Где учат будущих имамов

Нужно ли открывать новые исламские университеты в России?

Новости Москвы 
0
127
Время на чтение 4 минуты
Только полноценная система исламского образования позволит выиграть "борьбу а умы" с экстремизмом.

В начале ноября в Нижнем Новгороде прошел Второй всероссийский мусульманский форум. Мероприятие с таким громким названием, организованное Духовным управлением мусульман Нижегородской области аккурат во время празднования Дня народного единства, впрочем, не стало громким общественным событием. На нем не присутствовали главы двух крупнейших мусульманских организаций России - муфтий Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин и муфтий Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМР) Талгат Таджуддин. Однако на форуме было сделано несколько заявлений, важных для мусульманского сообщества и в первую очередь касающихся перспектив исламского образования в России.

"Нам необходимо формировать свою современную мусульманскую богословскую школу, - заявил заместитель председателя СМР и ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. - Хватит нам слушать тех проповедников, которые приехали из-за рубежа или получили там религиозное образование".

Исламская богословская школа интенсивно развивалась в России до революции и была одной из лучших в мире. Однако в 1920-е гг. физически уничтожили не только почти всех мусульманских богословов, но даже тех, кто получил религиозное образование, не будучи служителями ислама. Только в 1946 г. было открыто Бухарское медресе "Мир-Араб", дававшее среднее богословское образование, а в 1971 г. - Ташкентский исламский институт. Поначалу в нем обучались всего 20 студентов.

В 1991 г. началось возрождение исламского образования в России, открылось множество новых учебных заведений. Было приглашено большое число преподавателей из исламских стран, а множество российских мусульман уехали учиться за рубеж. Однако за 15 лет в России так и не удалось создать единой системы мусульманского религиозного образования. При этом качество обучения в вузах, открывшихся в 1990-е гг., серьезно критикуется. Показателем является рост популярности "импортных" трактовок ислама, в частности радикального толка, среди молодежи. Поэтому противодействие экстремизму является жизненно важной задачей для мусульман.

Похоже, это понимают и российские чиновники, сталкивающиеся с этим явлением по долгу службы. В августе нынешнего года о "необходимости фундаментального исламского образования" говорил полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. В ходе его встречи с представителями Координационного центра мусульман Северного Кавказа было решено открыть на Северном Кавказе два исламских университета (один в Махачкале, второй в Черкесске или в Кабардино-Балкарии) с тем, чтобы "молодые люди не искали место обучения где-то там на стороне". Однако позволит ли открытие новых вузов решить все проблемы?

Крупнейшие центры исламского образования в России находятся в Казани и Уфе. Оба они именуются "Российский исламский университет" и патронируются соответственно СМР и ЦДУМ России. Своя система высшего исламского образования существует на Северном Кавказе, крупнейшие вузы находятся в Махачкале (Северо-Кавказский исламский университет им. Мухаммеда Арифа и Исламский университет им. имама аш-Шафии), Хасавюрте и Буйнакске. Всего в Дагестане 16 исламских институтов и университетов, в них обучаются более 3 тыс. студентов. Для сравнения: в Российском исламском университете (РИУ) Казани обучаются 218 студентов.

В Москве действует Московский исламский университет, в котором обучаются всего 57 студентов на дневном и заочном отделениях. При этом наиболее громкие инициативы по развитию исламского образования исходят именно из Москвы. В марте 2005 г. здесь образован Совет по исламскому образованию при СМР, который весной этого года представил Концепцию исламского образования в России. Авторы документа попытались упорядочить всю систему исламского образования в России, выделив в ней 6 ступеней (от начального до послевузовского образования) и предложив для каждой ступени единый образовательный стандарт. Кроме того, концепция предусматривает подготовку специалистов по светским (государственным) стандартам в рамках исламских вузов. Выдавать выпускникам два диплома о высших религиозном и светском образованиях - заветная мечта многих исламских университетов. Ведь найти работу без госдиплома выпускникам мусульманских вузов крайне сложно, а зарплата имама, по данным СМР на май этого года, составляет в среднем 2-3 тыс. рублей.

Впрочем, эта концепция серьезно критикуется. По мнению одного из экспертов, пожелавшего остаться неизвестным, она не касается тех проблем, которые стоят сегодня перед мусульманским сообществом. "Концепция не дает ответов на многие вопросы. Чему учить будущих имамов в университетах? С какими мусульманами они будут работать? В чем заключается специфика России? Чем отличается подготовка имама в Москве от подобной же на Северном Кавказе? Ориентиром для авторов концепции являются мусульманские страны, состояние образования в которых весьма далеко от идеала. В них не существовало, в частности, советской системы образования, многие из этих стран еще вынуждены решать проблему неграмотности населения", - заявил эксперт.

Построение унифицированной системы исламского образования, инициируемое из Москвы, встречает препятствия в регионах традиционного расселения мусульман. В частности, "яблоком раздора" внутри Российского исламского университета в Казани весной этого года стал формальный, на первый взгляд, вопрос: какой юридический статус должен иметь исламский вуз - светского учебного заведения или религиозной организации? В итоге университет был реорганизован. Религиозные предметы (шариатские науки, изучение Корана) были объединены в рамках Казанского исламского института (ректор Руслан Тагиров), а сам РИУ остался светским вузом. Его новым ректором избран Ильдус Загидуллин.

Проблем в исламском высшем образовании, по словам Загидуллина, "непочатый край". Крайне остро стоит вопрос об аттестации этих вузов для государственной перерегистрации, о квалифицированных преподавательских кадрах. Есть ли возможность открывать новые исламские вузы, если ситуация в уже существующих учебных заведениях пока далека от тех критериев, которым должна соответствовать система любого (не только религиозного) образования? По словам Ильдуса Загидуллина, "говорить о формировании полноценной системы исламского религиозного образования пока рановато".

http://religion.ng.ru/problems/2006-11-15/4_imam.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Круг
Патриарх Кирилл делает ставку на молодежь
Церковь настаивает на преподавании религиозных дисциплин в школах
19.02.2009
От Поместного собора сюрпризов не ждут
Фактически победитель сегодняшних церковных выборов известен заранее
28.01.2009
Минюст предупреждает...
Государство добивается отчетности от религиозных организаций
30.10.2008
Фанарское гостеприимство
Эстонский и украинский расколы оказались в центре внимания на Всеправославном совещании
23.10.2008
Донецк не встретит Патриарха
Нештатная ситуация в столице Украины резко изменила планы Алексия II
29.07.2008
Все статьи Павел Круг
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21