Интервью с членом Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата, церковным историком, профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиереем Георгием Митрофановым.
В своем труде "Исторические портреты" В. О. Ключевский писал: "Когда вместе с разнообразной, набожно крестящейся народной волной вступаешь в ворота Сергиевой Лавры, иногда думаешь: почему в этой обители нет и не было особого наблюдателя, подобного древнерусскому летописцу, который спокойным неизменным взглядом наблюдал и ровной бесстрастной рукой записывал, "еже содеяся в Русской земле"".
В Советский период Русской истории мировоззрение большинства людей, их представление о событиях, в том числе и Гражданской войны, формировалось под идеологическим гнетом Коммунистической партии. Не случайно, у многих имя генерала Владимира Оскаровича Каппеля ассоциируется с неумолимо идущим в наступление строем белогвардейских офицеров - каппелевцев - сценой из кинофильма "Чапаев", вышедшего на экраны Советского Союза в 1934 году.
В свете последних событий - перенесения останков В. О. Каппеля из Китая в Россию и их погребения в некрополе Донского Монастыря - в сознании россиян неизбежно создастся новый, наверное, более близкий к настоящему, образ белогвардейского героя.
Каким же остался генерал Каппель в истории России, в истории Русской Армии?
Прежде всего, хотелось бы отметить, что генерал Капель выделяется из плеяды белых вождей. Конечно, все они были яркими личностями, выдающимися людьми, так или иначе, но следовали разнообразным традициям Русской Армии.
Говоря о генерал-лейтенанте Владимире Оскаровиче Каппеле, я бы хотел отметить несколько очень интересных черт его личности, некоторые эпизоды его жизненного пути.
Происходя из военной семьи, которая по отцовской линии уходила корнями к обрусевшим шведам, будущий генерал Капель закончил кадетский корпус в Петербурге и Николаевское кавалерийское училище. Выпускники этого, самого элитного из кавалерийских училищ, учебного заведения шли в лучшие полки русской кавалерии.
В то время кавалерия отличалась достаточно жесткими нравами и разгульным образом жизни офицеров. Владимир Оскарович Каппель получив распределение в один из знаменитых русских кавалерийских полков выделялся в офицерской среде тем, что был очень сдержанным, чуждым участия в офицерских пирушках, человеком высокой личной нравственности.
Показательная история произошла с ним в 23 года, когда его полк был переброшен в Пермскую губернию на подавление восстания. Оказавшись в провинциальной русской среде, где офицеры были, конечно, заметными фигурами он познакомился со своей будущей женой Ольгой Сергеевной. Ее отец воспринимал Каппеля гулякой, человеком легкого нрава, подобного многим другим кавалерийским офицерам.
Владимиру Оскаровичу пришлось обвенчаться с Ольгой втайне, т. к. ее родители не захотели благословить этот брак.
Но дальнейшие события показали, что Ольга Сергеевна встретила на своем пути не заурядного кавалерийского ловеласа, а порядочного молодого человека.
Их семья стала образцовой православной семьей, что не так часто можно было встретить даже среди русского офицерства. Учеба Владимира в Академии Генерального Штаба послужила для родителей Ольги доказательством того, что она обрела себе в супруги образованного, благочестивого русского офицера.
Владимир участвовал в боевых действиях Первой Мировой Войны. Все эти годы Ольга считала, что должна помогать Владимиру нести тяготы службы. Их жизнь была своеобразной аскезой христиан в миру.
Началась Гражданская война. Владимир Оскарович воевал в Народной Поволжской Армии и там блестяще проявил себя как военачальник, освобождая от большевиков русские города. Но ему было суждено пройти тяжелое испытание - его жена оказалась заложницей в руках красных. Вся последующая карьера генерала Каппеля, кажущаяся нам блистательной, проходила в сочетании с острыми переживаниями о судьбе жены.
Тогда проявилась подлинная христианская жертвенность, которая была характерна для обоих супругов. Блестящий белый генерал, всегда хранивший верность своей супруге, ни на минуту не сомневался, что жена не станет упрекать его тем, что в войне против большевиков он не пытается предпринять какие-то усилия по ее освобождению. Существует информация, что Каппель получал от большевиков послания, в которых они в обмен на освобождение Ольги Сергеевны требовали сменить характер боевых действий подчинявшихся ему воинских подразделений.
Генерал Краснов, будучи в эвакуации, написал роман, основой сюжета которого были реальные события. А сюжет заключался в следующем. Белый офицер, спасая свою семью от голодной смерти, вступил в ряды Красной Армии. Но, отправляясь в зону боевых действий, он договорился с женой о том, что перейдет обратно к белым. Жена благословила его, сказав, чтобы он не думал об ее судьбе. Он осуществил свой замысел, а она приняла страшную мучительную смерть в застенках Петроградского ЧК.
В этой пространной истории отражены судьбы многих офицерских семей в период гражданской войны. Жена должна была не только следовать за мужем по дальним гарнизонам, но и умирать с ним или даже за него, оказываясь в руках большевистских палачей.
Нередко офицеры, семьи которых оказывались заложниками у большевиков, начинали воевать против России, против своих братьев по оружию - белых офицеров. Но Капель и его жена с достоинством выдержали это испытание.
То, что Господь сохранил жизнь Ольги Сергеевны, то, что выжили его дети - это пример попечения Божиего о людях, которые во имя служения Христу и России, казалось бы, обрекли себя на верную гибель.
Владимир Оскарович не покинул свои войска во время Ледового похода, несмотря на ампутацию обмороженных стоп и крупозное воспаление легких. Каждый день он, полуживой, с высокой температурой, садился на коня и объезжал своих подопечных, поднимая их боевой дух. Этот поступок является примером истинно христианской жертвенности или здесь проявились особые личностные качества генерала?
Что касается его последнего назначения в декабре 1919 года на пост командующего отступавшей армией, которая и морально, и физически была уже разбитой - это особая страница.
Капель прекрасно понимал обреченность армии, но взял ее под командование, чтобы свести к минимуму те жертвы, которые были неизбежны. Это характерная черта всей служебной карьеры Каппеля - он очень берег своих подчиненных, очень дорожил даже нижними чинами, которые находились под его командованием. Впрочем, нередко он был готов отпускать и пленных красноармейцев, подчеркивая, что Гражданская война предполагает не только отважные боевые действия, но и глубокие политические решения.
Ледовый поход, как впоследствии назовут отступление Белой Армии под командованием Каппеля, стал, наверное, самой трагической и самой славной страницей его служения. Дело не только в том, что Каппель пытался организовать отступление с максимальным сохранением людских жизней. Армия не бросала свои обозы с гражданскими беженцами, тифозными больными и раненными. Каппель разделял все скорби и невзгоды со своей армией. Он помнил, что его пример подлинного христолюбивого воина может дать силы отступавшей Белой Армии продолжить борьбу за Россию, без которой он не мыслил своей жизни.
Хочется упомянуть одну важную деталь боев в Сибири на Дальнем Востоке. После смерти адмирала Колчака и генерала Каппеля отступавшие под командованием преемника Каппеля генерала Войцеховского воинские части стали называться каппелевцами. Подразделения, носившие это имя, качественно отличались от всех воинских формирований, которые действовали впоследствии в Забайкалье и на Дальнем Востоке. У офицеров, продолжавших воевать против большевиков до 1922-го года, было четкое разделение - каппелевец или семеновец. Офицеры, получившие свой очередной воинский чин в армии Каппеля, справедливо гордились этим, ибо эта армия в тяжелейших условиях отступления, в условиях жесточайшей войны на Дальнем Востоке и Сибири отличалась не только героизмом, но и великодушием. На их фоне офицеры "семеновского производства" представлялись по сути дела полу - разбойничьей шайкой.
В этом умении даже после смерти обусловливать дух армии, именно как дух Христолюбивого воинства, заключается особое значение генерала Каппеля в условиях Белого Движения.
Не случайно останки, столь бережно сохраненные его солдатами и перевезенные в Харбин, остались практически в нетленном виде. Судьба праха генерала показывает, какое отношение он вызывал к себе в условиях, когда люди подчас забывали о своем воинском, христианском долге.
Сравнение деятельности исторических личностей, проведение параллелей, как правило, не выдерживает серьезной критики: порой схожие поступки совершаются в диаметрально различных условиях. Но, тем не менее, можно ли сравнить "стиль" Каппеля как военачальника с другими полководцами?
Пожалуй, характерное отношение к солдату роднит его с такими замечательными командирами как адмирал Федор Ушаков, фельдмаршал Михаил Кутузов. Он также берег солдат, также всегда ощущал свою ответственность не только за их жизни физические, но и за их жизни духовные. Он придавал большое значение нравственному влиянию на своих подчиненных.
Он не требовал от своих солдат подвигов. Каппель стремился действовать согласно принципу, который хорошо передал в своих словах один американский военачальник: "Не слушайте политиканов, которые будут призывать вас героически погибать за свою Родину. Вы должны воевать так, чтобы героически за свою Родину погибал ваш противник". В этих словах заключается самая высокая оценка деятельности полководца.
Если мы посмотрим на статистику, то увидим, что соотношение потерь в Первую Мировую войну на Восточном фронте было 1:2. Причем, во многом это было обусловлено недостатком боеприпасов. А соотношение потерь на Восточном фронте во Вторую Мировую войну составило 1:6.
Вывод один - это были две разные Армии, две разных России, два разных стиля военного командования.
Впрочем, была у Владимира Оскаровича черта, видимо унаследованная от его шведских предков, которая выражалась во внешней "нордической" сдержанности, безукоризненном следовании своему воинскому долгу.
Владимир Оскарович не следовал каким-то политическим химерам. Для него Россия была вполне определенной реальностью, которой он последовательно служил. Эта черта роднит его с человеком, который был близок ему в своих этнических корнях - генерал-лейтенантом Русской Императорской Армии бароном Маннергеймом. О Маннергейме, который служил в гвардии, говорили, что он даже на банкетах никогда "не расстегивает верхнюю пуговицу", и в прямом, и в переносном смысле.
Даже тогда, когда финская Армия наносила поражения Советскому войску, генерал Маннергейм воспринимал себя как "солдата русской службы", считая, что сражается не с русской Армией, а с армией большевиков.
Маршал Маннергейм всю жизнь сохранял добрую память о России. Характерно, что на его письменном столе всегда находился портрет последнего русского государя.
Стремясь возродить патриотические чувства у современных воинов, офицеры-воспитатели, священники, духовно окормляющие военнослужащих, нередко апеллируют к историческому опыту России, в котором можно найти немало достойных примеров того, что значит быть "русским православным воином". Происхождение Владимира Оскаровича Каппеля обусловило несколько отличающийся от русского менталитет.
Может ли он быть образцом именно русского православного воина для нашей Армии?
Если мы пойдем таким путем, то мы обнаружим, что генерал Корнилов был наполовину киргизом, генерал Деникин - поляк, генерал Врангель происходил из прибалтийского баронского рода, а Колчак - потомок турецкого паши. Но объединяет их одно - это были русские православные воины. В них русскость доминировала как категория духовная.
Русский национальный характер, как любой национальный характер, очень противоречив. Ужас большевизма заключается в том, что он культивировал отрицательные черты русского характера, попирая положительные. В результате Революции и перестройки народного сознания получился русский человек, но в нем отсутствовали многие хорошие национальные черты.
Каждый народ индивидуален. Но свою индивидуальность он может положительно реализовать только в том случае, если ориентируется на христианские ценности. Став христианским, любой народ не перестает быть самим собой, но он преображается.
Феномен Каппеля - результат имперского периода русской истории. Тогда Российская империя во многом развивалась благодаря восполнению русского романтического духа "обломовщины" немецкими чертами.
Русская Белая Армия была последней русской армией, которая в своей этике, ценностях ориентировалась на христианство. Христолюбивое воинство в истории России завершается эвакуацией из Крыма армии генерала Врангеля и из Владивостока - армии генерала Дитерихса. Я бы хотел подчеркнуть, что в генерале Каппеле мы видим проявление лучших черт традиций Российской Армии, которыми она жила на протяжении нескольких веков до 1917 года. Созвездие имен белых командиров представляется очень ярким, генерал Капель среди них по-своему выделяется.
Были командиры отважные, но жестокие, хорошие службисты, но заурядные личности.
Каппель рыцарем прошел через страшную войну в Сибири, в отличие от атамана Анненкова, прямого потомка известного декабриста, который в своей казачьей вольнице практически превратился в свирепого разбойника.
Каппель ощущал себя русским православным человеком, но будучи таковым по существу, он ничего не терял из черт, которые унаследовал от своих скандинавских предков.
Это говорит о том, что в Российской Империи был достигнут как раз тот баланс взаимодополнения этносами друг друга, о котором мы часто тоскуем сейчас.
Владимир Оскарович Каппель - подлинный скандинавский рыцарь на русской службе, подлинный православный воин. В нем проявилось скандинавское чувство долга, русский романтизм и жертвенность. Каппель - это военный интеллигент, из числа тех, кто не разрушал, а созидал Россию. Именно таковым он восприниматься в наше время, когда рыцарский дух в армии представляется чем-то непостижимым.
С протоиереем Георгием Митрофановым беседовала
корреспондент сайта ПОБЕДА.RU В. Смирнова
http://www.pobeda.ru/content/view/4872/21/