Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ленд-лиз и Северные конвои

Д.  Аруева, Победа.Ru

05.10.2006

Более 60 лет прошло со дня победы нашего народа над фашистской Германией. Выросло уже не одно поколение людей, которые не испытали ужасов и лишений войны. Современная молодежь может узнать о ходе Великой Отечественной войны, об испытаниях, выпавших на долю народа, о героизме русских войск, в основном, из курса истории, который мы изучаем в школе, из фильмов, из литературных произведений. Но, к сожалению, школьный курс не может охватить все события Второй мировой войны.

К сожалению, например, недостаточно глубоко рассмотрена тема "Ленд-лиза и северных конвоев" [1]. Северные конвои и их вклад в победу над фашизмом особенно интересен школьникам Севера, так как обмен товарами, оружием, техникой происходил через порты Архангельска и Мурманска. Кроме этого, знание подвигов моряков-северян, а также иностранных военных моряков, имеет большое значение в воспитании патриотизма. Кроме этого, история ленд-лиза только частично ушла в прошлое и является предметом изучения историков. До сих пор вопрос ленд-лиза актуален для современных политиков и является вопросом современной экономики нашей страны, так как согласно договора союзников о взаимопомощи, до 1 июля 2001 года России предстояло выплатить около 700 млн. долларов за грузы, поставленные и оставленные в СССР после войны.
Опыт сотрудничества стран, различных по строю, интересен и по сей день. Ситуации, в которых необходимо подобное сотрудничество, наблюдаются в современной жизни, например: Афганистан получает послевоенную помощь от разных стран мира.

Понятия ленд - лиз и северные конвои


Ленд- лиз (от английского lend- арендовать, lease- давать взаймы) - это система оказания помощи США союзникам во Второй мировой войне. В её основе лежал закон от 11.03.1941, дававший право президенту передавать в собственность, предоставлять взаймы или аренду различные виды оружия и материалов странам, оборона которых признавалась важной для безопасности США. Со вступлением США в войну концепция ленд-лиза как системы исключительно американской помощи постепенно переросла в систему взаимопомощи, предполагавшую объединение ресурсов стран-участниц антигитлеровской коалиции. Вначале закон был распространён на Великобританию, в апреле 1941 года - на Грецию, Югославию, Китай, с сентября 1941- на СССР. Советский Союз получал помощь на принципах ленд-лиза также и от государств Британского содружества. Экономические отношения между странами-участницами антигитлеровской коалиции регулировались соглашениями о взаимопомощи и оформлялись ежегодно продлеваемыми протоколами [2, 3, 4]. В СССР, до портов Архангельска, Мурманска и Молотовска (ныне Северодвинска), грузы по ленд-лизу доставлялись самым коротким, но и самым опасным путём, северными конвоями - специальными формированиями транспортных судов и кораблей охранения [5].

Организация взаимопомощи посредством конвоев


Военная помощь союзников поступала к нам по трём маршрутам. Первый, тихоокеанский, через Владивосток и далее по Транссибирской железной дороге; второй, через порты Персидского залива; третий, по морю, непосредственно из Великобритании, огибая северную оконечность Норвегии (Германия захватила Норвегия в 1940 г.), в Мурманск и Архангельск [6].
Первый пробный конвой назывался "Дервиш". Конвой состоял из 7 транспортов, 2 крейсеров, 6 эсминцев и авианосца "Викториос". Он прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. в 16ч. 40 мин. Было доставлено 10000 тонн каучука, олово и 15 истребителей "Харрикейн" в контейнерах, а также 524 военнослужащих - лётчиков и наземный персонал британских военно-воздушных сил [7, 8, 9, 10].
В 1941 году 6 конвоев прибыли в СССР из Хваль-фиорда (Исландия ) и один из Скапа-Флоу ( Оркнейские острова ), в 1942- 5 из Хваль-фиорда, 3 - из Лох-Ю ( Шотландия) и 5 - из Рейкьявика (Исландия). В 1943 г (7 конвоев) и в 1944 г. (8 конвоев) пришли из Лох-Ю. В 1945 г. 4 конвоя прибыли из Клайда (Шотландия) и 1 из Лох-Ю [11].
Северные конвои, следовавшие до конца 1942 года, обозначались индексом "PQ", конвои обратного направления - "QP", а последующие конвои имели индексы "JW" и "RA", соответственно.
Прикрытие транспортов обеспечивали союзные, главным образом британские, Военно-морские силы. После временного отказа Великобритании осуществлять охрану караванов (в связи с гибелью PQ-17) были предприняты так называемые "капельные" рейсы. Транспортные суда выходили в море по одиночке, без охраны, с интервалом, в несколько часов [12].
Великобритания и США обязались поставлять нашей стране боевую технику, Советский Союз этим странам - сырьё, необходимое для военного производства.
Караваны комплектовались двух видов - медленные и быстрые, в зависимости от скорости входивших в них судов. В медленные конвои включались суда, имевшие скорость не менее 10 узлов. Суда со слабыми машинами не догружали на 10-25%, достигая этим повышения скорости. Грузоподъёмность судов роли не играла.
При переходах конвоев приводились в действие большие материальные и людские силы [13]. Боевые корабли охранения в составе конвоя шли специальным порядком. Одному из них отводилась роль спасательного судна. По бортам его выступали "выстрелы", к которым подвешивалась сеть. Оказавшись в ледяной воде, люди могли спастись, ухватившись за неё, при этом корабль-спаситель не останавливался. Кроме эскорта, англичане отправляли в плавание специальные эскадры прикрытия, которые шли южнее, прикрывая транспортные суда от крупных надводных сил противника, стремившихся прорваться к конвою [14]. Восточнее острова Медвежий, в Баренцевом море к ним присоединялись корабли Северного флота.
Помимо своего главного назначения - доставки военной техники и жизненно необходимых товаров и продуктов, в СССР, конвои с самого начала использовались для пассажирских перевозок, доставки дипломатической почты для многих других целей. Например, популярнейший фильм "Серенада Солнечной долины" уже через год после выхода на экраны в Америке на одном из судов был привезён к нам [15].
Весной 1942 г. германское командование перебросило в Северную Норвегию крупные соединения армии и флота с целью полностью парализовать движения конвоев [16, 17]. 23 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ: все торговые суда, которые выйдут в эфир при встрече с германской подводной лодкой, должны быть потоплены. А так как любое судно, встретив подлодку со свастикой, взывало о помощи или сообщало координаты встречи, то это означало, что приговор экипажам мирных судов был подписан заранее [18].
Большинство наших транспортов, участвовавших в конвойных перевозках, были старыми судами: "Красное знамя" (1901), "Кристина" (1904), "Алдан" (1912) и так далее. Их скорость не превышала 8-10 узлов [19]. Но были и хорошо вооруженные корабли, как, например, прибывшие на Север дальневосточные суда.
В ходе Великой Отечественной войны советский Северный флот не имел в своём составе крупных надводных кораблей. Самыми крупными надводными кораблями, воевавшими на Севере, были эсминцы. Другим классом боевых кораблей, которым располагал наш флот, являлись немногочисленные подводные лодки.
В связи с большими потерями транспортных судов в конвоях американскими инженерами была разработана новая серия судов, получившая название "Либерти". Особенностью их постройки стал корпус, выполненный методом электрической сварки. Использование этого метода позволило значительно сократить время строительства судов. Но страдала прочность корпуса, и эти суда, зачастую, не выдерживали шторма. США и Великобритания помогали СССР вооружать корабли [20].
По ленд-лизу были получены тральщики, но поскольку на них стояли гидроакустические станции, их также использовали для эскортирования караванов торговых судов [21].

Вооружение судов


Для обеспечения безопасности плавания транспортных судов потребовалось вооружить и торговые суда. Согласно решению Государственного Комитета Обороны, была проведена так называемая "военизация" судов транспортного флота [22]. На этих судах, в основном заграничного плавания, устанавливалось вооружение, и для его обслуживания направлялись команды военных моряков. Из командного состава назначались помощники капитана по военной части, которые возглавляли оборону судна. Они же учили торговых моряков владению оружием.
Вооружение транспортных судов началось в конце 1941 года [23]. Оно происходило в основном в советских портах, но некоторые суда вооружались в портах союзников - Великобритании и США. На судах устанавливались по 1 - 2 орудия и несколько пулеметов. Учитывая общую нехватку оружия в начале войны, на торговые суда устанавливались орудия устаревших образцов, в том числе периода Первой мировой войны.
В связи с применением противником магнитных мин транспортные суда оборудовались противомагнитной обмоткой (дегаузингом). Команде выдавались винтовки, револьверы, ракетницы, дымовые шашки.
Подробную картину о вооружении транспортных судов, находящихся на Северном морском бассейне, дает справка, составленная в Северном морском пароходстве, которому оперативно подчинялись все суда, находящиеся на Севере в 1942 г. Согласно этой справке, на 1 января 1943 года было военизировано (сохраняется термин справки) 54 транспортных судна. Из них 28 судов Северного государственного морского пароходства (СГМП), 13 судов Мурманского (МГМП) и 13 судов Дальневосточного пароходства (ДВМП). Из 28 судов СГМП - 5 было вооружено в Англии (п/х "Аркос", "А. Марти", "Буденный", "Эльна II" и "Революционер"), остальные вооружались в Архангельске. Орудиями было вооружено всего 14 судов. Они устанавливались по одному на судно и были разного типа: калибром 76 мм, 45 мм. Зенитные автоматы типа "эрликон" были установлены только на пяти судах, вооруженных в Англии.
Ручными пулеметами вооружались все вышеперечисленные суда в количестве от одного (на десяти судах) до девяти-десяти пулеметов. Причем ручные пулеметы были также разного калибра и типа ("мадсен", "гочкис", "марлин", "льюис", "томпсон" и др.). Позже стали устанавливать также глубинные бомбы в количестве от 10 до 30 для борьбы с подводными лодками. Радиорубка, рулевая рубка и палуба верхнего мостика прикрывались снаружи цементными щитами.
Гораздо лучше были вооружены прибывшие на Север дальневосточные суда, в основном крупнотоннажные транспорты. В США вооружили танкеры "Донбасс" и "Азербайджан". На них размещались довольно большие военные команды по 15-16 моряков, по два трехдюймовых орудия и по 8 пулеметов. Пароходы "Тбилиси", "Белоруссия", "Урицкий", "Ванцетти", "Селенга" и теплоходы "Энгельс", "Кузнец Лесов" также вооружались в США. В Англии вооружены пароходы "Беломорканал", "Петровский" и "Комилес". Теплоход "Волга" вооружался во Владивостоке и Архангельске. На всех "дальневосточниках" установлены орудия, а также от 2 до 10 пулеметов, на каждом, которые обслуживались военными командами. На судах "Тбилиси", "Белоруссия" и "Энгельс" имелось даже два орудия. Хорошо вооруженными оказались и полученные от союзников суда: в 1943 году крупнотоннажное судно "Айронклайд", переименованное в "Марину Раскову", в 1944 г. - два типа судна "либерти" ("Тбилиси" и "С. Киров") и два судна типа "Эмпайр" ("Диксон" и "Архангельск"), названные так в честь погибших на Севере транспортов. На них было установлено по два орудия, по восемь 20-мм автоматов на "либерти" и по 6 - на "Эмпайрах", а также пулеметы [24].
Не все суда сразу были вооружены должным образом. Оружия не хватало. На пароходе "Чернышевский" установили даже паровую пушку.

Потери сторон


Несмотря на то, что многие советские суда были плохо вооружены, противник нёс большие потери, благодаря мужеству экипажей, их готовности любой ценой отстоять бесценный груз на борту. На первом этапе перевозки грузов почти не было потерь с обеих сторон. Это объясняется тем, что Гитлер использовал стратегию "блицкрига" и не обращал внимания на северные конвои.
Уничтожение конвоев началось в сентябре 1941 г. Советский и союзный флоты начали нести огромные потери. Фашистская Германия также имела потери, но самыми крупными они стали в 1944 году.
Советский Союз, Англия и Америка несли огромные потери. Одна из причин в том, что в состав караванах входили тихоходные и быстроходные суда, старые и новые. Скорость конвоя определялась по скорости самого медленного судна, и, вследствие этого, даже быстроходные суда вынуждены двигаться с меньшей скоростью. Другая причина в том, что суда часто были плохо вооружены (1 пушка и несколько ручных пулемётов), что не позволяло отразить атаки авиации.
Потери немецкого и советского флотов рассматривают историки С. В. Богатырёв, Р. И. Ларинцев [25], Платонов А. В. [26], Капралов Ю. Д. [27].

Трагедия конвоя PQ- 17


Сформированный в Исландии в июне 1942 года, конвой PQ-17 состоял из 34 [28] - 37 [29] транспортных судов, в то числе двух советских (танкеры "Донбасс" и "Азербайджан"), и 21 корабля охранения. Перед отправкой конвоя контр-адмирал Гамильтон заявил, что караван транспортов будет охранять такое количество кораблей, какого никогда не было у конвоев, следовавших в Россию, так как ожидалось нападение на конвой крупных надводных кораблей германских военно-морских сил.
Конвой PQ- 17 вышел из Хваль-фьорда 27 июня 1942 года. Немецкому командованию стало известно о выходе конвоя, и на третий день пути (1 июля в 12 часов 30 мин.) караван обнаружил самолёт-разведчик. Начались бомбёжки с воздуха.
4 июля Гитлер отдал приказ о проведении операции "Россельшпрунг" ("Ход конем"), целью которой было уничтожение транспортов конвоя PQ-17. В операции должны были принять участие линкор "Тирпиц", тяжёлые крейсеры "Адмирал Шеер" и "Адмирал Хиппер" и соединения эсминцев.
5 июля в 11 часов немецкая эскадра вышла в море. Английское Адмиралтейство, не имея информации о выходе немецкого соединения, 4 июля приняло решение рассредоточить суда конвоя. Приказ "Каравану рассредоточиться" и каждому судну самостоятельно добираться до портов назначения - Мурманска и Архангельска - отдал первый лорд Адмиралтейства адмирал Паунд [30]. Англичане предполагали, что немцы, обнаружив распавшийся конвой, направят свои надводные корабли (линкор, тяжёлые крейсера) для уничтожения беззащитные транспорты. Таким образом, крупные немецкие надводные корабли будут уничтожены мощной группировкой английских военно-морских сил, по одиночке. Однако этого не произошло. Многие военные моряки, в том числе и английские, считали и считают это решение ошибочным и губительным для транспортных судов и людей, бывших на них.
Подробно историю гибели каравана, с точки зрения англичан, которые обязаны охранять транспортные суда, но покинули их перед угрозой нападения, изложил Дэвид Ирвинг в своей книге "Разгром конвоя PQ-17".
Английские моряки с горечью сознавали, что транспортные суда без защиты обречены на гибель. Корабли и транспорты конвоя легко уничтожала немецкая авиация и подводные лодки.
"Судьба PQ-17,- как писал в своём дневнике командующий Северным флотом вице-адмирал Головко А. Г., - логическое следствие традиционной британской политики. И всё-таки поведение английского командования в истории с конвоем настолько не укладывается в рамки союзнических отношений, что просто диву даёшься" [31].

Героизм советских и иностранных участников конвоев


Рейс каждого судна в годы войны - подвиг. В этой главе будут даны несколько примеров героизма как советских, так и английских, американских, канадских, польских моряков и лётчиков.
Шедший в составе конвоя PQ-16 теплоход "Старый большевик" подвергся массированной бомбардировке. Взрыв одной из бомб вызвал пожар. Вражеские лётчики, привлечённые дымом, усилили атаки, стремясь добить судно. Экипаж вёл двойную борьбу - с фашистскими самолётами и с пожаром - и вышел из этой борьбы победителем, доставил груз в порт назначения. "...Случай показательный, чтобы стать примером в борьбе с трудностями", писал командующий Северным флотом вице-адмирал Головко А.Г. [32].
Во время прикрытия караванов с воздуха наши лётчики проявляли мужество, героизм и отвагу. Во время охраны конвоя PQ-16 30 мая 1942г. лётчики наших истребителей проявили особое мужество. Вступив в бой втроём, против 45 "юнкерсов" и множества "мессершмиттов", лётчики сорвали атаку немецких бомбардировщиков на корабли каравана, заставив их сбросить бомбы в море, не прицеливаясь. В этом бою, сбив 3 самолёта противника, погиб командир авиационного полка, подполковник Б. Ф. Сафонов [33].
Героизм проявляли не только советские защитники, но и граждане других стран, оказывающих помощь Советскому Союзу. 15 февраля 1943 года. Караван JW-53. В корабль "Довер Хилл" попала и не разорвалась бомба. Русское командование готово было предоставить сапёра, если англичане смогут поднять бомбу на палубу. Капитан построил всю команду на корме и вызвал добровольцев для спасения корабля. 19 человек, включая капитана, сформировали отряд по обезвреживанию бомбы. Несмотря на то, что у этого отряда не было специального оборудования, и началась бомбёжка, бомба была поднята, обезврежена, корабль спасён и доставлен в Мурманск для ремонта [34].
В начале войны, когда суда ещё не были хорошо вооружены, торговым морякам приходилось проявлять не только героизм, но и смекалку. Пароход "Халтурин", шедший в ноябре 1941 года в конвое в Англию и отставший от него, больше для самоуспокоения, чем для устрашения возможного противника, экипаж соорудил из бревен и досок макеты орудий, рассчитывая, что немецкие лётчики не заметят подмены [35].

Значение опыта ленд-лиза и северных конвоев


О значении материальной помощи Советскому Союзу стран-союзниц писали многие авторы. Шнейдер И. Г. (военный моряк времён 2 мировой войны), пишет, что "...с начала войны Архангельск быстро израсходовал запасы продовольствия. Флот, армия, город требовали всё больше, а поступления из глубины страны всё уменьшались: не хватало хлеба, жиров, соли. Гитлеровцы разбомбили городские продовольственные склады, где хранились скудные запасы продовольствия". Продовольствием, доставляемым в город северными конвоями, снабжалась не только армия. Импортные продукты помогли выжить многим горожанам [36].
Смирнов К.Д. отмечает, что особенно в начале войны СССР испытывал острую нехватку в технике, боеприпасах. Армия не успела перевооружиться, промышленная база на западе уничтожена бомбёжками или захвачена, производилась эвакуация заводов с запада на восток, и они не успели развернуть свои мощности в полную силу. Помощь по ленд-лизу смогла поддержать Красную Армию на время развёртывания своих промышленных предприятий. Кроме этого, Смирнов К.Д. отмечает: "Война против гитлеризма сплотила государства, заставив их объединить свои производственные мощности, ресурсы, экономический потенциал" [37].
Супрун М. Н., Пузырёв В. П. также отмечают значение ленд-лиза в опыте взаимодействия нескольких стран, различных по строю: "История Второй мировой войны показала пример беспрецедентного технико-экономического и военного сотрудничества стран-участниц антигитлеровской коалиции. Угроза фашизма оказалось так велика, что отодвинула на второй план все противоречия". Такого опыта межгосударственного сотрудничества история не знала [38].
Впервые в мировой истории проводились совместные крупномасштабные операции британского, американского, канадского, польского, французского и советского флотов, британо-советские воздушные манёвры, организованные в ходе проводки северных конвоев [39].
Это, конечно, не означает, что во взаимодействии военных лет противоречия исчезли совершенно. Но уже само стремление строить отношения на основе диалога, согласия и толерантности являет собой пример важнейших принципов в решении межгосударственных проблем. Поэтому опыт сотрудничества государств в годы Второй мировой войны особенно ценен в наши дни [40].

Исследование истории ленд-лиза и северных конвоев


Исследование истории ленд-лиза и северных конвоев осуществляется на стыке трёх традиционных тем:
o история боевых операций военных флотов и соединений;
o деятельность транспортников, их вклад в победу;
o история внешней политики и международных экономических отношений в годы Второй мировой войны.
Наиболее полно изученной из них является история боевых действий военно-морских сил. Сразу после войны специальный отдел при Главном военно-морском штабе провёл огромную работу по обобщению опыта войны на море. Результатом её стало издание в 1946-1951г.г. (под грифом "Секретно") многотомной "Хроники Великой Отечественной войны...". Поскольку в то время шла "холодная война", был обойдён вопрос взаимодействия советских войск с союзными силами. Даже в специальных работах, посвящённых иностранным флотам и обеспечению Северным флотом охраны караванов, значительно принижается роль союзных кораблей в этих операциях.
Интерес к этой теме возрос в связи с подготовкой к празднования 50-летнего юбилея прихода в Россию первого каравана союзников. Вышел сборник очерков и воспоминаний "В конвоях и одиночных плаваниях" (1985), далее вышли 4 сборника исследований, воспоминаний и документов "Северные конвои" (1991), "Братство северных конвоев, 1941-1945", "Арктические конвои в настроении Глена Миллера: опыт коллективной памяти" (2000).
Толчком для дальнейшего изучения этого вопроса стало окончание "холодной войны", связанное с политическими изменениями в нашей стране, снятие грифа "Секретно" с многих архивных документов. Были написаны многочисленные научные исследования, обобщающие работы и монографии.
Большую роль в сборе материалов и распространении знаний по истории войны на Севере играют созданные в 1970- 1980-е годы клубы ветеранов северных конвоев, а также ассоциации, общества и клубы любителей флота и авиации, имеющие собственные периодические издания.
Сейчас тема ленд- лиза и северных конвоев, по мнению М. Н. Супруна, лучше изучена за рубежом, чем в России. Ей занимались такие исследователи и писатели, как Б. Руегг и Хейг, Р. Вудман, П. Кемп. Но отсутствие в их трудах российских источников серьёзно обедняет эти работы, так же как и наши работы обедняются недоступностью зарубежных источников [41].
Изучение истории транспортного флота в годы войны началось позднее и велось менее интенсивно, чем исследование истории военно-морского флота. Этой темой занимались, главным образом, С. Ф. Эдлинский, М. И. Белов и Ю. Н. Кучепатов. Несколько книг, по данной тематике, изданы в США, Великобритании и Польше.
Третья тема - история внешней политики и международных экономических отношений в годы войны- до недавнего времени разрабатывалась несколько односторонне. Общие вопросы союзнических отношений углублённо исследовались в коллективных и монографических трудах таких историков, как Ю. А. Борисов, Г. А. Деборин, И. Ф. Ивашин, Л. В. Поздеева и др. До середины 90-х годов сохранялось мнение, что помощь союзников несущественна, и вооружение поставлялось несвоевременно и низкого качества.
В начале 90-х годов в России появился ряд публикаций, в которых оспаривалось это мнение. Большое значение, высокое качество морских поставок по ленд-лизу отмечали историки А. С. Орлов, В. П. Кожанов.
В отличие от советской историографии, проблема ленд-лиза занимала более значимое место в зарубежной исторической науке. Первую попытку, проследить значение американской помощи для СССР, предпринял Р. Джоунс, опубликовав в 1969 году книгу "Дороги в Россию...".
В середине 80-х годов XX века в США господствовало мнение, что помощь Советскому Союзу была "национальным самоубийством". К таким выводам пришли американские историки Р. Мартинг, Х. Ван Туилл, Р. Джоунс, А. Саттен.
В библиографии ленд-лиза основную роль занимают сочинения, относящиеся к американской помощи. Однако немаловажной, особенно в начале войны, была и помощь Великобритании. Историография британской помощи СССР представлена немногочисленными работами. Основной из них является монография Д. Бомонта "Товарищи по оружию".
Таким образом, изучение ленд-лиза и путей поставок стратегических грузов в Россию только начинается. Сочинения иностранных авторов из-за недоступности российских материалов приводят одностороннюю оценку ленд-лизовской помощи. До сих пор плохо изучены вопросы участия более 30 государств, международных экономических и политических отношений внутри коалиции [42].

1. Данилов А. А. История России, 20- начало 21 века: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. М.: Просвещение, 2003.
2. Кучепатов Ю.Н. Огненные мили // В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1985.
3. Поморская энциклопедия. Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, изд-во "Правда Севера", 2001. Т. 1.
4. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои: обзор историографии и источников // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4.
5. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980, С. 624.
6. Барашков Ю.А. Арктические конвои в настроении Гленна Миллера. Архангельск: М'Арт, 2000.
7. Там же.
8. Коротун В. П. Первый рейс // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.
9. Кучепатов Ю.Н. Огненные мили...
10. Чесноков Е. В первом конвое // Братство северных конвоев, 1941-1945. Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд., 1991.
11. Хроника года // Братство Северных конвоев, 1941-1945. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1991.
12. Там же.
13. Барашков Ю.А. Арктические конвои в настроении Гленна Миллера...
14. Там же.
15. Там же.
16. Поморская энциклопедия... Т. 1.
17. Кучепатов Ю.Н. Огненные мили...
18. Там же.
19. Там же.
20. Ларинцев Р. И. Ленд-лизовские поставки на Северный флот и их эффективность // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001.
21. Платонов А. В. Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001.
22. Красавцев Л. Б. Вооружение торговых судов на севере в Великую Отечественную войну // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4
23. Там же.
24. Бережной С. С. Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза. СПб., 1994.
25. Богатырёв С. В., Ларинцев Р. И. Потери флота Германии в Заполярье // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. М.: Наука, 1994.
Вып. 2.
26. Платонов А. В. Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001.
27. Капралов Ю. Д. Трагедия в Карском море // В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1985.
28. Кучепатов Ю.Н. Огненные мили...
29. Щедролосев В. В. Боевое взаимодействие кораблей в северных конвоях 1941-1945 гг.// Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4.
30. Там же.
31. Кучепатов Ю.Н. Огненные мили...
32. Там же.
33. Сафонов Борис Феоктистович (1915-1942), дважды Герой Советского Союза, за год войны совершил 234 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 25 самолётов противника. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980, С.1185; Хроника года // Братство Северных конвоев, 1941-1945. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1991; Кучепатов Ю.Н. Огненные мили // В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1985.
34. Девид Б. Крейг. Девятнадцать героев "Довер Хилла" // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. М.: Наука, 1994. Вып. 2.
35. Красавцев Л. Б. Вооружение торговых судов на севере в Великую Отечественную войну...
36. Шнейдер И. Г. Особое задание // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.
37. Смирнов К.Д. Суда конвоев в Россию // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.
38. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997; Пузырёв В. П. Боевое содружество на Севере // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. М.: Наука, 1994.
Вып.2.
39. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои: обзор историографии и источников...
40. Там же.
41. Там же.
42. Там же.

Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.

http://www.pobeda.ru/content/view/3609/21/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме