Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковь Николая Чудотворца в Коломягах (Санкт-Петербург)

Людмила  Старилова, Православие.Ru

19.12.2006

Церковь Николая Чудотворца в Коломягах
Церковь Николая Чудотворца в Коломягах
Район, через который проходит Коломяжский проспект, когда-то был одним из самых живописных пригородов Петербурга. Теперь же это городские новостройки. Проспект носит имя бывшего здесь еще в допетровские времена финского поселения Коломяги. Исследователи по-разному объясняют это название. Одни считают, что оно связано с несколько странным видом горы, на которой располагалось селение: "коло" - по-фински углубление, пещерка; "мяки" - горка, холм. Другие возводят название к финскому "келло" - колокол, то есть "колокол на горе" - звонница. Сторожевые колокольни были непременной принадлежностью возводившихся шведами крепостей в приневских землях. И действительно, на дореволюционных планах Петербурга видно недалеко от Коломяг обозначенные пунктирной линией "остатки шведского укрепления XVII века". При Петре I земли вокруг новой столицы раздавались приближенным императора, и селом владел сначала генерал-адмирал А.И. Остерман, а после его опалы - канцлер А.П. Бестужев-Рюмин. Они переселяли сюда из принадлежавших им деревень крепостных, и так постепенно финское село стало русским. Еще долго коломяжские старожилы считали себя выходцами из приволжских и галицких земель.

Ни одно крупное село на Руси не могло существовать без храма. Строили церкви и для коломяжских жителей. Сохранившаяся в Коломягах церковь во имя великомученика Димитрия Солунского на Стеклянной горке, построенная в 1905-1906 годах, - один из редких в Петербурге и его пригородах деревянных храмов дореволюционной постройки.

В Коломягах существует и часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Выстроенная в 1883 году, она была отреставрирована по благословению митрополита Ленинградского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси, реставратором Н.В. Бондаревым и его добровольными помощниками - солдатами находившейся неподалеку воинской части. Часовня была освящена 13 сентября 1990 года.

Для огромного района церкви и часовни явно недостаточно. Вот и было решено построить еще один храм - во имя святого Николая Чудотворца.

Ктитор храма Николай Безруков помог с приобретением земли и со строительством. Первая служба совершилась 4 января 2006 года на антиминсе, освященном митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским Владимиром. Настоятель храма - отец Владислав (Анцибор). Архитектор - Роман Муравьев.

Прообразом для строительства послужили старые новгородские храмы: церковь Николы на Липне и Петра и Павла в Кожевниках. Если смотреть на храм со стороны Коломяжского проспекта, то кажется, что с берегов Невы вы переместились на берега Волхова.

Строительство было начато в 2004 году. Храмовые росписи и иконописные работы велись одновременно с отделочными с августа 2005 года. К январю был закончен иконостас и подкупольные росписи.

Об этих работах нам рассказал Олег Мансуров, главный иконописец храма:

- Для всего храма источником вдохновения послужила византийская живопись. Я бы назвал все, что здесь написано, адаптированным палеологовским стилем. Насколько я знаю, в Петербурге больше нет храмов, расписанных подобным образом. За основу росписи для купола был взят "Спас в силах" с византийских мозаик. Это был первый образ, который появился в храме. Еще были голыми стены, храм стоял кирпичной коробкой, велись ремонтные работы, ставилась луковица, в общем, строительство было еще не окончено...

Для того чтобы можно было писать образ Спасителя, возвели специальные леса внутри храма. Рабочие заштукатурили подкупольное пространство, я писал один, кисточкой на длинной палке. Для отработки деталей пришлось поднять на леса тумбу, а на нее ставить табуретки. Потом долго еще болела шея.

Тогда же во временной мастерской, устроенной за церковью, писали образа в иконостас. Икона Господа Вседержителя в рост написана в палеологовском стиле, для ростовой иконы Богородицы за основу взят сербский образ: в Петербурге есть еще одна, подобная ей, но более простая в исполнении. В парусах иконы съемные, всех четырех евангелистов написал сам, не в мастерской - дома. Их прикрепили уже после освящения иконостаса.

- Чем Вы писали?

- Только натуральными красками - яичной темперой. Гематит, глаутомит, лазурит и другие минеральные красители - настоящие, асист - золотой.

- Кто еще принимал участие в работе?

- Помогали выпускники иконописного класса духовной академии. Класс игумена Александра (Федорова): Николай Веко, Дарья Семенова, Александр Мещерин, Светлана и Владимир Гуки, Анна Калинина.

- Что за иконы на стенах храма?

- Иконы были переданы Санкт-Петербуржским управлением по сохранению культурных ценностей. Образа овальной формы, судя по письму, это, скорее всего, Западная Украина. Откуда они и какой храм украшали, неизвестно. Эти иконы будут позже помещены в отдельные киоты, для них найдут другое место.

- А хоругви? Их вручную вышивали?

- Нет, это машинная вышивка. Монахини Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге такие вышивают. На заказ. Настоятель, отец Владислав, с ними договаривался.

- Олег, расскажите немного о себе.

- Я родился в Екатеринбурге в 1965 году. Окончил Свердловское художественное училище, потом поступил на реставрационное отделение факультета живописи Института им. И.Е. Репина в Петербурге, которое закончил в 1993 году.

- В каких еще храмах есть Ваши работы?

- В церкви Рождества Иоанна Предтечи ("Чесменской") - "Распятие", копия с креста Господня из храма на Голгофе в Иерусалиме. В этом же храме я реставрировал иконы "Неопалимая Купина", "Спаситель в терновом венце", "Вход Господень в Иерусалим", "Снятие с Креста", "Пятидесятница". Для храма Богоявления на Гутуевском острове писал иконы в иконостас, для него же - "Распятие" и "Неупиваемую Чашу". В пригородах Петербурга в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Рождествено - "Казанскую", "Серафима Саровского" и другие иконы, для Троицкой церкви в деревне Сено под Бокситогорском - "Троицу" и "Спасителя с предстоящими".

Олег Мансуров - продолжатель стилистической традиции религиозной живописи рубежа ХIХ-ХХ веков. Есть у него и живописные работы: портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Владимира. По приглашению архиепископа Константина, ректора духовной академии в Санкт-Петербурге, писал портреты преподавателей академии, в том числе самого ректора и ныне почившего профессора протоиерея Ливерия Воронова. Портрет новомученика Илариона (Троицкого) был заказан художнику настоятельницей Новодевичьего женского монастыря в Петербурге незадолго до канонизации святого. После канонизации Олег Мансуров написал ростовой образ святого новомученика на крышке раки в церкви Казанской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря.

Мастер - участник многих иконописных выставок. Он пишет и семейно-родовые иконы для частных лиц, и картины на темы Священного Писания. Его работы хранятся во многих частных собраниях России, США, Германии. Женат, имеет сына.

Пока храм белый-белый изнутри, чистый, как первый снег. Снаружи - нежно-бежевый. Совершенно неожиданные краски для этого района серых многоэтажек, гипермаркетов, трамвайных путей и железнодорожной ветки. Каждое воскресение на службу приходят жители Коломяг. Постепенно их становиться все больше.

http://www.pravoslavie.ru/put/061219110199



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме