itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Дальше будем решать вместе"

0
848
Время на чтение 6 минут
Протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, говорит о том, как Церковь в России готова реагировать на призыв Всезарубежного Собора отказаться от экуменической деятельности.

- Отец Николай, процесс восстановления общения между разделенными частями Русской Церкви идет, но остаются еще некоторые вопросы. Так, не только в средствах массовой информации, но даже среди участников IV Всезарубежного Собора впоследствии стал по-разному истолковываться абзац резолюции, касающийся экуменической деятельности РПЦ, ее членства в Всемирном совете Церквей. Есть мнение, что там содержится призыв к Московскому Патриархату выйти из этой организации. Как официальная Церковь относится к просьбе, содержащейся в резолюции и спорам вокруг нее?

- Вы знаете, что по вопросу об отношении Православной Церкви к неправославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям комиссиями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви был выработан общий документ, который отражает подход обеих сторон. Там сформулированы нормы, которые как Московский Патриархат, так и Русская Зарубежная Церковь считают основополагающими. Ранее эти нормы в главных чертах уже были изложены в документе "Основные принципы отношения к инославию", который был принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году 1. А совместный документ комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви был одобрен как Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви, так и Архиерейским Собором и Священным Синодом Московского Патриархата в 2004 году2. Нам представляется, что разъяснения, которые в этом документе даны, отвечают на большую часть вопросов зарубежных клириков и мирян. Мне думается, что, к сожалению, не все в Русской Зарубежной Церкви прочитали его внимательно.

Более частным образом в резолюции Четвертого Всезарубежного Собора была высказана озабоченность в связи с продолжающимся членством Московского Патриархата во Всемирном совете Церквей. И в отношении этого вопроса внутри самого Московского Патриархата имеются разные точки зрения. Вопрос этот неоднократно подвергался обсуждению, как внутри нашей Церкви, так и на общеправославном уровне. В частности, в нашем совместном документе комиссий упоминается решение общеправославного совещания в Салониках.

- Какое место занимает участие во Всемирном совете Церквей в деятельности ОВЦС?

- В рабочем порядке связи с ВСЦ курирует один сотрудник Отдела внешних церковных связей из многих десятков, которые здесь работают. Да и этот сотрудник параллельно имеет еще много других обязанностей. Тема Всемирного совета Церквей в нашей повестке дня не занимает первой строчки. Вместе с тем в отношении участия или неучастия в его заседаниях есть серьезные аргументы и с одной, и с другой стороны.

- И каковы же аргументы "за"?

- Присутствие в ВСЦ дает нам возможность выражения той последовательной православной позиции, которую Русская Церковь отстаивает перед лицом как секулярного мира, так и других христианских конфессий, которые иногда чересчур усердно шагают в ногу с этим секулярным миром. И эта позиция бывает выслушана и воспринята всерьез. Ведь даже в протестантском мире далеко не все верующие разделяют увлечения некоторых его лидеров, которые склонны руководствоваться не нормами Слова Божия и Священного Предания, а духом мира сего.

- Вероятно, РПЦЗ восприняла бы спокойнее участие другой части РПЦ в ВСЦ, если бы та перешла на статус наблюдателя. В чем заключается разница?

- Долгие годы мы работали над вопросом о пересмотре статуса участия Православных Церквей в ВСЦ. Мы добились, в частности, чтобы никто не мог говорить от лица всего Совета, в котором участвуют и Православные Церкви, выражая при этом точку зрения, которая для православных является неприемлемой. И это было достигнуто. Решения теперь принимаются не посредством голосования, при котором православные всегда в меньшинстве, а на основе процедуры консенсуса. И если имеется мнение, которое не совпадает с мнением пусть и подавляющего большинства, то оно, по меньшей мере, должно быть отражено в документах. Это означает, что никто не может говорить от лица Всемирного совета Церквей, в котором состоят и православные, выражая какие-либо специфические взгляды некоторых протестантских сообществ по вопросам, скажем, о женском священстве или однополым союзам. Кроме того, мы убедили ВСЦ в необходимости пересмотреть вопрос о молитвенной практике. Мы определенно заявили о предпочтении православными практики конфессиональной молитвы, а не интерконфессиональной. Теперь наши священнослужители совершают особо православные службы в рамках этих собраний. Кто хочет - посещает их. Это тоже своего рода форма проповеди.

- Не считаете ли Вы, что голос Вселенского Православия звучал бы "громче", если бы он исходил из какого-либо альтернативного, всеправославного форума, без "примеси" протестантизма?

- Фактически, к сожалению, сложилась такая ситуация, что Всемирный совет Церквей стал единственным местом, где и православные постоянно друг с другом встречаются. Это зависит не от нас, а связано с тем, что, по мнению некоторых Церквей, правом общеправославной инициативы обладает только Константинопольский Патриархат, но он им в последнее время почти не пользуется. Очень возможно, что со временем сложится какой-либо новый форум. Владыка Иларион Венский, который был главой нашей делегации на последней Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей, публично выразил мысль о том, что ВСЦ едва ли просуществует долго, потому что напряжение между леволиберальным крылом и людьми, которые все еще дорожат традицией Церкви, нарастает. И в этой ситуации для православных важно нести свое свидетельство. Надо сказать, что наши последние шаги не остались без отклика в мире. Такие, например, как прекращение всех официальных отношений с Епископальной церковью США. Я должен сказать, что у нас с ними были теплые отношения, особенно в социальной области. Они - крупная Церковь, и тем не менее часто выступали не в фарватере официальной государственной политики: не поддерживали бомбардировки Сербии, осудили войну в Ираке. И по многим вопросам, имеющим значение для мирового сообщества, мы находили общие точки зрения. Но тем не менее, когда они рукоположили открыто практикующего гомосексуалиста в сан епископа, мы прервали с ними всякие отношения.

- Это была инициатива Русской Церкви или всех православных? Только Русская Церковь настояла на таком решении, т. е. показала такой пример?

- Русская Церковь показала пример. На уровне официальных деклараций за ней никто, насколько я знаю, не последовал. Мы всех известили, что мы предприняли такой шаг. И он породил благодарный отклик среди многих людей в англиканском сообществе, которые сказали, что для них - это важный жест поддержки. Прежде всего, Англиканские Церкви в Африке, которые абсолютно не поддерживают такую моральную позицию Епископальной церкви в США. Это также многие епископы в самих США, которые фактически сейчас образуют отдельную общину. Широкий резонанс имело также прекращение отношений с Лютеранской Церковью Швеции в ответ на их решение о "благословении" однополых союзов.

- Как бы Вы, как пастырь и в то же время специалист по внешним церковным связям, отреагировали на смущение в среде паствы, если бы вам дали некий условный приход в Зарубежной Церкви, где люди переживают по поводу экуменизма и участия во Всемирном совете Церквей? Как бы Вы успокоили этих людей?

- Я бы постарался пастырски объяснить прихожанам, зачем это нужно и чем там занимаются представители Русской Православной Церкви. Может быть, рассказал бы об истории межконфессиональных связей. У Русской Зарубежной Церкви был большой опыт общения с инославными христианами в первой половине ХХ века. В это время Русская Зарубежная Церковь была настроена намного более "экуменически", чем тогдашний Московский Патриархат. Нравится или не нравится кому-либо церковная политика митрополита Сергия, но в богословском отношении он придерживался очень строгих экклезиологических взглядов; достаточно вспомнить его статьи по поводу старокатоликов и англикан. В то время как митрополит Антоний (Храповицкий) в 20-е годы был намного более открыт, по крайней мере, по отношению к англиканам.

Самое главное, что я хотел бы сказать по поводу Всемирного совета Церквей: для нашей Церкви это вопрос, открытый для рассмотрения. На сегодняшний день, взвешивая все "за" и "против", мы находим, что важность нашего свидетельства достаточна велика, чтобы на тех условиях, о которых мы договорились, мы там могли оставаться. Мы не исключаем, что может сложиться иная ситуация во Всемирном совете Церквей, при которой мы найдем целесообразным из него выйти. К рассмотрению этого вопроса мы будем возвращаться снова и снова. Но на будущих соборах мы будем это делать вместе с нашими собратьями из Русской Зарубежной Церкви, которые будут участвовать во всех последующих наших соборах после того, как восстановление общения состоится.

1 http://www.mospat.ru/index.php?mid=91

2 http://www.synod.com/synod/documents/mat_obinoslav.html

Подготовил Варфоломей Базанов

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=3190
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Балашов
РПЦ: Святые Лавры принадлежат законной Украинской церкви, ее имя - тоже
Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной православной церкви на Украине ее собственного имени "РГ" комментирует заместитель главы отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов
26.10.2018
Все статьи Протоиерей Николай Балашов
Последние комментарии