Множество туристов стекается на площадь Св. Петра в Риме, чтобы увидеть установленные на подиуме фигуры Марии, св. Иосифа и лежащего в люльке младенца Христа в окружении ангелов, пастухов и других библейских персонажей, которые инсценируют событие, произошедшее более двух тысяч лет назад и ознаменовавшее наступление новой эры. В России эта традиция, называемая рождественскими яслями, или вертепом, не получила такого широкого распространения, как в католической Европе, поэтому стоит рассказать о ее возникновении.
Театрализованное представление рождения Христа уходит корнями в Средневековье и связано с образом св. Франциска Ассизского, который решил таким необычным образом отметить праздник. Произошло это в городе Греччио в 1223 году. Святой приказал привести в церковь вола и осла, положил в люльку младенца, облачил монастырского садовника в одежды св. Иосифа, а одну из девушек - в одежды Марии, и в таком антураже справил рождественскую мессу.
Однако эти "живые ясли" в некотором смысле можно считать продолжением ранее существовавшей традиции, когда под Рождество церковь устраивала представления, рассказывающие о земной жизни Иисуса. Первыми настоящими рождественскими яслями в сегодняшнем понимании этого слова стали композиции из статуй святых, установленных в церквах. Они получили распространение в XV-XVI веках, а с XVII века рождественские сценки появились во дворцах дворян, были сделаны из меньших по размеру фигурок и убирались после Рождества.
Тем не менее находка св. Франциска прижилась и прочно вошла в христианскую традицию, которая со временем распространилась по городам Европы, обогатившись новыми персонажами и тем особым пейзажем, без которых сейчас невозможно представить себе рождественские ясли. Среди них назовем "удивленного пастуха" - распахнув руки, он в изумлении застыл перед скромным хлевом - стадо овец, непременный ручеек, сделанный из фольги или кусочка зеркальца, и, наконец, ремесленников - каждый за своей работой.
Среди итальянских городов Неаполь славится особенной приверженностью к украшению рождественских яслей. В XVIII веке город захлестнула настоящая эпидемия. Местные дворяне во главе с королем соревновались друг с другом в создании роскошных сцен, которые демонстрировали богатство их владельцев. Сценки могли занимать даже несколько комнат. Фигуркам, одежде и различным аксессуарам уделялось большое внимание, и иногда для этого не скупились использовать настоящие драгоценности. Впоследствии традиция получила распространение среди более широких слоев населения. В XIX веке рождественские ясли появились в домах крупной буржуазии, а затем и во всех неаполитанских домах.
В городе есть улица, на которой располагается шестьдесят мастерских по изготовлению библейских персонажей, носящая имя св. Григория Армянского. Многие мастера статуэток - здесь их называют "фигуринаро", по-прежнему используют для работы терракоту, хотя, увы, все настойчивее вступает в свои права пластика. Это настоящие мастера, способные несколькими штрихами очертить незабываемые профили святого семейства и их окружения, в котором одно из основных мест занимают волхвы. День ото дня, ведомые звездой-кометой, они передвигаются по пространству яслей, приближаясь к пещере, где родился Спаситель, пока 6 января, в праздник Эпифании, не принесут ему свои дары.
Разноцветные одежды библейских персонажей, горы и пещера, выполненные из коры пробкового дерева, небо из синей с золотыми звездами бумаги, рассеянные по равнине и горам жилища - все это способствует созданию атмосферы сказки.
Кстати, откуда ведут свое начало те места и герои, которых мы привыкли видеть в рождественских яслях? Канонические Евангелия мало рассказывают о рождении Христа, и многие характерные элементы яслей почерпнуты как раз из апокрифических текстов.
Например, неизменные вол и осел появляются в неканонической части Евангелия от Матфея и связаны с одним из пророчеств Исайи: "Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего". Однако Исайя жаловался на то, что Израиль больше не узнает своего Бога, тогда как животные узнавали хозяина. Тем не менее они прочно утвердились в яслях, и вол символизирует собой еврейский народ, а осел - язычников.
Апостол Лука в своем рассказе упоминает о пастухах и яслях, но канонические евангелия ничего не говорят о пещере. Она, как и хлев, появляется в апокрифах. Для многих народов, однако, пещеры являлись священными местами, связанными с мифами о рождении Христа.
А волхвы? О них говорит Матфей как о мудрецах, пришедших с Востока с дарами - золотом, ладаном и миро, символизирующими христианскую литургию. Вся остальная информация почерпнута из различных легенд и апокрифов. В одном из них упоминается, что волхвов (по происхождению это были персидские жрецы, но так называли также предсказателей и астрологов) было трое: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Таким образом, они вошли в ясли, а число три стали связывать с народами Европы, Азии и Африки.
Кортеж волхвов в восточных одеждах, несомненно, придает рождественским яслям некий экзотический элемент. Поэтому неудивительно, что на протяжении веков в них появились персонажи и места, никак не связанные с древней Палестиной. В неаполитанских яслях можно увидеть фигурки горожан в костюмах эпохи или торговцев, а местом действия становятся харчевни или крестьянские дома.
Рождение Христа имеет свою богатую иконографию, однако особенно запоминается фреска Джотто, расположенная в верхней церкви святого в городе Ассизи, на которой мы видим первые "живые ясли" св. Франциска. Однако изображения Рождества Христова появляются намного раньше: со II века на фресках в катакомбах, а с IV века - на барельефах саркофагов.
Одна из наиболее старинных рождественских композиций, дошедшая до нас, относится к XI веку и принадлежит Арнольфо ди Камбио. Она хранится в церкви Санта-Мария Маджиоре в Риме. Широкое распространение рождественские ясли получили в XV веке сначала в южной Италии, а затем и на севере, куда они проникли в виде изделий из терракоты, выполненных сицилийскими мастерами. Неаполь гордится уникальным экспонатом из дерева, относящимся к 1484 году, который находится в церкви Сан-Джованни а Карбонара.
На Сицилии рождественские ясли получили широкое распространение в XVII веке благодаря изделиям известного художника Джованни Матера. И поскольку в то время южная часть Италии находилась под господством испанских Бурбонов, вскоре ясли проникли в Испанию, а затем в Португалию, Францию, Польшу и другие страны.
Сегодня их изготавливают из различных материалов: от марципанов и теста до перламутра, от кораллов на Сицилии до бумаги, что распространено в Австрии и Германии, или из жести в Мексике. В Лечче существует традиция изготавливать ясли из папье-маше, а в Польше используется фольга.
На международных конкурсах библейских персонажей помещают в самые невероятные пространства - от скорлупки ореха до космического спутника, от вагона поезда до корки хлеба. Христос может теперь родиться как на дне озера, так и в безвоздушном пространстве. Кое-кто додумался даже до механических яслей, где библейских героев представляют роботы, а в иных районах южной Италии целые поселения преображаются в рождественские дни в настоящие "живые ясли", и их участниками становятся сами жители.
Во всем этом есть некая мечта человечества о сказке, которая может воплотиться в реальность лишь один раз в году. Не случайно именно в это время дети обращаются с просьбами не только к Деду Морозу, но и к младенцу Христу, которому, конечно, далеко не всегда удается удовлетворить их желания.
http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5663&Itemid=79