Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иконописная перспектива

Михаил  Соколов, Prokimen.Ru

01.11.2006


Интервью с деканом отделения церковно-исторической живописи, профессором М.Н. Соколовым …

В 2006/2007 учебном году на отделении церковно-исторической живописи Российского Православного института святого апостола Иоанна Богослова пройдут первые выпускные государственные экзамены. Сейчас у шестикурсников отделения самая горячая пора: полным ходом идет работа над дипломами, которыми являются написанные студентами иконы.

Об уникальности выбранной профессии и процессе обучения на отделении церковно-исторической живописи Российского православного института св. Иоанна Богослова с читателями "Prokimen.ru" делится декан отделения доктор искусствоведения, профессор Михаил Николаевич Соколов.


- Михаил Николаевич, в чем особенности учебного плана и методики преподавания на Вашем факультете?

- Как и на подобных факультетах других высших учебных заведений, на отделении церковно-исторической живописи Российского православного института главный упор делается на иконопись. Однако, в отличие, например, от Свято-Тихоновского гуманитарного университета, где занимаются только средневековым письмом русского искусства вплоть до XVII века, у нас студенты обучаются также и "академической манере" - она ведет свою историю со времен Петра I и его реформ.

Так что наши учащиеся работают параллельно в двух стилях, и в идеале должны уметь писать иконы и в допетровском, и в новом, "брюлловско-васнецовском" духе, хотя различия между этими стилями весьма велики.

Средневековая иконопись предполагает обязательное копирование с образцов, то есть воспроизведение композиций, сложившихся в творчестве великих изографов прошлого, таких как святые Максим Грек, Андрей Рублев или Дионисий. Но ведь в наше время прославляется много новых святых, в том числе новомучеников, поэтому возникает необходимость сочинять, пусть на основе и древних канонов, новые, еще не вошедшие в традицию образы.

Академический же метод преподавания как раз и развивает те способности, которые позволяют студенту варьировать и значительно обновлять устоявшиеся композиции.

Помимо этого, у нас в полном объеме преподаются светские творческие дисциплины, изучая которые, студенты рисуют с натуры, узнают о том, как правильно выстраивать свои произведения, активно осваивают многие важные нюансы своей будущей профессии.

- Расскажите, пожалуйста, о новых дисциплинах, которые появились в этом учебном году?

- Был введен предмет "Основы монументальной живописи", дающий конкретные представления о методике создания церковных фрескок, как фигурных так и орнаментальных. Этот курс включает в себя и теорию, и практику: сейчас наши студенты, изучающие искусство настенных росписей, украшают трапезную Высоко-Петровского монастыря, деятельно участвуя в возрождении этого выдающегося памятника московской архитектуры.

Также в учебный план был введен курс "Основы реставрации": надеемся, что в ближайшем будущем он будет значительно расширен. Помимо этого, уже в этом месяце студенты-иконописцы смогут посещать спецкурс по церковному шитью.

- Какие перспективы открываются перед Вашими выпускниками?

- Сейчас восстанавливается много храмов, порой из руин, из полного запустения. В провинции, где я, будучи представителем Общества изучения русской усадьбы часто бываю в последние годы, нередко можно встретить иконостасы, состоящие из одних репродукций. По всей России стоит множество пустых, разоренных церквей - все они ждут реставрации, и службы в них совершаются почти что среди голых стен. Так что потребность в мастерах церковного художества весьма велика.

Важно еще раз отметить, что наши студенты имеют реальную возможность совершенствовать свое мастерство на практике, причем не только в Высоко-Петровском монастыре. Только за последние два года они украсили своими иконами и росписями целый ряд храмов и часовен в Подмосковье, на Владимиро-Суздальской земле и даже на Дону. Многие из студентов получают солидные церковные заказы уже во время учебы. Жаловаться на отсутствие профессиональных перспектив, Слава Богу, не приходится.

- Михаил Николаевич, что бы Вам хотелось улучшить на отделении церковно-исторической живописи?

- Занятия по большей части проходят в корпусе, который находится в Теплом Стане. И нам, как и нашим соседям экономистам и экологам, там очень не хватает компьютерного класса. Большая электронная база данных по репродукциям и возможность их оперативно распечатывать значительно бы облегчили обучение на нашем отделении. Да и в целом знание техники компьютерного моделирования, основ веб-дизайна, весьма существенно не только для архитекторов и дизайнеров, но и современных иконописцев. Ведь пресловутый "веб" подобен кисти или карандашу. Это техника, которая целиком подчиняется человеку и в равной мере может распространять либо зло и пакость, либо добро и слово Божие. Все зависит от человека, от степени его воцерковленности.

Помимо этого, к сожалению, в библиотеке нашего института пока не хватает книг по искусству. Зачастую преподаватели сами приносят образцы - из своих домашних собраний. Однако все это, уверен, - дело времени. И с каждым годом качественный уровень работы на отделении повышается.

- Расскажите, пожалуйста, о летней практике?

- В последние годы она проходила и в Высоко- Петровском монастыре, и под Суздалем, и в Подмосковье, и в других местах. В том числе и там, где заказы удалось получить студентам без помощи деканата.

- А сколько в этом году на отделение церковно-исторической живописи поступило студентов? В основном это вчерашние школьники?

- Девять человек: практически все они уже получили начальное и среднее художественное образование, поэтому сделали свой выбор осознанно.

- Михаил Николаевич, расскажите, пожалуйста, где собираются работать выпускники отделения?

- Первые выпускники, точнее, первые шестикурсники, только сейчас оформляют свои дипломы: то есть пока полного выпуска еще не было. Однако многие из них, или, если быть точным, большинство студентов, начинают трудиться по специальности уже в период учебы. Например, выполняют церковные и оформительские заказы, а также устраиваются на работу в различные организации и фирмы художественно-оформительского профиля.

Беседовала Евгения Жуковская

http://www.prokimen.ru/article_2364.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме