Напомним, что 6 декабря на одном из КПП американской авиабазы Ганси американским часовым был застрелен 42-летний водитель грузовика, принадлежащего киргизской фирме, которая обеспечивает авиабазу топливом. По данным МВД Киргизии, погибший Александр Иванов действовал согласно инструкциям. На пункте досмотра он вышел из своей машины, направился в помещение КПП, где и был убит. Однако, по мнению американского командования, работяга якобы попытался применить против американского солдата холодное оружие. Верится в эту версию, мягко говоря, с трудом. Хотя бы потому, что средь бела дня бросаться с ножом на вооруженного часового, да еще и на территории хорошо охраняемой базы, решится не всякий. Да и мотивы неясны. Непонятно и то, почему часовой произвел в Иванова не один, а два выстрела, причем оба в грудь?
Стрелявший был временно отстранен от своих служебных обязанностей. Однако вряд ли солдат, даже если он виноват, понесет наказание, так как все военнослужащие базы приравниваются к сотрудникам американского посольства и обладают иммунитетом от уголовного преследования. Максимум, что грозит стрелявшему, - это трибунал на родине. Но, как показывает практика, обычно за подобные инциденты американцы получают не очень суровые наказания.
В этой связи киргизская сторона выдвинула требования о том, что в соответствии с нормами международного права и двусторонними международными договорами правительству США необходимо отказаться от иммунитета военнослужащего, застрелившего гражданина Киргизии. Также предписано не допускать его выезда за пределы Киргизии "в целях проведения объективного и всестороннего расследования трагического инцидента".
Надо сказать, что происшествия, связанные с пребыванием американцев, происходят в республике частенько. Так, в сентябре этого года по вине американских военных был выведен из строя единственный самолет президента Киргизии Ту-154. Это произошло в результате столкновения литерного борта с американским самолетом-топливозаправщиком КС-135. Пассажирский лайнер фактически без трети крыла сумел совершить разворот в воздухе и произвести посадку. Американская сторона до сих пор не представила результаты работы своей комиссии по расследованию этого происшествия. А за месяц до вышеупомянутого столкновения американский военный грузовик буквально протаранил еще один Ту-154. Неоднократно поднималась тема экологического ущерба, наносимого американскими самолетами, которые иногда сбрасывают лишнее топливо над территорией, прилегающей к базе. Случалось, что из-за бурной деятельности американцев в Манасе местные жители опаздывали на авиарейсы или не могли своевременно вернуться домой. По утверждениям очевидцев, к работающим на базе киргизам отношение у американцев достаточно жесткое.
К слову, Бишкек так и не добился от США значительного увеличения арендной платы за использование Манаса. Более того, обещанная Вашингтоном прибавка (примерно на 10-15 процентов) не выплачена киргизской стороне по причине якобы того, что новые договоренности об аренде нуждаются в одобрении американским конгрессом. Киргизия уже пошла на значительные уступки в вопросах статуса базы, ее налогообложения, обеспечения экологической безопасности, режима въезда и выезда с территории авиабазы, порядка правил аэронавигации и безопасности полетов.
http://www.redstar.ru/2006/12/13_12/3_02.html