Крепость Православия

355 лет со дня блаженной кончины преподобного Иова Почаевского + 10 ноября 1651 года

Новости Москвы 
0
178
Время на чтение 7 минут
Преподобный Иов Почаевский
Преподобный Иов Почаевский
Поток православных, чающих исцеления души и тела по молитвам преподобного Иова Почаевского, никогда не иссякнет.

Еду туда через Чернигов и Киев, чтобы трудным паломничеством вымолить Божию милость. Чернигов - удивительный город. Совсем не большой, но не провинциальный. Он сохранил величие древней столицы Владимира Мономаха. Здесь стоит построенный им в XI веке храм, и палаты, в которых он жил. Они хранят, это чувствуешь, его могучую силу. Мономах держал своим авторитетом всю Русь, северную и южную, в едином государстве. Он основал Владимир на Клязьме, вторую столицу Руси, где дело объединения и укрепления государства продолжил его внук, св. Андрей Боголюбский.

Из трамвая, на котором я хотела доехать до Борисоглебского монастыря, чтобы приложиться к мощам преподобного Феодосия Черниговского, пришлось выйти, потому что у меня не было украинских денег на билет. На остановке встретила иеромонаха: "О чём печалишься, матушка? Вот он, монастырь. Иди прямо. Приложись к мощам, исповедуйся, а завтра утром - память преподобного Антония Киево-Печерского. Литургию будут служить, - это бывает только раз в году, - прямо в пещерке, где жил преподобный Антоний. Там я тебя причащу". - "А где же мне ночевать?" - "Пойдёшь в женский Елецкий Троицкий монастырь. Скажешь, отец Иван прислал". Я давно знаю, что во время паломничества попадаешь как бы в другой мир. С тобой происходят невероятные в обычной жизни вещи.

Вспоминаю, что преподобный Антоний действительно уходил из Киева в Чернигов, чтобы вразумить Великого князя Святослава, изгнавшего своего брата Изяслава из Киева. Тот привёл поляков на Русь. Начались междоусобные войны. Из-за них многие русские люди переселялись с юга на север. Кстати, именно свт. Феодосий Черниговский в 1685 году ездил в Москву, заботясь о воссоединении южной и северной ветвей Русской Православной Церкви. Итак, первую нечаянную радость я получила ещё в Чернигове: неожиданно для себя оказалась здесь в день памяти преподобного Антония и причастилась в его пещерке.

В Киеве у меня было совсем немного времени до отправления поезда в Тернополь, город близ Почаевского монастыря. Но в Киево-Печерскую лавру сходить пешком от вокзала (а моя прабабушка ходила на богомолье к печерским угодникам пешком из Чернигова) я смогла и успела.

Вход в ближние пещеры, к мощам святых угодников, преграждал семинарист. Для нас, "москалей", выставили у входа только мощи преподобного Илии Муромца. С трудом удалось уговорить стражника позволить мне приложиться к мощам преподобного Антония, начальника всех русских монахов, - именно так написано в летописях.

В Тернополе мне надо было спросить у кого-нибудь, где найти автобус до Почаева? Но навстречу мне попадались почему-то растерянные и задумчивые люди, которые сами у меня что-то спрашивали по-украински. Наконец одна женщина объяснила, где найти автобус, и ещё грустно указала на Тернопольский кафедральный собор: "Оттуда нашего православного архиепископа, владыку Сергия, изгнали униаты, которых всего-то несколько человек, но их поддерживает местная власть. Собор теперь почти всё время на замке, потому что туда никто не ходит, а мы, православные, молимся вот в этом небольшом домовом храме архиерея. Зайдите, там сейчас служит владыка".

Я зашла. Служили литургию. Из души моей сразу ушла усталость и растерянность, - такая благодать наполняла всё пространство этой маленькой церкви, где смиренно молились изгнанные христиане со своим смиренным владыкой, не оставившим свою паству несмотря на угрозы и преследования.

Старенький автобус до Почаева был заполнен паломниками из России и Украины. Поток православных, чающих исцеления души и тела по молитвам преподобного Иова Почаевского, никогда не иссякнет. Мы ехали мимо скромных деревенек с чисто побелёнными хатками в два окошка. Такие же хатки на этом же месте, наверное, и четыреста лет назад стояли, в те времена, когда здесь подвизался святой Иов. Вдруг, среди этой почти убогой скромности, возник из-за поворота стоящий на горе величественный, огромный, царственно прекрасный монастырь. Честно скажу, у меня слов нет, чтобы описать его величие и небесную красоту. Ничего подобного я нигде в мире не видела. Какой же силой духа обладал преподобный, по молитвам которого встала эта незыблемая крепость Православия на западных рубежах Святой Руси! Народы и племена её, по суетности людской, то разделяются, то соединяются, но молитвами святых наша Церковь и вера более тысячи лет едины. А всё остальное так мелко, что почти нереально.

Символично то, что мирская фамилия св. Иова - Железо. Он воистину стал железным стержнем юго-западной Руси, своей непрестанной молитвой соединил её с Небом. А Почаевская лавра - как островок Царства Божия на земле. Монахи с христианской любовью встречают паломников, размещают в чистенькой гостинице и объясняют, что подниматься на Почаевскую гору надо с Иисусовой молитвой, непрестанным делателем которой был преподобный. Кто-то из них с улыбкой добавляет: "Подниматься трудно, зато потом спускаться будет легко".

Поднялись. Исповедались у местных старцев. Я выбрала самого доброго, седовласого отца Иоанна. Среди прочего покаялась в том, что год назад купила телевизор и теперь вечерами смотрю новости по всем каналам, как привязанная.

Батюшка сказал: "Чадушко моё, все мы сейчас люди больные. Я за тебя помолюсь. Иди с миром, завтра причастись".

На душе стало легко и светло, как в раннем детстве. Видно, и правда за меня помолились. Приложилась к стопочке Царицы Небесной. Она Сама ещё в 1240 году обошла и освятила Почаевскую гору. Её здесь видели местные пастухи. Вскоре сюда пришли из разорённой монголами Киевско-Печерской лавры монахи. Так зарождался монастырь. Через сто лет монголы ушли из юго-западной Руси, и эти земли вошли в состав могучего тогда Литовского княжества. А когда в конце XV века Литва объединилась с Польшей, начались гонения на Православие. Вот откуда берёт начало так называемая уния (попытка насильственного подчинения православных - Римскому папе) и агрессивное униатство, цель которого - насильственное окатоличивание русских. Забыв свою веру, люди стали забывать и о том, что они - русские. Поляки их называли "украинцами", т.е. людьми с окраины, без роду, без племени, обращались с ними, как с рабами. Тогда многие стали уходить отсюда в степи, в пределы юго-восточной Руси.

Преподобный Иов жил в эти тяжёлые времена. Десятилетним отроком стал монахом, в двенадцать лет - пострижен в мантию, а в 30 лет удостоен великой схимы. Он был настоятелем Дубенского монастыря и много писал в защиту Православия. Но душа его жаждала подвижнического уединённого жития. Иов ушёл на гору Почаевскую, где нашёл себе тесную каменную пещерку, в которой только на коленях можно было стоять день и ночь. И здесь непрестанно молился. Такое даже представить себе невозможно. День и ночь на коленях, в молитве.

В соборе главные святыни - стопочка Царицы Небесной и древняя чудотворная икона Божией Матери Почаевской, привезённая на запад Руси в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Позднее собор расширили, ныне он больше храма Христа Спасителя в Москве, и теперь в его пределах ещё две великие святыни: нетленные мощи святого Иова и та самая пещерка, в которой он молился.

О том, какого духа был преподобный, свидетельствует такой случай. По ночам он как игумен обходил всю обитель. Однажды ночью увидел вора, который хотел взвалить себе на спину мешок монастырского зерна. Преподобный помог ему поднять этот мешок и тихо напомнил об ответе, который придётся держать на Страшном Суде за воровство. Слово святых исполнено благодатной силой. Грешник раскаялся.

Святой Иов построил типографию в Почаеве, где печатали православные книги. Сохранилась до нашего времени "Книга Иова Железа, игумена Почаевского, властною его рукою написанная". Он посадил в обители прекрасный сад, существующий и поныне. В 1620 году принимал участие в Киевском Соборе, осудившем унию и решившем твёрдо стоять за Православие. Преподобный многое успел сделать в деятельном служении Церкви, не оставляя при этом непрестанной Иисусовой молитвы. Но на века благоустроив жизнь в обители, он снова вернулся в свою пещерку, где в молитве и преставился ко Господу 355 лет назад.

В пять утра в монастырской гостинице меня разбудила паломница из Москвы: "Вставайте, все уже ушли в собор. Сейчас будут спускать на лентах чудотворную икону, а потом начнётся литургия". Вчера вечером приложиться к иконе нам не удалось. Здесь такой обычай: её спускают из-под купола храма только рано утром, а через час снова поднимают вверх. Я поспешно стала собираться, а моя добрая попутчица сказала: "Позавидуешь вам, вы всю ночь спали, как дитя. А здесь такое творилось... Бесноватые визжали, кричали, ногами топали... С ума можно сойти".

Дивны дела Твои, Господи. В Москве я сплю плохо, просыпаюсь от любого шороха. А тут - топали, кричали, а я спала. Это просто милость Божия. В который раз убеждаюсь, что Бог выше сил искушение не посылает.

В соборе замечаю, что больных людей действительно очень много. У иконы - нездоровое столпотворение. Монахи суровы и молчаливы, как воины на поле брани. Приложившись к иконе и причастившись, мы пошли к мощам и к пещерке преподобного Иова. Припала к его нетленной руке, благоговея перед духовной мощью этого ангела во плоти. Рядом - узенький, кажется, только для ребёнка, лаз в пещерку. Голос малодушия шепчет мне: "Куда ты полезешь, это же смешно. Причастилась, приложилась к мощам, тебе что, мало? Да и недостойна ты пребывания в пещерке святого". Я понимаю, откуда "приходят" эти мысли: лукавые от лукавого: с одной стороны - это смешно (гордыня), с другой - недостойна (ложное смирение). Что-нибудь да подействует... Надо сопротивляться, "противостать", как сказал ап. Павел, этим помыслам.

Мне ещё в Москве говорили, что попасть в пещеру не всякий может; если есть нераскаянные смертные грехи, то застрянешь, не пролезешь, пока не раскаешься прилюдно. Смотрю, с визгом и воплем, но пролезают в маленькое отверстие солидных размеров матушки и вылезают назад спокойные, умиротворённые. Лезу и я. Страшно, признаюсь, было очень: а вдруг застряну? Ну тут-то всё и выяснится...

В пещерке, действительно, только на коленях можно стоять. Господи, как же преподобный жил здесь годами? Но какая благодать, какая радость вливается в душу, какой свет! Он низвёл сюда Царство Божие своей молитвой.

"Долго задерживаться нельзя" - говорит мне монах, и я, прочитав "Отче наш", словно выплываю оттуда в полной гармонии с собой и со всем миром. Конечно, не долго сохраняю эту гармонию по грехам моим. Но что-то сохраню навсегда.

Вернувшись домой, выбрасываю телевизор, потому что стыдно стало: такие подвижники молились за Русь и русский народ, а мы как живём?

http://www.russdom.ru/2006/200611i/20061105.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Ильичева
Исцелённый от прелести
900 лет со дня преставления святителя Никиты, епископа Новгородского 13 февраля, 1108 год
13.02.2008
Избави нас от нападения вражия
21(8) сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. 610 лет - со дня спасения Москвы от нашествия Тамерлана, праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери
21.09.2005
Ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!
6 августа 1015 г. - 990 лет со дня преставления святых князей, страстотерпцев Бориса и Глеба
08.08.2005
Благословен Грядущий во имя Господне!
24 апреля - Вход Господень в Иерусалим
22.04.2005
Все статьи Надежда Ильичева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28