Свт. Тихон Задонский
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9). Давайте подумаем над этим обещанием Спасителя - может быть, блаженство усыновления Богу доступно и нам? Кто же такие миротворцы, и как нам, простым людям, послужить так называемому делу мира? Для всех ли это возможно? Или это дело политиков и всяких выдающихся людей? Мир... Мир между племенами и странами. Мир между соседями. Мир и единение в общем труде. Мир семейный. И как основа всяческого мира - мир в душе каждого из нас. Вот с этого личного мира, нашего мирного духа и начинается любой мир.Не дать страстям возмутить или помутить наш разум, стараться даже в самых крайних ситуациях положить границу своему раздражению и гневу. Не потворствовать духам злобы, влекущим нас к несогласию и ссорам, - такова обязанность каждого из нас. И от того, насколько мы ее выполним, зависит и общий мир. С тем, что мир - это величайшее благо, вряд ли кто не согласится. "Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты ни назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни, - богатство, жена, дети, дом, родные, друзья,- пусть будут прекрасные сады, места для веселых пиршеств и все изобретения удовольствий... - пусть все сие будет, но не будет мира, что пользы в том?.. Итак, мир не только сам по себе приятен для наслаждающихся миром, но и услаждает все блага жизни", - пишет святитель Григорий Нисский.
"Совет да любовь", - желаем мы новобрачным, подразумевая под этим семейный мир. "Не купи имение, а купи соседа", - советует народная поговорка, потому что мирные добрососедские отношения больше всяческих удобств и выгод. Народный опыт говорит нам, что даже крупицы мира необыкновенно ценны, и этот опыт отразился в пословице: "Худой мир лучше доброй ссоры".
"Миром Господу помолимся..." - так начинается великая или, как ее еще называют, мирная ектенья в церковной службе. В мирном духе помолимся Господу. Любая молитва, любое обращение к Господу, должны произноситься в мирном состоянии. "О свышнем мире... Господу помолимся..." - призывает верующих диакон или священник помолиться о мире, преходящем на нас свыше, о даровании умиротворяющего духа. "О мире всего мира..." - слышим и молимся мы. Итак, мир - это благо, мы ценим его, любим, желаем и молимся о нем. Так что же конкретно мы можем сделать для мира всего мира? На что нам направить свою волю, чтобы стяжать мир духовный?
Все мы разные. Различны наши природные свойства и приобретенные навыки. Один гневлив, а другой безгневен. Кто-то злопамятен, а иной не помнит обиды. Кого-то смущает зависть, а иному безразлична не только чужая, но и собственная жизнь. Все мы разные. Но если мы внимательны к себе, сознаем, видим свои недостатки, свои грехи, пытаемся избавиться от них с помощью Господа, которую Он дает нам в Таинствах исповеди и причащения, то страсти станут менее смущать, возмущать наш дух, и мы сможем обрести дух мирен. "Стяжи дух мирен и возле тебя спасутся тысячи",- говорит преподобный Серафим Саровский. Не только свой дух умирим мы, борясь с грехами, но и окажем спасительное умиротворяющее влияние на окружающий нас мир.
"Но я не гневлива, не драчлива, не мстительна, - скажет иная раба Божия, - в чем же может проявиться мое миротворчество?" Да, слабые, мирные женщины. Безоружные. Есть даже старинная поговорка: "На что Марфе меч, кого ей сечь?". Безоружные. Правда, не совсем. Простые, привычные, бытовые ситуации. Свекровь и невестка, две соседки, сотрудницы. Как часто мы слышим, бываем свидетелями домашних, соседских или служебных склок, даже не ссор, а привычных сплетен, пересудов, взаимных злословий, уязвлений? "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие", - учит Апостол (Иак. 1, 26). И он же милостиво назидает: "Не злословьте друг друга, братия" (Иак. 4, 11).
Злословие... Многие подчас и не замечают за собой этого греха. Сказали и забыли, не заметив и не придав значения тому, что кого-то обидели, огорчили, унизили, нанесли душевную рану. "Ах, злые языки страшнее пистолета" - эти слова Александра Сергеевича Грибоедова стали пословицей. Вот и "безоружные".
Я не хочу сказать, что сплетни, злословие, пересуды свойственны только слабому полу. Нет, подчас и мужественные и сильные не прочь приклонить ухо на худые вести, а то и по- участвовать в злословии. "Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию",- говорит Апостол (Иак. 3, 7 - 9). Смертоносным ядом называет он злословие. И оно поистине смертоносно. Сколько судеб, сколько авторитетов и даже жизней погубила сплетня, злоречие. Сплетня - причина гибели Александра Сергеевича Пушкина. Злоречие привело к безвременной смерти и другого русского поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. Сплетня была основой общественного приговора французской королеве Марии-Антуанетте и привела ее на гильотину. Сплетни и злословие способствовали падению авторитета Царской власти и у нас в России. Направленные сплетни отравляли постоянно жизнь последней императорской четы и особенно императрицы Александры Федоровны, благочестивейшей христианки, жены и матери пятерых детей, искренней патриотки. Можно сказать, что именно создавшие общественное мнение сплетни явились начальным орудием революции, горькие плоды которой мы пожинаем и по сей день. В годы массовых репрессий сплетня получила статус доноса. Сплетня убивала, сажала в тюрьму, отправляла в лагеря. Она реально стала "страшнее пистолета".
Но все эти великие люди и трагические события истории не имеют, кажется, отношения к нам. Мы ведь не собираемся никого убивать. Так ли это? Иногда несколько слов могут расстроить свадьбу, разрушить семейный покой, лишить кого-то доверия начальника, сорвать торговую сделку или какое-то дело. А сколько огорчений приносим мы своим злоречием!
Этот "смертоносный яд" может привести к болезни, а потом и к смерти человека. "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Ин. 3, 15). Только ненависть, зависть, желание возвыситься над кем-то заставляют нас передавать чужие вести, клеветать, обесславливать ближнего. Но разве, сказав нечто порочащее о другом человеке, сможем мы сами стать или хотя бы выглядеть от этого лучшее. "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего вы- носит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его" (Лк. 6, 45), - эти слова Спасителя обличают злословящего. Злые слова оскверняют нас, лишают славы, чести: "...а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека" (Мф. 15, 18 - 20), - читаем в Евангелии. "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36 - 37),- предупреждает нас Спаситель. А преподобный Ефрем Сирин объясняет: "Плохой отзыв о другом - праздное слово".
Эти словесные, почти бесплотные грехи, считаются у нас легкими, неважными, на самом деле не так безобидны и не хуже "больших злодейств" смогут привести нас к гибели. "Злословие есть смерть души", - учат отцы Церкви. Под бесчисленными песчинками этих мелких ежедневных сплетен, укоров, злоречий душа мертвеет. Совесть, оглушенная нашими клеветами и сплетнями, становится неспособной слышать глас Божий. Кроме того, "за какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает" (преподобный Иоанн Лествичник). Поэтому так важно хранить свой слух и уста от худых речей. "Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой,- учит преподобный Антоний Великий и продолжает: - Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем, будь другом человеков и стяжаешь жизнь".
Конечно, нелегко обуздать язык свой. Здесь и привычность греха, так сказать, навык и общепринятость обсуждения чужих дел, и невозможность избежать общества злословящих. Не случайно Апостол сказал: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело" (Иак. 3, 2). Но если грех злоречия будет ненавистен нам, если мы будем вслед за пророком Давидом молить Господа: "Положи, Господи, охрану устам моим" (Пс. 140. 3), то Всемилостивейший Господь обязательно подаст нам свою помощь. Да, мир в немалой степени зависит от нашего языка. В жизни Макария Великого был такой случай. Однажды преподобный Макарий шел со своим учеником. Ученик, несколько опередив учителя, увидел идущего навстречу языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик воскликнул: "Куда несешь полено, демону". Жрец, рассердившись, сильно побил монаха и продолжал свой путь. Прошедши немного, он встретил Макария. Угодник Божий приветствовал жреца: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!". Жрец удивился: "Что нашел ты во мне доброго, что приветствуешь меня?". На что Макарий ответил: "Я приветствую тебя потому, что вижу тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то". Жрец от этих слов пришел в умиление и попросил Макария взять его к себе в монастырь и крестить. Позже бывший жрец постригся в монахи. По этому случаю блаженный Макарий сказал: "Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей".
И как иллюстрацию к этим словам великого египетского подвижника позвольте напомнить вам случай из истории нашего Отечества. В 1385 году Преподобный Сергий Радонежский ходил в Рязань, дабы примирить "свирепого" рязанца князя Олега с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским. Вот что пишет об этом летописец: "Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы, благодатью, данной ему от Святаго Духа беседовал с ним (с Рязанским князем Олегом) о пользе душевной, и о мире, и о любви, князь же великий Олег переложи свирепство свое на кротость и утешись и укротись, и умились вельми (очень) душею, устыдебось столь свята мужа и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род".
Вот так и нам надлежит "тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы" говорить с ближним и дальним. К этому зовет и Священное Писание: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякоюзлобою да будут удалены от вас" (Еф. 4, 31). Надлежит нам не плести словесной засады ближнему сплетней, дабы не стала она засадой от нашего спасения. Не надлежит нам и осуждать других, чтобы не принять на себя бремя чужих грехов. Не к лицу нам и гневные обличения и укоры. Не станем мы обижать, унижать и всячески огорчать ближних. И тогда легко нам исполнить апостольскую заповедь: "...будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18). Аминь.
http://www.pravmir.ru/article_1362.html