
Изучая язык Остромирова Евангелия, ученые пришли к выводу, что здесь сохранено древнейшее правописание церковнославянского языка", (т.е. языка, который сохранился в церковных книгах славян) и перевод Евангельского текста в этом памятнике восходит к переводу славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Таким образом, Остромирова Евангелие можно поставить в ряд древнейших памятников старославянского языка - общего литературного языка славян. и в этом смысле рукопись приобретает значение общеславянского памятника письменности и культуры.
Несколько слов о создателе Остромирова евангелия дьяконе Григории. Место, которое занимает этот замечательный мастер в истории русской культуры определено в академическом "Словаре книжников и книжности Древней Руси": его имя должно быть поставлено одним из первых в ряду русских книжников и писателей". Безукоризненная каллиграфия рукописной книги говорит о высочайшей одаренности мастера, а "авторское" послесловие на последнем листе кодекса передает нам его человеческий облик. Закончив нелегкий труд, он благодарит Бога, славит заказчика книги, извиняется перед будущим читателем за возможные ошибки, допущенные при переписке.
Не о таком ли летописце мы читаем у А.С. Пушкина в "Борисе Годунове"?
Еще одно последнее сказание -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд, усердный, безымянный
Засветит он, как я, свою лампаду
И пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет...
Книга "Остромирово Евангелие" имеет счастливую судьбу. После смерти воеводы Остромира, принадлежащее ему Евангелие попадает в Софийский собор Новгорода. Об этом указывает пометка на первом листе книги: "Евангелие Софейское апракос" В библиотеке Софии книга хранилась не одно столетие. В 1576 году после разгрома Новгорода Иван Грозный, наряду с другими ценными книгами, вывозит рукопись в Москву, где она хранится в ризнице Воскресенской церкви в "большом сундуке", как значится в описи, составленной в 1701 году. В 1720 году по указу Петра 1 "Книгу евангелие, писанное на пергаменте, которому 560 лет" доставили в Санкт-Петербург, где она нашла приют в библиотеке Сената. Затем следы Остромирова Евангелия теряются. И только в 1805 совершено случайно рукописная книга была найдена среди имущества Екатерины 11. Как она туда попала, можно только догадаться. Ни в каких списках и описях книга не значилась, вероятно, как пишет личный секретарь императрицы, рукопись "поднесли её Величеству". Найденное Евангелие Александр 1 распорядился передать в Императорскую библиотеку - ставшую позже Государственной Публичной библиотекой им. М.Е. Салтыкова-Щедрина,( ныне - Российская Национальная библиотека) где она хранится и теперь. Передача Остромирова Евангелия в Публичную библиотеку положила начало его изучению как исторического памятника Х1 века и старейшего памятника славянской письменности. Хранители Депо манускриптов - так назывался тогда современный Отдел рукописей и редких книг, чтобы не тревожить лишний раз драгоценную книгу, прежде всего сняли с нее точную копию и сообщили об Остромировом Евангелии знатокам русской древности.
В 1843 году вышло первое издание Остромирова Евангелия. текст был набран в точном соответствии с подлинником - уставным письмом Х1 века, лист в лист. строка в строку, шрифтом, отлитым специально для публикаций древних рукописей. В Х1Х веке рукописнаяь книга издавалась еще раз - в 1883 году. Оба издания давно стали библиографической редкостью.
В 1996 году к 1000-летию Крещения Руси издательский отдел Московского патриартата совместно с учеными подготовили, а издательство "Аврора" выпустило в свет факсимиле Остромирова Евангелия. Современные технические средства дали возможность воспроизвести все особенности графики кирилловского письма. Несомненно, это издание - единственное в ХХ веке - уже является библиографической редкостью. Читатели Моркой библиотеки имеют возможность увидеть эту сокровищницу книжного искусства Древней Руси, ознакомиться с древнейшим памятником старославянского языка - общего языка всех славян.
...Давно нет заказчика Евангелия - воеводы и новгородского посадника храброго Остромира. Нет исполнителя его заказа - замечательного каллиграфа дьякона Григория, а книга осталась: "Рука, державшая перо истлела, но написанное живет вечно". Остромирово Евангелие осталось нам в наследство как свидетельство высокого мастерства и высокой духовности наших предков.
Карпова Светлана, заведующая методико-библиографическим отделом Морской библиотеки им.М.П.Лазарева, г.Севастополь
http://www.grafskaya.com/article.php?id=772