Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Рождение России из духа волшебной сказки

Илья  Бражников, Правая.Ru

09.01.2007

Но вот Рождество опять застало тебя врасплох...
БГ

Россия - волшебная страна. Новая Россия должна родиться из духа русской волшебной сказки. Для меня это несомненно, как смена дня и ночи. Отсчет дней новой России по старому образцу, о которой пророчествовал святой Иоанн Кронштадтский, для многих из нас уже начался

Неуместность и несвоевременность новогодней вакханалии в преддверии Рождества чем-то напоминает торжество злодея перед развязкой какого-нибудь классического сюжета. Кажется, главный герой и все возможные препятствия уже устранены, и ничто не мешает отрицательному персонажу пожать плоды победы. Но, оказывается, герой жив и - трепещи, злодей! - ты сам будешь повержен. Свет Христова Рождества в очередной раз побеждает мир: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!

Поскольку мне не в первый раз приходится выступать противником пост-советских праздников, хочется сказать что-то в свое оправдание. На самом деле мне хорошо знакомо и понятно чувство ностальгии по временам мандаринового генсека, по доброму ёлочному Брежневу, которое, судя по телевизионной брежневиане, становится едва ли не официальным курсом. Но именно поэтому нынешнее новогоднее действо можно расценить в лучшем случае как неудачную пародию. В нем нет уже той задушевности, нет застойной теплоты. Есть какая-то звенящая мавзолейная пустота, гламурный труп, играющий самого себя...

Активную фазу "тоски по застою" я пережил очень давно - примерно году в 1993-м, когда стало ясно, что СССР исчезает как вид, бесповоротно, навсегда. Тогда какие-то советские черты стали казаться милыми, дорогими сердцу, хотелось их удержать - однако, советская реальность утекала, как вода, спущенная из бассейна "Москва": сначала оставался котлован, потом и его застроили. К сожалению, не всякая пустота была заполнена храмом, да и сами храмы вернули не все... Тогда же - или примерно тогда - я перестал придавать значение празднованию Нового года.

Думаю, одно с другим связано. В 93-м стало понятно, что советская сказка кончилась. Ведь советский строй, несмотря на обещание сказку сделать былью, так и остался по преимуществу сказкой. Сказка эта венчалась празднованием Нового года, - действом, которое заимствовало карнавальность и некоторую неотмирность у русских Святок. В новый год советский человек ненадолго выпадал из довольно унылой повседневности, с ним могло произойти всё, что угодно - от забавной путаницы, за которой явственно маячил промысел (мегахит "Ирония судьбы"); от приключений ("Маши и Вити") - до самых настоящих чудес ("Чародеи"). Советское кино 70-х, как видно, закрепляло за новым годом ощущение чуда, победу иррационального (или сверх-рационального) над смешными попытками человека быть хозяином своей судьбы. Неслучайно гайдаевского "Ивана Васильевича" тоже обычно показывают под новый год (в частности, под нынешний). Идея этого фильма прямо сформулирована словами звучащей в нем известной песни:

Вдруг, как в сказке,
скрипнула дверь:
Всё мне ясно
стало теперь
Сколько лет я спорил с судьбой
Ради этой встречи с тобой...
Всё на свете было не зря
Не напрасно было!


Ради этой "сказки", которая приносит сверх-рациональную ясность, положительно решает судьбу и открывает тотальный смысл жизни, оправдывает ее, - и трудились целый год на производстве советские люди. В конце каждого года производство надолго останавливалось, а сказка оживала. Вообще в обезбоженном советском космосе наряженная ёлка и вся новогодняя сказочная эстетика были убежищем от всесильного рацио - последним прибежищем чуда.

В 1993-м стало понятно, что бессмысленно загадывать на будущий год: будет только хуже и все менее сказочно. Новая реальность поначалу выглядела настолько отчуждённой (то есть предельно далекой от чуда) и столь прозаической, что здесь, казалось, вовсе не было места сказке, полностью растворившейся в были. Эта быль на новом языке называлась байкой. Вспоминается великолепный Вася Васин с его призывом:

Расскажи реальную байку братве!
Байка начиналась следующими словами:
Сегодня я гуляю, меня выгнали с работы,
денег не дали, выпить охота,
кинули, кинули, меня на деньги кинули,
развели на деньги и по морде двинули...


Так вот и жили. В этой байке, несмотря на весь ее нарочитый "реализм", слышится тоска по утраченной сказке. В действительности "байкореализм" девяностых был здоровой реакцией и противостоял наркоманской эстетике, узурпировавшей область чудесного. Это был совершенно необходимый момент духовного трезвения, чтобы набиравшая обороты наркоромантика не засосала всех в переливающуюся ядовитыми цветами воронку антикосмоса.

Однако, по мере того, как Русское Православие с его повышенным вниманием к тайне и чуду постепенно получало прописку в новой реальности, действительность обернулась своей скрытой, тайной, по-настоящему чудесной стороной. Эта сторона действительности превосходила самые смелые мечты советской новогодней сказки. Чудеса стали происходить вживую - и каждый, кто имел очи, увидел их, почувствовал, прикоснулся...

Достаточно сказать, что одних только свидетельств о чудесах по молитвам Царственным Страстотерпцам было собрано целых пять книг, объединенных впоследствии в два весьма увесистых тома. Сам автор этих строк, прикладываясь 19 мая 1999 г. к мироточащей иконе Государя (представлявшей собой всего лишь отпечаток цветного ксерокса), стал свидетелем, как замироточило деревянное распятие, висевшее над иконой. И это было лишь одно маленькое чудо из тысяч. Невидимая реальность проступала прямо на глазах - столь явно, что, казалось, вот-вот потеснит мир видимый и привычный. Становилось всё чудесатее и чудесатее, как говорила кэролловская Алиса.

Как раз тогда моя старшая дочка и поделилось со мной своим впечатлением. Мы гуляли в парке, жена дала ей яблоко, чтобы она покормила голубей. Дочь спросила, станет ли голубь есть яблоко. "Предложи ему кусочек", - сказала жена. Держа яблоко в руке, дочь пошла за голубем. Походив немного, вернулась. "Ну, что: ты предложила яблоко голубю?" - "Нет, - ответила дочь. - Я его спросила, и он ответил, что не ест яблоки" - "А голуби разве разговаривают?" - спросила недоверчиво жена. - "Ты что, не знаешь разве? - возмутилась дочь. - Конечно, разговаривают! А у моей подруги кот говорящий". И добавила, подумав: "Ты знаешь, мне кажется, Россия становится волшебной страной: говорящие коты, голуби..." Как это часто бывает, она просто, по-детски немудрено высказала заветное.


Россия - волшебная страна. Новая Россия должна родиться из духа русской волшебной сказки. Для меня это несомненно, как смена дня и ночи. Отсчет дней новой России по старому образцу, о которой пророчествовал святой Иоанн Кронштадтский, для многих из нас уже начался.

Однако, много ещё и таких, кто не хочет поверить в сказку. Разочарованные романтики, теперь они стали трезвыми "реалистами" и повсюду несут с собой эстетику смерти, падали, с маниакальным постоянством пишут о какой-то трубе. Вся Россия сегодня для них - это труба.

Откуда, интересно, они берут эту "трубу"? Не в окно ведь наблюдают. Чай, не мимо их дома проходит. Если проанализировать этот прозаический образ, порожденный болезненным подсознанием, то, несомненно, он тянется всё из той же нарко-эстетики девяностых, когда украшением первых ночных клубов, располагавшихся в подвалах, были огромные, выкрашенные в разные кислотные цвета трубы. В то время "поиски чудесного" обычно заканчивались chill out'ом или банальным туалетом. Фёдор Чистяков с беспощадной точностью выразил это восприятие:

Но не слышат стены,
Трубы словно вены,
И сливной бачок, как сердце, бешено стучит...

Воистину: только неизлечимая наркомания может заставить увидеть Россию - в трубе и отождествить трубу с Россией. Если же человек ещё и настаивает на том, что Россия - труба, волей-неволей мысленно направишь его к психоаналитикам, которые зацикленные на образе трубы ассоциации объяснят не иначе, как задержку орально-анальной фазы развития, когда ребенка интересуют акты дефекации, рвоты и т.п., то есть работа и продукты различных каналов организма - кишок, выводящих путей, пищевода, гортани. Только задержка в развитии может объяснить болезненный интерес к проекциям каналов организма во внешнем мире. По сути, мы имеем дело с больными людьми, маргиналами, которые хотят навязать свои бредовые образы доверчивому населению.

Безусловно, они никогда не преуспеют в этом. Россия рождается из духа волшебной сказки, и в байку о трубе поверят немногие. И хотя нынешняя Россия зачастую и вызывает печаль, наша печаль-тоска всё же иного происхождения. Мы томимся от недостаточности проявления инобытия в реальности. Они - от недостаточно реализованного желания публично испражниться. Их "тоска" сродни легенде о происхождении названия Тосно - местечка недалеко от Свято-Петрограда. Согласно этой легенде, Императрицу Екатерину Вторую, проезжающую в карете, укачало и, выйдя из нее, она сказала: "Ой, тошно мне!" Это "тошно" как будто бы и превратилось впоследствии в "Тосно".

Так вот: мы тоскуем, а им "тошно".

Это о них писал гениальный Хармс: Театр закрывается. Нас всех тошнит!

Пора, пора закрывать этот театр. Их тошнит от новой России. Нам тоскливо от них, их лукавых речей, их политического балагана.

Кто-то празднует Рождество Христово, кто-то - год Свиньи. Новый год окончательно космополитизировался, превратился в коммерческий проект, который начинается уже в ноябре и в котором сам праздник выступает в качестве прилагательного: новогодние скидки, новогодние распродажи, новогодние цены... Хотя что здесь собственно новогоднего? В Европе, допустим, скидки - это форма празднования Рождества. Запад со своим "рождественским архетипом" из последних сил поддерживает традицию, что с каждым годом, по мере увеличения мусульманского и юдаистического влияния, становится всё труднее.

Спрашивается: а нам-то - что? Наш главный праздник в году - Пасха, к ней бы готовить, как встарь, праздничные ярмарки и распродажи, да и каникулы на Светлой не помешали бы. Как, впрочем, и на Святках - вместо нынешнего советско-православного гибрида новогодне-рождественских "выходных". Но пока у нас некий абстрактный год, словно неведомый god, рождается и приходит в виде мальчика на залитую льдом Красную Площадь - неделей раньше, чем в мир является Спаситель Христос...

Новогодние чудеса сегодня - это когда вам по почте приходит бодрое: "Поздравляем Вас с Новым Годом! А в Новый Год случаются чудеса! Просто зайдите к нам в галерею и убедитесь в этом сами!" Разумеется, "просто" не нужно ходить никуда, поскольку ясно, что речь идёт о рекламе очередного порносайта. Новый год уже отгремит шумом на улице и болью в голове, а рассыльщики эротического спама всё никак не уймутся: "Подарки дарят не только на Новый год! Заходите к нам и выбирайте себе подарок - девушки просто чудо!"


Наконец, Новый год теперь - это праздник клерков, "оттяг" офисных работников с дежурным чудом по графику, с непременными фейерверками, шумами, пальбой и другими "чудесами" пиротехники. От корпоративной вечеринки требуется немного: внешний эффект, впечатление веселья, не затрагивающее глубины. Но в праздновании Нового года сегодня нет и не может быть никакой глубины.

Глубина - в реальности. Кончилась советская сказка. Доживает байками о трубе и нефтяной игле дискурс девяностых. Наступает эпоха русской волшебной сказки. Сквозь расступившуюся толщу Модерна, как бы продираясь сквозь чащу, к нам возвращаются герои, святые, цари. И, как знать, может быть, царь Иван Васильевич, вызванный гением русского изобретателя, в нашем времени почувствует себя лучше, нежели в мещанской квартирке советского служащего. Быть может, у нас ему уже не будет так тесно и одиноко...

Очень жаль тех людей, которые до сих пор предпочитают новогоднюю тошноту чистому свету Рождества, тех, кого Рождество всё ёще застаёт врасплох. Им трудно будет найти себя в новой России, рождающейся на наших глазах.

Восстановление в календарных правах Рождества требует выбора - как от властей, так и от каждого из нас. Либо нужно снова отменить Рождество, либо - вернуть наш старый добрый календарь, освященный рождением в мир Сына Божьего, и праздновать Новый год на Святках. Тогда-то и станет ясно, чему наследует новая Россия: СССР или Российской Империи.

Сегодня эти два начала непримиримы, выбор неизбежен. Нельзя без конца стоять на голове - рано или поздно шея сломается. Бессмысленно и лошадь запрягать позади телеги: повозка не поедет. Думается, выбор будет сделан правильный. И притом - довольно скоро. Как знать, не в наступающем ли году?

Рождество победит. В этом уверен митрополит Кирилл: "Христианская идея должна пропитать своими животворными токами современную нерелигиозную культуру. Если так произойдет в России, то ее ждет великое будущее".

Давайте, что ли, загадаем желание под Рождественской ёлкой?

Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы.

Христос рождается, славите! Христа с Небес встречайте!..


http://www.pravaya.ru/column/10458



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме