Глаза иконы

Новости Москвы 
0
674
Время на чтение 5 минут
Внимание истине поручено человеческому глазу через чтение Священного Писания и взирание на святые иконы. В проповеди христианского Откровения зрению всегда придавалось большое значение. "Из наших чувств, - говорит святой Василий Великий, - зрение обладает наибольшей остротой восприятия чувственных вещей". Мысль о первенстве чувства зрения красной нитью проходит и у эллинов и у христианских авторов, например, у святого Афанасия Великого, и Григория Нисского и др. "Созерцание видимого Слова, - говорит Д.Ф.Ремсеер, - не вызывает пассивности именно потому, что это созерцание СЛОВА, а не эстетическая эмоция или созерцание некоей идеи".1 То, что предлагалось всей церковной литературой - это "научение глаз": встань, как я, сюда и смотри. Икона же будет давать изображение таких глаз и того мира, который такими глазами виден.2

Как известно, высшими и познавательно ценнейшими восприятиями - еще в дохристианской древности - признавались зрительные и слуховые. Когда Гераклит говорит: "Глаза и уши - свидетели ненадежные", он хочет сказать: "даже глаза и уши"- все чувственное восприятие. Все эллинское мышление опиралось именно на зрение, почему и в платонизме духовная сущность вещи определяется как вид, eidos, а не слух, запах и пр. Высшее постижение метафизических причин бытия в античной философии относилось к световым озарениям. Да и вся платоническая онтология была построена по схеме зрительной, так как вся действительность, нас окружающая, признавалась смешением, соединением, слиянием тьмы - небытия - и видов, или идей - бытия.

Поэт И.Бродский заметил как-то, что глаз - наиболее самостоятельный из наших органов. Причина в том, что объекты его внимания неизбежно размещены вовне. Кроме как в зеркале, глаз себя никогда не видит. Он закрывается последним, когда тело засыпает. Он остается открыт, когда тело разбито параличом или мертво. Глаз продолжает следить за реальностью при любых обстоятельствах, даже когда в этом нет нужды. Спрашивается: "Почему?", и ответ: потому что окружение враждебно... Короче, глаз ищет безопасности.3 Смотри, глаз соединяет активность (бесконечное движение) с пассивностью (внеположенность воспринимаемым образам и восприятие их как "поиск безопасности"). Зрение есть восприятие пространства с определенным поставлением себя в этом пространстве. Заметим лишь, что обычно мало задумываются над гораздо более широким применением пространства, нежели Евклидово, а ведь слуховые и осязательные ощущения явно требуют себе пространства. Но и далее: обоняние, вкус, затем различные мистические переживания, мысли и даже чувства имеют пространственные характеристики и взаимную координацию, что заставляет утверждать размещение их тоже в пространстве.4 Уже святой Григорий Богослов сопоставлял перспективу мировосприятия с нравственными установками человека: "Состояние видящего бывает переносимо на видимые предметы", - преподобный Иосиф Волоцкий называл это "видимое ума".

Итак, осязание есть активная пассивность в отношении к миру. Глаз есть орган пассивного осязания и активного движения. Как отмечено уже Аристотелем, зрение есть распространенное и утонченное осязание. Предмет ощупывается глазом посредством светового луча.

Священник Павел Флоренский пишет: "Мысль о зрении как осязании высказывалась неоднократно и, в частности, поддерживается сравнительно анатомически и эмбриологически: глаз вместе с другими органами восприятия происходит из того же зародышевого листка, что и кожа, орган осязания; в этом отношении и глаз и кожа представляются попавшими на поверхность тела органами нервной системы. Несколько огрубляя дело, можно сказать, что организм одет в один сплошной нерв, облечен в орган восприятия, то есть в живую душу. Глаз есть тогда некий узел утончения, особенно чувствительное место кожи с частною, но особенно тонко решаемою задачею... Из всех органов ему (глазу) принадлежит наибольшая способность браться за вещи активною пассивностью, - трогать их, не искажая, не вдавливая, не сминая".5

Движения без осязания пусты, а осязания без движения - слепы. ЗРЕНИЕМ ВОЗГЛАВЛЯЮТСЯ НАШИ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАВАТЬ МИР; и в зрении поэтому осязательность и двигательность, доведенные каждая до предельной выраженности и возможной независимости в высшей степени содействуют друг другу. Икона является достоверностью визуальной, и именно своей визуальностью, которую Леви-Стросс определял как "самое интеллектуальное, самое социализированное и потому самое культурное из чувств", икона напрямую влияет на человека. Когда наш глаз движется по силовым линиям иконного изображения, мы вспоминаем, что восприятие иконы изоморфно самому изображению: движение глаза должно встретиться с движением глаза. И вроде бы перед нами полная статичность, застылость иконных образов, но мы все время улавливаем живое движение. "Даже там, где движение (в иконе) допущено, - пишет Е.Трубецкой, - оно введено в какие-то неподвижные рамки, которыми оно словно скованно. Но даже там, где оно совсем отсутствует, во власти иконописца все-таки остается взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее средоточие духовной жизни человеческого лица".6

Исходя именно от размера головы, строит иконописец пропорции фигуры: именно лик и глаза представляют для него наибольший интерес в силу возможности выразить в них "некоторое бестелесное и мысленное созерцание" (Святой Иоанн Дамаскин).7

Икона - это путь к теозису, и это движение к победе духа над плотью передается на иконе через непропорционально увеличенные глаза. Глаза - выразитель личности, окно в ее нравственный мир. Пространство, которое в нынешнем мире осталось для свободного нравственного самостояния человека, христианство не считает достаточным. Говоря языком иконы, глаза Адама после грехопадения "сузились". Икона же стремится передать восстановленное, подлинное достоинство человека.8

Рассматривая старую икону "Страшного Суда", Е.Трубецкой пишет: "Шествие праведников в рай выражается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИХ ГЛАЗАМИ, в которых не чувствуется истерического восторга, а есть глубокое внутреннее горение и спокойная уверенность в достижении цели: но именно этой-то кажущейся физической неподвижностью и передается необычайное напряжение и мощь неуклонно совершающегося духовного подъема: чем неподвижнее тело, тем сильнее и яснее воспринимается тут движение духа, ибо мир телесный становится его призрачной оболочкой. И именно в том, что духовная жизнь передается ОДНИМИ ГЛАЗАМИ совершенно неподвижного облика, - символически выражается необычайная сила и власть духа над телом".9

Говоря о зрении, следует отметить, что образ имеет некоторые возможности, которых не имеет слово. Он, во-первых, является способом выражения более непосредственным; во-вторых, обобщение образа и шире и лаконичнее обобщения словесного. Так, например, икона сжато и непосредственно показывает то, что словесно выражается в целом богослужении праздника. Итак, икона есть путь и средство; она - сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность, о которой говорят Отцы, учит нас "поститься глазами", по выражению аввы Дорофея. И, действительно, "поститься глазами" не возможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактным) или обычным, предметным. Только икона может указать, в чем заключается и чем достигается этот пост.10

Поставляя икону перед глазами приходящего, Церковь не только не надеется на богословскую подготовленность зрителя, но и, более того, полагает сам образ достаточным для научения истинам веры, именно поэтому икону называют "школой для неграмотных".



[1] см. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви., изд-во Западно-Европейского Экзархата Московский Патриархат.,1989., С.54.

[2] Диакон Андрей Кураев. Человек перед иконой\\ в сб. "Квинтессенция"., С. 242.

[3] Бродский И. Набережная неизлечимых\\ Октябрь N 4 за 1992, С.199.

[4] см. иерей Павел Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях., М: Прогресс, 1993, С.51.

[5] иерей Павел Флоренский, там же, С. 89-90.

[6] Трубецкой Е. Умозрение в красках., М.: Изобразительное искусство, С.15.

[7] Лазарев В.Н. История византийского искусства. М.: Искусство., 1985., С.19.

[8] Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд., Москва-Клин: Братство Святителя Тихона, 1995, С. 113.

[9] Трубецкой Е., там же, С.17.

[10] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви., изд-во Западно-Европейского Экзархата Московский Патриархат.,1989., С.145.

Интернет-журнал "Русская неделя"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28