Прогрессивное значение христианизации народов Якутии

Новости Москвы 
0
432
Время на чтение 5 минут
Движение русских служилых людей в XVII в. на восток от реки Енисея было естественным продолжением сибирской экспансии, начавшейся еще в XVI в. как процесс территориального расширения Русского централизованного государства, ставшего уже тогда полиэтнической Евразийской империей.

Богатая пушниной Ленский край - "Якольская землица" давно привлекала предприимчивых и смелых казаков - служилых, промышленных, торговых, гулящих людей всего Севера России: Тобольска и Мангазеи, Красноярска и Енисейска, которые вглубь северо-востока Азии шли двумя путями - северным через Мангазею и южным - через Енисейск. Московское правительство умело управляю этим, на первый взгляд, весьма хаотичным процессом: оно санкционировало, финансировало, контролировало все основные экспедиции, снаряженные в Восточную Сибирь.

Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 год, когда на правом берегу Лены красноярским казачьим сотником Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. В 1638 г. был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу в Москве. Первыми воеводами были назначены П.П. Головин и М.Б. Глебов, которые прибыли 18 июля 1641 г. в Ленский острог. С ними прибыла целая церковная миссия. Воеводы сразу же приступили к исполнению своих обязанностей, перенесли Ленский острог на левый берег. В 1643 г. завершилось строительство нового острога, который стал называться Якутским и стал не только административным, военно-политическим, культурным, но и церковным центром всего северо-востока Азии.

Христианизация коренных жителей Ленского края - саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган - началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон политики царского правительства, которому предстояло закрепить присоединенные земли и обеспечить дальнейшее проникновение русского влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств. Поэтому политика распространения православия среди аборигенов определялась сугубо фискальными интересами государства, объявившего Восточную Сибирь "своей вотчиной".

Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок - в конце XVIII - начале XIX вв. По архивным данным, в 1823 г. некрещеные составляли всего один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением (служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). В свою очередь, крещение способствовало углублению и расширению этих связей, социальной интеграции аборигенов в российское общество т.к. по мнению выдающегося русского этнографа-якутоведа С.А. Токарева, "... вероисповедная рознь в те времена сильно затрудняло общение между людьми". К тому же в это время православная церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионеров, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещенных от уплаты ясака.

Однако веками укоренившаяся, впитавшаяся "в тело и душу" языческая религия ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла сразу вытеснена новой, еще непонятой им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды православия. Так, в "Степных законах и обычаях якутов" (1823 г.) отмечалось, что шаманство "хотя и тайно, но употреблялось у многих якутов". Оно сохранило в значительной степени свое влияние даже во второй половине XIX - начале XX века.

С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии - православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению "инородцев" в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке. Как правильно заметил известный якутский филолог, академик АН РС (Я) П.А. Слепцов, "учебные пособия, выпускаемые миссионерами, в своей якутской части постоянно совершенствовались, и к концу XIX - началу XX века в литературно-языковом отношении стали почти образцовыми и по литературной обработанности и нормативности практически не отличаются от современных литературных образов". Можно сделать вывод о том, что христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, однако она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык - основа любой культуры, обеспечивающей ее самобытность.

Миссионерская деятельность стала особенно заметной после 1852 года, когда усилиями Святителя Иннокентия (Вениаминова) - архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского - Якутская область была присоединена к его епархии. В 1853 году перенес епископскую кафедру в Якутск. Самостоятельная Якутская епархия была образована в 1870 году, начали свою деятельность Якутская духовная консистория, Епархиальный комитет православного миссионерского общества, призванные содействовать утверждению христианской веры среди местного населения. К концу XIX века в Якутской епархии насчитывалось 249 церквей и часовен.

Христианизация народов Якутии, несомненно, стала основой для процесса взаимообогащения и взаимопроникновения культур и приобщения к русской, а через нее - к европейской культуре и мировой цивилизации. До Октябрьской революции православие сыграло роль объединяющего фактора в отношениях между народами. Христианизация сыграла исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха как составной части многонационального российского народа. Так, в докладной записке министру внутренних дел России от 9 марта 1913 г. о восстановлении для Якутской области права на избрание одного представителя от области в Государственную Думу, врач П.Н. Сокольников и голова Мегинского улуса Д.И. Слепцов не без гордости констатируют: "В настоящее время так называемые инородцы находятся на стадии глубокой эволюции превращения кочевника в культурного человека. Усвоение русского языка, грамоты и православной веры кочевниками идет более ускоренным темпом. По крайней мере, мы, якуты, свободны от Ислама и Буддизма, можем гордиться тем, что не менее 100 лет тому назад поголовно восприняли православие" ("Чолбон", 1995 г., N10).

А великий якутский писатель и мыслитель А.Е. Кулаковский, подчеркивая роль христианизации, писал о даровании русскими православия местным народам. Алексей Елисеевич, конечно, ясно понимал, какое важное судьбоносное значение имел этот процесс в "нашей культивизации и слиянии с русскими".

Не могу не процитировать народного писателя Якутии, почетного гражданина республики Д.К. Сивцева - Суорун Омоллоона: "Не открою большого секрета в том, что христианство, прежде всего православие, более всего терпимо к языческим традициям и ничего от этого не теряет. Сила его в проповеди и утверждении любви, воспитании совести. Христианский идеал, внесенный в языковую среду, очеловечивает ее" ("Якутия", 6 апреля 1999 г.).

В последние годы идет бесплодный спор: саха (якуты) - православные или язычники? Есть люди, которые утверждают, что саха - языческий народ. Возьмем три вехи человеческой жизни: рождение, создание семьи, смерть. Мы являемся в этот мир, женимся или выходим замуж, живем, трудимся, отправляемся на тот свет - по христианским, православным обычаям, законам и традициям. (Можно сказать, что мы совершенно обрусевший народ, но сумевший сохранить свою самобытную культуру. Смею утверждать - это феноменальное явление, которое предстоит еще изучить). Коренные жители до сих пор придерживаются православного хозяйственного календаря. К примеру, 22 мая - день памяти Святого Николая Чудотворца. Для народа саха с этого дня начинаются летние дни. И в старину, и сегодня все отмечают Николин день. Это еще одно доказательство того, что мы - православные. Сто раз прав наш первый президент М.Е. Николаев, когда в Париже, выступая по французскому телевидению, сказал, что саха - православный народ...

Сегодня можно с уверенностью сделать вывод о том, что в республике идет необратимый процесс возрождения православных традиций, и с каждым годом все больше и больше становится число коренных жителей, считающих себя православными.

Е.С. Шишигин, директор Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, Член Президиума Союза Музеев России, кандидат исторических наук, доцент

http://pravostok.ru/ru/main_theme/?id=114&theme=16
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии