itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовно-нравственный аспект проблемы здоровья

Новости Москвы 
0
228
Время на чтение 4 минуты
"Почитай врача по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание... Сын мой! В болезни не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется Он от тебя, ибо он нужен.... Но кто согрешил перед Сотворившим его, да впадет в руки врача!" (Сир 38,1 ?15; Библия М., РБО, 1993 г.)

Написанного в эпиграфе достаточно, чтобы понять отношение верующего человека к болезни. Но эти слова написаны до Рождества Христова верующим иудеем Иисусом, сыном Сираха. Быть может, христианская традиция коренным образом изменила такое отношение верующих к болезни? Нет, и еще раз нет! Сам Христос, исцеляя людей от самых разных недугов, желал при этом внутреннего духовно-нравственного исправления, начинающегося с покаяния и веры. В Евангелии от Иоанна описывается исцеление расслабленного при Овчей купели, страдавшего от своего недуга 38 лет! Но не возроптал на Бога больной и не ожесточился ? и за это сподобился чудесного выздоровления. "Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5, 14). "Да слышит посему всяк Иисуса, и более да не согрешает, но да притекаем к прощающему грехи. И если недугами страждем, к Нему да прибегаем. Болезнуем ли душею? Пойдем к Целителю сведущему. Алчем ли? Да приимем хлеб. Мертвы ли мы? Да приимем воскресение. В невежестве ли мы состарились? От самой Премудрости да просим премудрости", - так истолковывает эти слова Господни СВЯТИТЕЛЬ IV века Кирилл Иерусалимский 1

Христианское отношение к болезням и скорбям можно изложить словами праведного Иова Многострадального, пораженного проказой от пятки до темени, неимоверно страждущего от потери детей, домов, стад, всего богатства и здоровья, но восклицающего: "Господь дал ? Господь взял, как угодно Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно!" (Иов 1,21). Мы должны терпеливо переносить болезни, помня наказ апостола Петра: "Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией"(1 Пет. 1,1-2)

Вот поэтому врачебное искусство в христианском мире никогда не рассматривалось обособленно от пастырско ? душепопечительской деятельности. Достаточно вспомнить Апостола и Евангелиста Луку, "возлюбленного врача" (Кол 4,14), или нареченного в монашестве его же именем архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), (+1961 г.) искусного хирурга, автора бессмертных "Очерков гнойной хирургии" и мужественного исповедника православной веры, десятилетия отбывавшего сроки в советских лагерях и ссылках за свои религиозные убеждения. В начале века в Москве преподобномученицей Елизаветой Федоровной Романовой (+1918 г.) была основана Марфо-Мариинская обитель, при которой действовала бесплатная высококлассная больница. Практически в каждой больнице дореволюционной России старались создавать больничные храмы и часовни, на пожертвования медперсонала и доброхотных жертвователей. Спасительные Таинства Церкви - Покаяния, Крещения, Соборования и Причащения должны быть доступны всякому православному христианину, и тем более - страждущим нашим братьям и сестрам. Эти Таинства служат не только достойному приготовлению к христианской кончине, но по милости Божьей дела даже безнадежно больных могут идти на поправку.

Отрадным явлением возрождения этой доброй традиции стало освящение молитвенных комнат, строительства храмов при Российских больницах, посещение священно - церковнослужителями больных, проведения циклов бесед с персоналом поликлиник и мединститутов по соглашениям между Департаментами здравоохранения и епархиями Русской Православной Церкви. В нашей области уже действует подобное соглашение. Все мы знаем о православных сестричествах при Тюменской государственной медицинской академии и в Тобольском и Тюменском медицинских колледжах. Появление больничных храмов в Тюмени, Ялуторовске и других городах, пастырская душепопечительская деятельность среди медперсонала - факт ободряющий.

Для православных христиан России важнейшим документом, регулирующим взаимодействие Церкви и государства на современном этапе, является "Социальная концепция Русской Православной Церкви", принятой на Архиерейском Соборе проходившем в Московском храме Христа Спасителя в августе 2000 года, и посвященному 2000 - летнему юбилею Рождества Христова. В частности, в одиннадцатой главе "ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА" сказано следующее:

"ХI.2. Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения, весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и Православно ориентированной биомедицинской этики (см. гл. XII). Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Главное место в нем занимает участие в спасительных Таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание их пациентам многоразличной благотворительной помощи. Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян - работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти. Быть для пациента милосердным самарянином из евангельской притчи ? долг каждого православного медицинского работника.

Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Церковь призывает мирян оказывать посильную помощь болящим, которая покрывает человеческие страдания милующей любовью и заботой."

Как мы видим, изложенное в Социальной концепции отношение Церкви к здравоохранению не остается только на бумаге, но служит практическим руководством для православных христиан.



[1] Кирилл Иерусалимский. Беседа о расслабленном при купели (ИН 5.2-16)

Источник: Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. 1822 г. [Репр. изд.: М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. - с. 341-352.]

http://www.russned.ru/stats.php?ID=631
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Майоров
Все статьи Дмитрий Майоров
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии