Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Что год грядущий нам готовит

Дмитрий  Юров, Красная звезда

29.12.2006


На вопросы "Красной звезды" отвечает заместитель председателя Верховного суда РФ - председатель Военной коллегии генерал-полковник юстиции Анатолий Петроченков …

Актуальное интервью


- Анатолий Яковлевич, вы нередкий гость на страницах "Красной звезды". В предыдущий раз (в марте 2006 года) вы в числе прочего поделились с читателями "Звездочки" своими размышлениями по вопросам деятельности военных судов и предупреждения правонарушений в воинских формированиях страны. Наша нынешняя встреча происходит в конце уходящего года после присвоения вам высокого звания генерал-полковника юстиции, с чем вас от души поздравляем. Какие проблемы сегодня заботят военные суды?
- В 2006 году военные суды осуществляли правосудие во всех воинских формированиях страны в условиях дальнейшего реформирования и оптимизации военной организации государства. Военными судами, включая Военную коллегию, рассмотрено в общей сложности более 115 тысяч дел и различных материалов, подлежащих разрешению в судебном порядке.
При этом деятельность военных судов по разрешению уголовных дел рассматривалась как одно из важнейших направлений улучшения правопорядка в войсках и профилактики правонарушений.
Офицерская преступность и неуставные проявления - вот две основные современные составляющие преступности в войсках, которые обусловливают другие преступления и весьма болезненно воспринимаются обществом. И статистика военных судов за истекший год - наглядное тому подтверждение. Она свидетельствует о продолжающемся росте судимостей военнослужащих как за общеуголовные, так и за воинские преступления, в том числе судимостей лиц офицерского состава.
На первом месте по распространенности находятся уклонения от военной службы (они составляют 25 процентов судимостей). В том числе и по этой причине Военной коллегией Верховного суда на основе широкого изучения практики всех судов общей юрисдикции - как военных, так и гражданских - подготовлено Постановление пленума Верховного суда о судебной практике по делам об уклонениях от призыва на военную службу и от прохождения военной службы. В 2007 году планируется его принятие.
Второе - третье место (примерно по 20 процентов судимостей) занимают преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, а также различные преступления корыстной направленности (включая хищения военного имущества, оружия и боеприпасов, наркотических средств).
В истекшем году Военной коллегией Верховного суда проведено соответствующее обобщение судебной практики, проанализированы причины и условия преступлений, совершенных на почве неуставных взаимоотношений, а подготовленные информационные письма и соответствующий обзор будут направлены заинтересованным органам.
Кроме того, отмечается рост административных правонарушений военнослужащих, не связанных с военной службой. Дела о таких нарушениях по количеству уже сравнялись с уголовными делами, их в завершающемся году было рассмотрено более 16 тысяч.
С учетом отмеченных обстоятельств военные суды активизировали взаимодействие с командованием, органами воспитательной работы в профилактическом, правовоспитательном направлении, больше внимания уделяли изучению причин и условий совершения распространенных преступлений и правонарушений, а также причин нарушений прав и законных интересов военнослужащих, выявляемых по гражданским делам. Каждое третье уголовное дело рассмотрено в выездном заседании в присутствии личного состава с доведением сведений о приговоре в приказах командования.
Военная коллегия Верховного Суда приняла участие в разработке под эгидой Главного управления воспитательной работы ВС РФ предложений для доклада Верховному Главнокомандующему - Президенту Российской Федерации, направленных на повышение престижности военной службы и на укрепление воинской дисциплины и правопорядка.
Осенью 2006 года только в рамках всеармейской Недели правовых знаний в Вооруженных Силах военные судьи, от Балтики до Камчатки, провели в войсках более 600 различных правовоспитательных мероприятий.
Существующее положение дел с преступностью, судимостью и состоянием дисциплины в обслуживаемых войсках диктует необходимость дальнейшей активизации предупредительно-профилактической работы военных судей, на что обращает внимание и Председатель Верховного Суда В.М. Лебедев.
В истекшем году военными судами рассмотрено более 50 тысяч гражданских дел, что меньше, чем в 2005 году (было около 90 тысяч), удовлетворено почти 75 процентов исков и заявлений.
При заметной стабилизации социально-правовой обстановки за последнее время в воинских формированиях сохранилась прежняя тенденция обращений военнослужащих в суды преимущественно по вопросам неполного или несвоевременного обеспечения их денежным и другими видами положенного довольствия, в том числе за предыдущие периоды службы. Дела этой категории традиционно составляют три четверти от общего количества рассмотренных военными судами гражданских дел. В условиях перевода значительного числа льгот в компенсационные выплаты обращения в суд порождаются необоснованными отказами либо задержками бесспорных нормативно определенных денежных сумм, положенных военнослужащим.
Поэтому очевидным резервом в предупреждении преступлений и правонарушений, в обеспечении прав военнослужащих является соблюдение всеми воинскими должностными лицами порядка материально-финансового обеспечения военнослужащих, выполнение своих служебных обязанностей, в том числе в части, касающейся проявления заботы о подчиненном личном составе.
В защите прав человека лишних средств не бывает: чем больше, тем лучше. И судебные средства защиты, конечно, должны являться не самыми главными и распространенными. Более того, чем меньше людей в погонах обращаются в суд, тем, значит, лучше у них обстоят дела в конкретных воинских частях.

- Анатолий Яковлевич, какое значение для улучшения правопорядка в войсках может оказать восстановление дисциплинарного ареста и военно-судебный порядок его применения?
- Верховный Суд принимал активное участие в разработке пакета законов, условно именуемых законодательством о дисциплинарном аресте военнослужащих. Законы опубликованы, вступают в действие с 1 января 2007 г. и при их правильном применении способны выступить эффективным средством профилактики правонарушений и преступлений.
Следует учитывать, что данный вид наказания связан с ограничением свободы личности, является наиболее строгой дисциплинарной мерой и может касаться тысяч военнослужащих-правонарушителей. Поэтому вопрос этот не такой простой, как может показаться на первый взгляд, он, как и все судебные решения, требует индивидуального подхода. В этой связи и командованию, и судьям военных судов необходимо внимательно изучить новое законодательство, избежать крайностей и формализма. Думаю, что есть необходимость подготовки соответствующих методических рекомендаций по его применению.
Важно не допустить дискредитации идеи судебного порядка применения дисциплинарного ареста, в том числе по причине невозможности повсеместного исполнения судебных решений о данной мере наказания. Дело в том, что далеко не все имеющиеся гауптвахты ныне соответствуют новым законодательно определенным условиям содержания дисциплинарно арестованных военнослужащих, в связи с чем в первое время могут возникнуть проблемы с исполнением ареста.
Кстати говоря, разработка законодательства о дисциплинарном аресте является хорошей иллюстрацией делового взаимодействия руководства Вооруженных Сил и судебной системы по социально значимым вопросам. Представляется, что и далее в вопросах совершенствования законодательства для военнослужащих мы можем выступать с более согласованными, скоординированными позициями.

- Истекший год был связан и с некоторыми мероприятиями по реорганизации системы военных судов. Подтверждением тому является открытое письмо ряда военных юристов "Оставьте судьям погоны", опубликованное 19 декабря 2006 года в "Российской газете". Хотелось бы услышать пояснения, так сказать, от первого лица.
- Действительно, реформирование военной организации государства не могло не коснуться военных судов. С учетом сокращения и передислокации войск возникала необходимость перераспределения судебной нагрузки военных судов, структурно выстраиваемых по гарнизонному и окружному (флотскому) принципу, а некоторые из них с небольшой нагрузкой оказалось возможным упразднить, и мероприятия эти планировалась достаточно давно. В этой связи в 2006 году нами был подготовлен законопроект об упразднении двух окружных (третьего и четвертого) и 20 гарнизонных военных судов, который будет обсуждаться и приниматься уже в новом году.
С учетом указанных сокращений в 2007 году по штату будет предусмотрено всего 855 должностей военных судей, останется 113 гарнизонных и 11 окружных (флотских) военных судов. При этом только военные суды в соответствии с национальным и международным правом могут функционировать и за границей, защищая там права военнослужащих и других наших граждан.
Все согласны с тем, что решение проблем борьбы с правонарушениями и с преступностью в войсках не может носить "компанейский" характер, а требует максимальной конкретики и максимального профессионализма всех органов.
Такой профессиональный, государственный подход обусловливает необходимость сохранения военных судов, которые уже сокращаются с учетом оптимизации военной организации государства.
Есть регионы, где кроме военных судов никакие другие судебные органы функционировать не могут: это и ближнее зарубежье, и отдаленные гарнизоны. И в этих местах военные суды осуществляют защиту прав не только военнослужащих, но и всех находящихся там граждан России (Казахстан, Приднестровье, Армения, Таджикистан, Черноморский флот). Так что вопрос о ликвидации военных судов, об их "казни" не стоял и не стоит.
В соответствии с состоявшимся 28 июня 2005 года решением Совета Безопасности РФ об оптимизации военной организации государства, в истекшем году был законодательно упразднен институт прикомандирования в целом, а военные судьи, как известно, откомандированы из военных ведомств.
В этой связи в настоящее время в Министерстве обороны, которому была поручена реализация решения Совета, подготовлен законопроект об упразднении военной службы в военных судах и о замене ее иным видом государственной службы. Вопрос этот не простой, упразднение военной службы в военных судах сопряжено с большими сложностями, которые до конца еще не просчитаны.
Инициатива упразднения военной службы в военных судах не исходила и не могла исходить от руководства Верховного Суда. Мы предлагали разнообразные компромиссные варианты законопроекта, имея в виду, в том числе, возможность распространения на военные суды статьи 45 закона о воинской обязанности и военной службе, предусматривающей случаи прохождения военной службы на невоенных должностях в государственных органах, созданных в целях обеспечения обороны и безопасности страны. Для военных судов одной из законодательно определенных целей деятельности всегда было обеспечение охраны и безопасности страны, что справедливо, с учетом исторического экскурса, отмечено и в упомянутом вами открытом письме.
В качестве варианта также предлагалось предусмотреть некий переходный период и, наконец, возможность сохранения военной службы хотя бы в наиболее приближенных к войскам гарнизонных военных судах как судах первого, низового звена.
Причем при проработке этих предложений мы исходим из того, что доступность, качество правосудия страдать ни при каких обстоятельствах не должны. Мы также полагаем, что в результате проведенных реорганизаций будут сохранены гарантии социальной защищенности судей и работников аппарата, что их правовой статус не ухудшится.
В настоящее время вариант законопроекта находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти, т.е. вопрос о военной службе в военных судах продолжает находиться в стадии проработки. Затем законопроект будет внесен Правительством России в соответствии со своей компетенцией в Государственную Думу. Мы надеемся на взвешенный, государственный подход всех ветвей власти при принятии решения по указанному вопросу.

- Уважаемый Анатолий Яковлевич, спасибо за ясный комментарий...
- В настоящее время дальнейшая открытость, прозрачность судебной системы также является одной из актуальных задач, стоящих перед нами. А еще, пользуясь случаем, хочу поздравить людей в погонах, всех читателей авторитетной газеты с прекрасным праздником - Новым годом и пожелать в год огненной свиньи стабильности, благополучия и достатка, как обещает восточный гороскоп.

http://www.redstar.ru/2006/12/29_12/1_02.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме