Установленное на торговых судах вооружение не только позволяло морякам отбиваться от налетов вражеской авиации, а иногда и атак подводных лодок и, тем самым уменьшить потери торгового флота. Экипажи судов совместно с военными командами научились не только отражать атаки авиации и подводных лодок, но и стали сами сбивать вражеские самолеты. По данным С. Ф. Эдлинского, на боевом счету экипажей транспортных судов было 9 сбитых и 2 поврежденных подводных лодки противника [2].
Боевой счет открыли моряки теплохода "Севзаплес" Мурманского пароходства. Теплоход в сентябре 1941 г. ушел первым обратным рейсом
QP-1 из Архангельска в Англию, и возвращался на родину с грузом ленд-лиза в конвое PQ-12. При подходе к Мурманску теплоход атаковал немецкий самолет, который сбили артиллеристы судна [3]. Это был Ju-88. По данным М. Н. Супруна, самолет был сбит совместно с тральщиком "Стефа", вооруженным китобойцем, шедшим в составе эскорта конвоя [4].
Следующий сбитый самолет моряками торгового флота на севере принадлежит однотипному теплоходу - лесовозу тоже Мурманского пароходства "Старый большевик".
В мае 1942 г. теплоход возвращался на Родину в конвое PQ-16. Для экипажа это был уже четвертый рейс в составе конвоев. Теплоход ушел из Архангельска также в сентябре 1941 г.QP-1; вернулся в конвое PQ-8 в январе 1942 г. в Мурманск, сразу же ушел в конвое QP-7 из Мурманска в феврале, и теперь во второй раз возвращался домой. Это был один из первых самых больших конвоев - сразу 35 транспортов. "Старый большевик" шел третьим во второй колонне справа.
Конвой подвергся массированным атакам немецкой авиации, в том числе торпедоносцев, которые применили впервые тактику "золотых клещей", то есть одновременную атаку бомбардировщиков и торпедоносцев. Налеты на конвой начались 25 мая и продолжались до 30 мая. Только в налете 27 мая на конвой участвовало 101 Ju-88 и 7 He-111. Конвой потерял 7 транспортов [5]. Это были первые большие потери в конвое. Противник потерял 12 самолетов, один из них был сбит артиллеристами теплохода.
Судно получило тяжелые повреждения, во время налета 27 мая - одна из бомб попала в полубак, вышло из строя носовое орудие, начался пожар, а судно было загружено взрывчатыми веществами. Судно отстало от конвоя, экипаж отказался покинуть судно. На подошедший английский конвойный эсминец передали раненых, погасили пожар, восстановили судно. Вечером этого же дня, кормовое орудие, где наводчиком был матрос Аказенок, прямым попаданием сбило самолет противника, а второй - поврежден. На следующий день теплоход нагнал конвой. И советское и английское правительство высоко оценило подвиг моряков. Судно было награждено орденом Ленина, капитан И. И. Афанасьев, первый помощник К. М. Петровский и матрос Б. И. Аказенок стали Героями Советского Союза, боевыми орденами и медалями наградили весь экипаж. Капитан И. И. Афанасьев также был награжден орденом Британской империи IV класса [6].
Отличился в этом же конвое экипаж парохода "Аркос" Северного морского пароходства - капитан И. В. Пиир. Судно, умело, маневрируя, уклонилось от 5 торпед и 11 бомбардировщиков, пикировавших на судно. "Аркос" шел третьим в четвертой колонне справа.
25 мая во время второго налета было замечено, что один из самолетов, который начал "пикировать на судно и, по которому был открыт огонь, задымился и, резко изменив курс, пошел на снижение" (из воспоминания штурмана Б. П. Конюхова) [7]. До этого судну своеобразно "не везло". Из-за повреждений оно не смогло уйти из Архангельска в конвое QP-3. Пароход ушёл только в январе 1942 г. в конвое QP-5, и вынужден был обратно возвратиться из конвоя PQ-14.
Все три вышеупомянутых судна были вооружены в Англии.
Особо отличился экипаж танкера "Донбасс" Дальневосточного пароходства в печально знаменитом, трагическом конвое PQ-17. Судно совершило длительное плавание, выйдя в ноябре 1941 г. из Советской гавани - далее Петропавловск-на-Камчатке - Сан-Франциско - Панамский канал - Буэнос-Айрес (погружено льняное масло 9467 т) - Нью-Йорк (установлено вооружение) - Бостон - Галифакс - Сидни - в составе каравана из 68 судов пересекло Атлантику. В Англии судно довооружили, оттуда оно прибыло в Исландию, и 27 июня вышло в конвое PQ-17. Танкер шел замыкающим в третьей колонне слева.
Во время налета вражеской авиации 4 июля расчет кормового орудия прямой наводкой сбил торпедоносец, а кормовой крупнокалиберный пулемет сбил второй самолет. После роспуска конвоя танкер благополучно избежал встреч с подводными лодками. 6 июля экипаж танкера подобрал 51 моряка с торпедированного американского парохода типа либерти "Д. Морган". На носовое орудие была поставлена добровольно согласившаяся американская команда, которая успешно отразила новый налет пикирующих бомбардировщиков и повредила еще один самолет. Танкер благополучно дошел в Иоканьгу, а затем в Архангельск, доставив целиком ценный и огнеопасный груз.
Известно, что Уполномоченный ГКО И. Д. Папанин и секретарь Архангельского обкома ВКП (б) Г. П. Огородников ходатайствовали перед Сталиным о награждении орденами и медалями членов экипажа судна за сбитые два торпедоносца, в том числе и лейтенанта ВМФ США за мужество при отражении атак противника [8]. Но, по каким-то причинам, видимо сыграла свою роль в целом судьба конвоя, наград не последовало.
После неудачной попытки вернуться на Дальний Восток через Северный морской путь, танкер при попытке прорваться в одиночку с Новой Земли был потоплен немецким эсминцем 5 ноября 1942 г., а команда частично погибла во время обстрела, оставшиеся попали в плен.
Отличились советские моряки и при проводке конвоя PQ-18 в сентябре 1942 г. Это был на то время самый большой конвой в составе 40 транспортов. В его составе шли 6 советских судов: "Комилес", "Петровский", "А. Марти", "Тбилиси", "Сталинград" и "Сухона". Против конвоя противник бросил 12 подводных лодок, 80 торпедоносцев и 130 бомбардировщиков, которые смогли потопить 13 транспортов, в том числе и пароходы "Сталинград", "Сухона", шедшие в крайней правой колонне, которая была ближе всех к атакующим силам врага. Но и противник потерял более 40 самолетов и три подводные лодки. При отражении воздушных атак, по мнению Ю. Н. Кучепатова, по два самолета сбили "Комилес", "Петровский" и "Тбилиси". С. Ф. Эдлинский указывает, что один самолет сбили зенитчики "Петровского" и два - экипаж "Тбилиси" [9].
В одиночном плавании из Англии в Мурманск 17 февраля 1943 г. моряки парохода "А. Марти" Северного морского пароходства успешно отразили налет двух бомбардировщиков Ju-88, причем один сбили, а другой повредили и благополучно прибыли в Мурманск. О подвиге моряков "А. Марти" доложил на производственно-хозяйственном активе пароходства 17-18 апреля 1943 г. начальник пароходства Н. В. Новиков. Капитана Хиркасова и первого помощника капитана Казанкова наградили орденами Отечественной войны 1-й степени, и еще 4 моряка награждены орденами и 7 - медалями "За боевые заслуги" [10].
Моряки торгового флота на севере не только отразили атаки авиации противника, но и сбили при этом 9 вражеских самолетов.
Что касается более опасного и сильного врага, каким являются подводные лодки, то встречи с ними, как правило, оказываются в пользу подводников. Но, тем не менее, моряки вступали в борьбу и с ними.
В апреле 1942 г. пароход "Ашхабад" Дальневосточного пароходства, возвращавшийся из Мурманска конвоем QP-9, благополучно дошел до Исландии, затем пересек Атлантику и на переходе из Нью-Йорка на Кубу вечером был торпедирован подводной лодкой. Транспортные суда в то время вдоль побережья США еще не конвоировались и шли самостоятельно. Но перед затоплением моряки успели сделать три выстрела из носового орудия и заставили лодку погрузиться. Экипаж впоследствии обнаружил американский самолет, а подошедший английский тральщик спас его. При этом моряки обнаружили еще несколько затонувших пароходов (из воды торчали концы мачт) [11].
Пароход "Беломорканал" Дальневосточного пароходства в августе
1942 г. вышел в одиночное плавание из Исландии в Арктику. 19 августа недалеко от Шпицбергена, в разрыве тумана, обнаружили подводную лодку противника в надводном положении. Экипаж открыл огонь из орудий и крупнокалиберных пулеметов. Лодка стала сразу погружаться. Тогда пароход пошел на таран и одновременно сбросил глубинные бомбы. Лодка снова сделала попытку всплыть с другого борта, но вновь была обстреляна, и сброшены глубинные бомбы. Лодка погрузилась и судьба ее неизвестна. "Беломорканал", пользуясь туманом, ушел зигзагами с опасного места и дошел благополучно в море Лаптевых в бухту Кожевникова [12].
Благополучно разминулся с подводной лодкой противника U-553 пароход "Ванцетти" Дальневосточного морского пароходства. Как и все дальневосточники, он был хорошо вооружен в США. На север судно пришло из Сан-Франциско и далее - Северным морским путем в Архангельск.
После разгрузки в Архангельске, на судно погрузили пилолес, и оно вышло в одиночное плавание, в Исландию. "Ванцетти", недалеко от острова Медвежий, встретило замаскированную под парусник подводную лодку. Сразу пошли противолодочным зигзагом. Умело, маневрируя, капитан избежал попадания выпущенной торпеды. При всплытии подводной лодки открыли по ней артиллерийский и пулеметный огонь. Было зафиксировано три попадания в боевую рубку. Лодка стала сразу погружаться, еще три выстрела сделали по месту погружения лодки.
С приходом судна в Рейкьявик экипаж поздравили с победой, а на стволе орудия нанесли красную полосу в знак потопления лодки. На конференции капитанов, участники ее стоя приветствовали капитана В. М. Веронда. Немцы считали эту лодку пропавшей без вести. В 1944 г. судно вернулось в родной Владивосток, совершив при этом кругосветное плавание [13].
Примечания:
1. Красавцев Л. Б. Вооружение торговых судов на Севере в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.// Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4. С. 105-111; Вооружение транспортного флота на Севере в годы войны // Морской флот. 2001. N 3. С. 55-56.
2. Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. М., 1963. С. 320.
3. Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 89.
4. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М., 1997. С. 88.
5. Супрун М. Н. Указ. соч. С. 104-108.
6. Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 91-94; Кучепатов Ю. Н. Огненные мили. Архангельск; Митронов В. П. Штормовые годы // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. М., 2000. Вып. 3. С. 169.
7. Попов Г. П. Из "мореходки" - на войну // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 1991. С. 42.
8. Рейсовое донесение капитана т/х "Донбасс" М. Павлова о плавании теплохода с 9.11.1941 по 9.07.1942 // Конвои: исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995. С. 221-226, 239.
9. Кучепатов Ю. Н. Последний конвой из серии PQ // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. М., 2000. Вып. 3. С. 32; Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 105; Государственный архив архангельской области (ГААО). Ф. 367. Оп. 11. Д. 42. Л. 41.
10. ГААО. Ф. 367. Оп. 18. Д. 111. Л. 6.
11. Государственный архив общественно-политических формирований и движений (ГАОПДФАО). Ф. 865. Оп. 1. Д. 1510. Л. 108, 109.
12. Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 101, 102.
13. Богданов Ю. П. Подвиг моряков "Ванцетти" // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. М., 2000. Вып. 3. С. 136-141.
Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.
для ПОБЕДА.RU
http://www.pobeda.ru/content/view/3637/21/