Плоский штопор российского авиационного образования

Гибель самолетов предопределена прорехами в подготовке летчиков

0
177
Время на чтение 6 минут
Череда августовских авиакатастроф познакомила россиян с основами аэродинамики и самолетовождения. Благодаря СМИ нынче многим гражданам РФ хорошо известно, что плоский штопор возникает при превышении крылатой машиной критического угла атаки: поэтому она теряет управляемость и падает, как осенний лист, покачиваясь с борта на борт, вращаясь вокруг вертикальной оси. Что и наблюдали с земли свидетели трагедии Ту-154 из Санкт-Петербурга, погибшего на Украине.

Незаменимый фактор


Выйти из этого режима существующие самолеты не могут, о чем прописано в учебниках и систематически освежается в памяти летного состава. Как и сведения о турбулентности - воздушном столбе, способном резко задрать нос и даже перевернуть многотонный пассажирский авиалайнер.

Уникальные данные были получены от первопроходцев, сумевших перед гибелью скрупулезно передать на землю бесценную информацию о происходящем. И не востребованную через 48 лет утратившими профессионализм летчиками, превратившимися в "воздушных извозчиков", обученных действовать строго по алгоритму: взлет, набор заданной высоты, нахождение "на эшелоне" и посадка.

Напичканные электроникой "умные" творения концернов "Эрбас" и "Боинг" усиливают эту тенденцию, углубляя специализацию и сокращая количественно наземный и летный персонал, направляя энергию "человеческого фактора" за рамки созданной ими системы управления. Природа, однако, встает на пути попыток конструкторов достичь абсолютной надежности и эффективности, не прибегая к услугам человека.

Привыкание к подпорке автоматики обезоруживает специалиста в ситуациях, где человеческий интеллект не заменим машинным. Ярким подтверждением тому является катастрофа над Боденским озером, когда в сверхсовременной автоматизированной системе сигнализация "конфликтной ситуации" была отключена на профилактику. Через несколько минут после отключения системы автопилотажа упал в море у берегов Сочи А-320 "Армянских авиалиний", экипаж которого из-за нескоординированных действий потерял контроль положения самолета по крену и тангажу. В Иркутске летчики разбившегося после успешной посадки А-310 были бессильны за минуту разобраться в иррациональной логике функционирования системы управления, давшей команду на увеличение тяги левого двигателя при включении реверса правого.

Подобные несуразицы управления самолетами "Эрбаса" имели место и в прошлом. И даже испытательный полет самого большого в мире аэробуса А-380 был отмечен предпосылкой к летному происшествию, созданной несинхронной работой датчиков, заблокировавших механизм уборки шасси.

Вектор технократизма замкнул подготовку авиационных кадров на эффективностно-стоимостной контур авиаперевозок, нечувствительный к рабочей среде - воздушному пространству. Где действуют иные - физические законы, требующие от человека учета мелочей в большом и в малом.

Словно обреченные на казнь


Не приходится ожидать помощи от существующих имитационных тренажеров, не способных моделировать реальные процессы среды и формирующих только навыки действий в конкретной ситуации. В то же время имитация отнимает у человека возможность научиться интуитивному учету множества факторов, видению положения летательного аппарата в пространстве и созданию информационного образа действий, что можно достичь только в процессе летной практики.

Стало как-то забываться поучительное произведение американского писателя Артура Хейли "Аэропорт", подтверждающее известную истину, что лучший руководитель полетов или авиадиспетчер - бывший летчик. По тем же причинам бюрократические мероприятия по "освежению знаний по ограничению по полетной массе с учетом температуры наружного воздуха на эшелоне, максимально допустимого крена и других эксплуатационных ограничений", проводимые с летным составом после очередного летного происшествия, не дают эффекта, так как теория слабо стимулирует образное мышление - главный инструмент летчика-профессионала и диспетчера. Большую пользу здесь скорее принесут давно забытые в авиации упражнения "пеший по-летному".

Безнадежен и замысел Межгосударственного авиационного комитета (МАК) учесть факторы, "определяющие возникновение и развитие аварийной ситуации, и выявление причин катастрофы" при проведении моделирования полета с использованием тренажера Ту-154. При условии исправного состояния систем самолета придется признать: единственной причиной катастрофы послужил "человеческий фактор", что требует моделировать поведение конкретного человека, а не технические системы.

Решение этой задачи достигается не техническим, а историческим моделированием, позволяющим "освежить в памяти" ситуационные модели катастроф и аварий прошлого с учетом конкретных условий функционирования системы "человек-техника-среда".

Статистика подтверждает: в последние десятилетия доминирующим выступал средовой - точнее, экономический - фактор, когда безопасность приносилась в жертву сиюминутным коммерческим интересам. Когда перегруженные сверх всяких норм самолеты падали, не успев взлететь, или разбивались при посадке, при отказе экипажа уйти на второй круг. Во всех случаях действия летного состава напоминали поведение обреченных на казнь, без малейших проблесков интеллекта и попыток изменить ситуацию в свою пользу.

Ничем не отличается и картина гибели питерского Ту-154 под Донецком. Именно бездействие экипажа привело к катастрофе. Самописцы не зафиксировали стремления направить самолет вниз, штурвал пилоты держали ровно, не пытаясь обойти зону турбулентности и избежать срыва потока - резкого падения подъемной силы крыла. В результате машина, поднявшись на высоту 12 100 м, при угле тангажа 45 градусов потеряла скорость и, форсируя двигатели и подавая сигнал бедствия, по всем законам физики вошла в плоский штопор.

Здесь грех не вспомнить классические ситуационные модели катастроф 20-летней давности на Чернобыльской АЭС и столкновения балкера "Петр Васев" с пароходом "Адмирал Нахимов" под Новороссийском. Кстати отмечу, что, фокусируя внимание на ужасных последствиях катастроф, СМИ не интересуются психологией и мотивами поведения главных виновников трагедий - жертв системы, где профессионализм утратил свою ценность. Между тем в погоне за сомнительным результатом, ставшим нынче жупелом госуправления, и руководители эксперимента на ЧАЭС, и капитан балкера, в силу системных пороков образования оказались неспособными понять динамику физической среды и предупреждения подчиненных о "разгоне" реактора или об опасном сближении с другим судном.

Забытая "подъемная сила"


Во всех случаях показное бесстрашие, быстро переходящее в панику, паралич мысли и действий служит оборотной стороной некомпетентности и безответственности. Хотя для формирования установок безопасной жизнедеятельности и профессиональной осторожности человечество выработало систему, в которой специалист должен пройти воспитание опасностью и ощутить воочию мощь законов окружающей среды.

Традиционно в авиации эти задачи решались парашютной и планерной подготовкой, программой высшего пилотажа на спортивных и учебных самолетах. Большую пользу приносит и авиамодельный спорт. Однако все это посчитали излишним в процессе специализации и унификации программ обучения летного состава гражданской и военно-транспортной авиации. Исключив тем самым из системы образования не менее важный компонент - специальное воспитание.

Потребовалась серия катастроф пассажирских самолетов и ежемесячное падение вертолетов, чтобы министр транспорта РФ Игорь Левитин, главком ВВС и ПВО Владимир Михайлов и руководитель Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько вспомнили об "узких местах" начальной подготовки летного состава и об удручающем состоянии парка учебных летательных аппаратов. Однако ситуация, когда о подготовке кадров вспоминают после всплеска чрезвычайных происшествий, указывает на существующие в ней системные пороки. Причем они во многом обусловлены нынешним Федеральным законом "Об образовании", в котором пропущен такой важный момент, как воспитание.

В результате забыты цели и задачи воспитания, предназначенного, по определению, для передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, формирования личности с учетом возрастных этапов, начиная с младенческого возраста, ее подготовки к общественной жизни и производительному труду при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также самих воспитуемых между собой. Утилитарный принцип оценки качества образования по остаточным знаниям специалиста-практика неумолимо сжимает "шагреневую кожу" фундаментального блока дисциплин, определяющих индивидуальность любой профессии: врача, инженера, педагога, летчика и судоводителя.

По логике реформаторов и бизнеса, знание аэродинамики, парашюта и высшего пилотажа, свободное владение родным и иностранным языком, умение воспроизвести факты истории для "водителя" аэробуса противопоказаны и ведут к росту затрат на подготовку летного состава.

А ведь научные знания - это подъемная сила образования. Уже в конце 1980-х в НИИ высшего образования исследовалось влияние качества образования на безошибочную работу специалистов различных профессий. Этой цели служили подразделения: эргономики и психологии, содержания образования, воспитания, экономики и компьютеризации, интеграции образования, науки и производства. Обобщение зарубежного опыта проводили профессионалы - ветераны ГРУ ГШ.

Нынешнее же состояние научных учреждений подобно режиму плоского штопора. Что подтвердил председатель Комитета ГД по образованию и науке Николай Булаев на парламентских слушаниях 3 июля по реализации приоритетного нацпроекта "Образование". Без научного "подхвата" в "зоне турбулентности" остаются озвученные на данных слушаниях предложения ведущих вузов страны о создании информационной и технологической среды, необходимой для выпуска любого продукта, востребованного рынком. Без этих сред трудно вписаться в европейское и мировое академическое сообщество.

При отсутствии чувствительности к содержательным новациям курс, выбранный Минобрнауки, ведет в зону риска, оставляя простор для катастроф и аварий.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006-10-13/4_shtopor.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сергеев
Откуда исходит угроза в образовании?
Психологическая подготовка к ЕГЭ как признание угроз психическому здоровью учащихся
27.04.2014
"Булава" как зеркало проблем ОПК
Что может гарантировать высокое качество вооружений
18.05.2007
Система оружия определяет облик военного флота
А модернизационный запас - долгосрочную перспективу развития
31.03.2007
Почему не летит "Булава"
Системы управления баллистических ракет морского базирования кардинально отличаются от "сухопутных"
19.01.2007
Все статьи Олег Сергеев
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21