Служение богу по имени Фан

Новости Москвы 
0
267
Время на чтение 15 минут
Есть люди, которые целиком отдаются работе. Это - трудоголики. Как правило, у окружающих они вызывают уважение, даже если практически перестают уделять время и внимание собственной семье, да и вообще замечать что-либо вокруг. Хотя, если человек 24 часа в сутки занимается даже самым богоугодным делом, для него самого и для его ближних это, как ни странно, может оказаться губительным. Как, впрочем, и другая крайность, когда самоцелью становится досуг. Дает ли Православие ответ на вопрос: как жить, чтобы работа не порабощала душу человека, а отдых не становился для него целью существования? Об этом заместитель главного редактора "Фомы" Владимир ГУРБОЛИКОВ беседует с иеромонахом Макарием (МАРКИШЕМ), насельником Званского Свято-Введенского монастыря, которому приходилось сталкиваться с этой проблемой и в бытность свою семейным человеком, и будучи монахом; и в Москве, и в российской глубинке, и в далекой Америке.

Иеромонах Макарий (Маркиш) родился в 1954 году в Москве. Профессиональный программист - окончил отделение автоматизированных систем управления Института инженеров транспорта. Работал по специальности и в Советском Союзе, и в США, куда вместе с семьей уехал на постоянное место жительства в 1985 году. В 1987 году принял Крещение в Богоявленском храме в Бостоне. Семейная жизнь в эмиграции не сложилась, семья распалась. В 1994 и 1998 году побывал в России, в гостях. Но окончательное решение вернуться на родину пришло в мае 1999 года во время бомбардировок Сербии. За это время дети выросли, сам будущий отец Макарий окончил Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, получил диплом бакалавра богословия, сменил прибыльную специальность программиста на работу преподавателя, чтобы иметь возможность работать с людьми. В 2000 году окончательно вернулся в Москву, недели через полторы по приглашению архимандрита Амвросия (Юрасова) уехал в Иваново, в Званский Свято-Введенский монастырь, и так там и остался: был послушником, потом принял постриг и рукоположение в священнический сан.

Работаем, как безумные, отдыхаем, как сумасшедшие...

- Отец Макарий, почему сегодня, когда "радость жизни" становится для многих главной целью существования, и работа, и досуг приносят нам все меньше той самой радости, к которой мы, вроде бы, так стремимся?

- Для начала надо договориться о терминах. Что подразумевается под словом "отдых"? Скажем, я работаю - вожу грузовик или такси. Естественно, я нуждаюсь в отдыхе - в самом прямом, физиологическом смысле. Просто чтобы восстановить работоспособность. И как я это буду делать, не так уж важно. Могу посмотреть телевизор (в разумном количестве и разумного качества). Могу музыку послушать. Или просто на диване полежать.

Но зачастую мы говорим об "отдыхе" в ином смысле. Его правильнее было бы назвать "развлечением". Как-то еще в Америке я слышал очень интересную беседу отца Германа (Подмошенского) на эту тему. Он начал с самого слова "развлечение". Смысл его - отличение, отделение, отхождение от реального, правильного, от чего-то хорошего.

Конечно, если человек придавлен внешними обстоятельствами, если он, к примеру, недавно похоронил кого-то из близких, ему порой действительно надо отвлечься от этой печальной реальности. Но чаще развлечение становится неким средством закрыть от человека что-то важное и нужное.

Я вспоминаю один характерный эпизод из своего американского прошлого. Один священник пригласил в гости своих знакомых. "Мы не можем прийти", - ответили они. "А в чем дело?" - "Мы будем молиться богу по имени Фан", - пошутили они, имея в виду, что на этот день уже запланировали какое-то развлечение (английское слово "fun" можно перевести на русский язык как "развлечение"). и люди поклоняются ему как языческому божеству - какой уж тут отдых! Когда я только приехал в Америку, мой приятель, знакомивший меня с особенностями местной жизни, сказал: "Здесь люди трудятся, как безумные" (что, в общем-то, правда, особенно по сравнению с советской действительностью). И добавил: "Но они и отдыхают, как сумасшедшие". Это было верное наблюдение. Многие американцы считают себя просто обязанными совершить настоящие подвиги на поприще досуга.

Я сам с этим сталкивался. Родители берут своих детей в выходной день и в "Парк развлечений" - что-то вроде нашего "Парка культуры". И там под дикие звуки музыки, от которых не просто лопаются барабанные перепонки, а вся душа выворачивается, их берут в охапку и сажают на страшные крутилки-вертелки. Некоторых просто тошнит на месте, некоторые кричат от страха. Но почему-то считается, что все это нужно. Причем за это берут дикие деньги - в общей сложности сотни долларов.

Маленькие дети - народ гибкий. Их приведут, скажут, что это хорошо - они и поверят. Хотя с гораздо большим удовольствием и радостью они пошли бы на речку или в лес. И тоже восприняли бы, если бы взрослые сказали и показали им, что это здорово. И удовольствия было бы гораздо больше.

- Но детям же на самом деле нравятся подобные развлечения. Им хочется сильных эмоций. На речке им не так интересно. Нужно, чтобы обязательно лететь с горы, да еще на автомобиле.

- Согласен. Процентов на двадцать. Это действительно интересно. Малыши ведь тоже любят съезжать с маленьких горок. Да я и сам не отказался бы разок прокатиться на какой-нибудь крутилке - просто из чувства примитивного любопытства. Но на 80% я с вами не согласен. И вот почему. Детям нравятся позитивные эмоции. Им нравится общение с семьей, нравится новизна, нравится радость жизни. И если бы взрослые с тем же энтузиазмом повезли их в какое-то богоугодное место и, вложив в это свою душу, показали бы, как там здорово, дети получили бы свои 80% удовольствия. То есть, влияние "безобразных" развлечений уменьшилось бы в пять раз - уже была бы большая победа.

Вот вам пример. В Штатах у меня в силу разных причин было мало возможности общаться с дочкой. И вот однажды в жаркий день я предложил: "Юля, поедем искупаемся". Она согласилась. Подъехали к речке. Я говорю: "Вот сейчас здесь съедем, и - прямо в речку". А она вдруг как заплачет! Я просто опешил: что случилось? А она: "Я боюсь купаться. Там водоросли, там болото" Я говорю: "А где ж ты купаться хотела?" - "В бассейне, конечно". Ей тогда было лет 10-11. Я со всем энтузиазмом, на какой был способен, описал, как хорошо купаться в речке и как плохо купаться в бассейне. Мы взяли лодку, катались. И ей это очень понравилось. Но только потому, что она была еще маленькая. Если бы ей было лет четырнадцать, она сказала бы: "Нет, не пойду. Пропадите вы все пропадом! Летом надо обязательно кататься на катке с искусственным льдом, а зимой - обязательно бассейн. И никак не наоборот".

Это тот самый языческий бог Фан. Когда я работал на фирме программистом, мы все сидели в огромном зале - целый этаж без перегородок: каждому отведена клетушечка со столом. Поэтому все разговоры было очень хорошо слышно. Ну, дамы, естественно, больше говорили о нарядах и хозяйстве. А вот мужики моих лет предпочитали рассказывать, в какой ресторан они ездили в выходной, что там ели и сколько за это заплатили.

Вроде бы, что тут плохого? А на самом деле - абсурд. Почему человек должен идти куда-то и платить двадцать долларов за отбивную, которую можно за один доллар приготовить дома, да еще и близких своих накормить?

Но в ресторан идут не для того, чтобы поесть. Это то, что называется "going out" - "выход в свет", некое мероприятие. "Поесть" стоит раз в пять дешевле, чем "посетить приличное заведение". Хотя вообще-то, для человека православного сам факт избирательного насыщения, которое становится целью времяпрепровождения - типичный грех чревоугодия.

Вот это и есть "диктатура досуга" - диктатура некоей внешней установки, которая заставляет человека выполнять определенные "ритуалы".

Испытание отдыхом

- Недавно мне довелось общаться с одной кореянкой. Она говорила, что нормально отдохнуть в Южной Корее становится все сложнее: выстроена целая индустрия развлечений, но ориентирована она на подростка. И человек старше определенного возраста, у которого другие запросы, вообще не может найти для себя там места.

- Это к нашему разговору о "сумасшествии" отдыха, потере рассудка. Не потому, что подростки - идиоты, просто они все-таки еще дети. Что с них взять? Но ориентированная на их вкусы индустрия развлечений и досуга приводит к инфантилизации общества.

- Один мой знакомый мальчик недавно с родителями уехал в Калифорнию - у родителей там контракт. Я с ним общаюсь по электронной почте. Первую неделю он был в полном восторге. Сейчас восторги сильно поувяли. Я его спрашиваю: "Как у тебя складываются отношения в школе?" Он отвечает: "Вроде, неплохо". - " А есть у ребят какие-то интересы, кроме развлечений?" - "Нет". - "Ну, а есть в классе кто-нибудь, с кем можно просто поговорить о жизни, о каких-то интересных вещах, кроме развлечений?" - "Есть один, но его за это все травят".

- Все правильно. Вот только нам бы еще понять, как эта, в худом смысле, "детская" культура прорастает во взрослую. Одно время я работал преподавателем. Каждый раз, начиная занятия с новой группой, я представлялся, говорил, что приехал из России. И вот как-то один молодой человек спрашивает: "Интересно, вы по-прежнему смотрите футбол или уже бейсбол?" Я ему говорю: "У меня нет телевизора". У него челюсть отвисла. Для него это было все равно, как если бы я на вопрос: "Вы кислородом дышите?", ответил бы: "Да нет, знаете ли, азотом"! Вот это и есть диктатура. Когда человек уже не может представить себе иного образа поведения: что мужчина в сорок лет не только не смотрит ни хоккей, ни футбол - у него вообще нет телевизора! Что же он делает? Чем же он живет?

А недавно я вернулся со Святой Земли - путешествовал с православной паломнической группой. Но, к сожалению, и там ощущался этот диктат. В стремлении "напихать" в вас как можно больше впечатлений: побывайте тут, тут, тут - везде. Людей гоняют из гостиницы в гостиницу, от объекта к объекту - и они носятся целый день с выпученными глазами, уже не в состоянии ничего воспринимать. Потом их приводят в гостиницу, потом тащат на какой-то остров, на какой-то пляж. Зачем? Кто их гонит? Нет, обязательно надо поехать.

У моего родственника в Америке маленькое бюро путешествий. Он меня постоянно ругал - за то, что я никуда не езжу и неизвестно на что трачу деньги, которые зарабатываю. "Ты мог бы сделать много полезных вещей", - убеждал он меня. "Каких?" - спрашиваю. "Ну, поехал бы черт знает куда." - "Вот, видишь, ты все сам и объяснил," - говорю.

В Новой Англии, где я жил, места удивительной красоты и исторической и краеведческой значимости. Есть и художественные галереи, и концертные залы. Но местные жители всего этого, обычно, не знают. Зачем? Этим интересуются энтузиасты или чудаки. А "нормальный" человек будет год работать как сумасшедший, накопит денег и поедет на какие-нибудь острова, названия которых не знает. Зато в Карибском море. Чтобы там лежать на животе.

- Но это все в Америке. А у нас? Вот Вы сейчас живете в Иваново...

- В Иваново есть ночные клубы и игровые автоматы. И часто жены и матери посетителей этих заведений прибегают в церковь со слезами, спрашивают: как сделать, чтобы родной сын или муж не просаживал там всю зарплату?

- Ну, у нас есть и свои, традиционные национальные формы досуга. Например, пьянка.

- Я не уверен, что можно назвать потребление алкоголя или наркотиков досугом. Это уже, скорее, самоубийство. А вот игры - не только азартные, но и просто компьютерные, интернет начинают играть все большую роль. Я по Иваново знаю: молодежь из самых разнообразных социальных слоев начинает присасываться к компьютеру. Ради чего? Отчасти ради порнографии, отчасти для бесцельного общения в чатах с друзьями и незнакомыми. Или для игры в компьютерные игры. В компьютерных клубах дети, подростки, молодежь - сидят и, пересыпая свою речь матом, управляют "потоками крови".

Работа от слова "раб"

- Зато когда человек работает "как проклятый", ни у кого не возникает ощущения греховности происходящего. Вроде, все правильно, так и надо.

- Разумеется, это ошибка. Простое непонимание того, что не человек для работы, а работа для человека. Это тот же американский опыт, который мы сейчас стремительно перенимаем. Люди работают очень много. Но их мотивы в подавляющем большинстве не только не христианские, но и вообще не достойны человека. Это либо обычная алчность, либо определенные психологические императивы.

Скажем, менеджер, руководитель подразделения. Это не хозяин. Это человек, которому его начальство вручает деньги, дает широкие полномочия, и с которого спрашивает результат. Типичный рабочий день такого менеджера - 12, а то и все 14 часов в день: пока не кончится официальный рабочий день его конторы, он находится в гуще событий; когда все подчиненные расходятся по домам, он остается в кабинете - проверяет бухгалтерию, планирует, пишет отчеты, читает входящие письма, пишет исходящие. Он приходит на работу в 8 утра, а уходит в 10 вечера. Или в 11. И, скорее всего, придет на работу в субботу, а, может, и в воскресенье. Потому что надо "кое-что доделать".

- Так что же тут плохого? Человек же работает.

- Вот только надо у него спросить: для чего? Или даже так: какова его цель? Если он, например, скажет: я делаю это для того, чтобы закончить этот проект к 20 апреля, в такие условия я поставлен руководством, договором, который я заключил, - тут все понятно.

Но чаще это просто привычка отгораживаться работой от семьи, от внешней среды и находить в этой работе оправдание своему бытию. "Я живу для того, чтобы работать". Но поскольку работать круглосуточно человек не может, время от времени он развлекается. Заметьте, что и то, и другое имеет экономическую подоплеку: когда он работает, он приносит выгоду, и когда развлекается - тоже. Вот и все.

- Несколько лет назад мы с женой были в Оптиной Пустыни. Иеродьякон Илиодор, который встречает и помогает паломникам, где-то в час ночи всех разместил и говорит: "Надо бы помолиться перед сном". Мне места не хватило, и он повел меня к себе в келью. До начала утреннего богослужения оставалось 4 часа, а он: "Пойду, поговорю с другом". То есть, он практически не спит и все время при деле. И при этом производит впечатление человека абсолютно счастливого. Меня это потрясло. О нем не скажешь: работает "как проклятый" или "как сумасшедший".

- Видите ли, "работайте Господеви со страхом" - это не значит работать, как рабочий на фабрике. У нас и работа, и досуг, зачастую, служат формой подчинения нашей свободной воли, мнения, самой нашей жизни каким-то внешним силам - будь то индустрия развлечений или мотивация, которая приковывает нас к рабочему месту.

А в монастыре, среди братьев и сестер, которых я люблю, или в своей семье, среди домочадцев и детей, которых я люблю, я могу быть занят 25 часов в сутки, могу спать 3-4 часа, если здоровье позволяет - и при этом не быть порабощенным.

- Знаете, мне тут рассказали историю про женщину, которая, воцерковившись, стала регентом в храме. Она забросила свою семью - муж поднимал детей на ноги самостоятельно. За работу в храме она ничего не получала, и он судорожно тянул семью, в том числе и материально. А когда просил жену помыть посуду, она говорила: "Мне некогда. Я Богу служу".

- Конечно, священнику с этой женщиной надо было очень строго поговорить, убедить вернуться в семью. В конце концов, регентовать вместо нее может еще кто-то, а мужу и детям ее никто не заменит.

- В монастыре тоже не все так просто. Там - послушания. Масса "черной" работы. Туда стараются не брать хрупких девушек, потому что они физически надорвутся.

- Ну, если так рассуждать, хрупкую девушку и замуж брать нельзя, потому что ей трудно будет пол мыть и детей рожать. У нас в монастыре и старушек достаточно, и хрупких девушек, и послушания они исполняют не так уж плохо. Хотя, на мой взгляд, само слово "послушание" не очень соответствует монастырскому идеалу. Я об этом говорил в своем докладе о монашестве на Соборе 2004 года. Само по себе, без любви, послушание не работает. Если человек - будь то хрупкая девушка или бугай с мускулами - выполняет послушание по велению своего сердца, из любви к Господу и ближнему - это хорошо. А если это послушание рабочего своему бригадиру (который, кстати, слушается бригадира до 5 часов вечера, а потом уходит домой), то значит монастырь неправильно устроен.

То же самое и в семье. Многие мужчины говорят: "Почему жена меня не слушается?" Да потому что ты ее недостаточно любишь! Если бы ты ее любил, не она и не ты не выясняли бы, кто кого слушается, а вдвоем делали общее дело.

Так и в монастыре. Мы все вместе служим нашему общему делу. Ведь и преподобный Сергий Радонежский сам первый исполнял все монастырские послушания.

- Некоторые думают, что в монастырь люди уходят грехи искупать - они сознательно идут "пахать", работать на износ, чтобы за эти страдания получить Царство Небесное. Другие считают, что современному монаху и интернет не мешает, и сотовый телефон, то есть монашество тоже превращается в своеобразное развлечение. Кто прав?

- В монастырь идут не работать и не развлекаться, а любить и трудиться. Любить Бога, любить ближнего и подчинять свою свободу этой любви во всем - будь то богослужение, помощь ближнему или социальное служение. А сама по себе трудовая активность, равно как и развлечение, монашеству абсолютно чужды. Они вообще чужды христианскому мировоззрению.

Досуг по-монастырски

- А вообще в монастыре есть аналог досуга? Во что преображается развлечение в монастыре?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала вычленить доброе начало в том понятии. Ведь до сих пор мы рассматривали его с негативной стороны. На самом деле, в чистом виде досуг - это просто времяпрепровождение, которое не налагает на человека жестких требований. Помните Тома Сойера у Марка Твена? Он работал - красил забор, потом ему это надоело, и он разрекламировал это занятие своим друзьям как замечательное развлечение. И даже стал брать с них плату, когда они встали в очередь, чтобы покрасить забор.

Вряд ли кто-то скажет, что изо дня в день мыть пол в трапезной - приятное развлечение, но и не такая уж трудная работа. Вот когда мы летом выезжаем на сенокос, это действительно тяжелый труд. Особенно для мужчин - монастырь-то женский, мужчин мало. И все-таки это самое лучшее время в монастырском году. Когда я первый раз поехал на сенокос, одна монахиня сказала: "Это наше самое любимое занятие". Я тогда еще подумал: "Ну, да, конечно! Рассказывай!". А на следующий год вспомнил ее слова и подумал: "А ведь она была совершенно права".

- Почему?

- Тут тысячи факторов. И погода, и природа, и смена обстановки, и общее дело, и всякие мелочи - вроде речки, в которой можно искупаться. И просто удовольствие от необычного труда. Конечно, если эту работу сделать регулярной, то ощущения такой радости от всего этого не будет...

- Но это все-таки дело, работа. А досуг у нас все же ассоциируется с ее отсутствием. Бывает ли у монаха время без-делия?

- Знаете, вот я приехал в Москву по делам и впервые за долгий промежуток времени отдыхаю. А то обычно я просыпаюсь утром и должен идти на службу. Служба закончилась - исповедь. После исповеди опять куда-то надо идти. Даже если я просто пришел в келью - у меня куча разных дел, которые я должен сделать. Начинаю их делать, а меня морит сон. Чувствую, если не посплю - буду вообще не человек. Засыпаю как мертвый - звонят, стучат: иди, пора. Так и тружусь. Я знаю, что многие люди живут примерно так же - и мужчины, и женщины. Кое-кому приходится еще хуже. У меня-то, по крайней мере, разнообразие, от смены обстановки легче на душе делается. А ведь есть очень однообразная работа - в коровнике, например, или в трапезной.

С другой стороны, в монастыре можно регулярно участвовать в богослужениях. Не всем, конечно, удается - просто физически не получается. Но возможность прийти в храм, помолиться, отдохнуть там телом и душой есть всегда - и это очень ценное преимущество.
А в миру приходит человек домой, включает телевизор, и тут ему говорят: "Пойдем в церковь" - "Куда? Зачем? Я отдыхаю - смотрю телевизор, получаю удовольствие". Но бывает и наоборот - он собрался в церковь, а ему говорят: "Давай телевизор посмотрим". - "Зачем? Его же смотреть страшно. Я лучше в церкви постою, помолюсь".

То есть, различие отношения человека к богослужению - делу для нашего времени довольно непривычному, и сидению у телевизора, к которому все привыкли, базируется на личном опыте.

- Недавно я говорил со священником, который служит заграницей, в маленьком городке. Там богослужение бывает один раз в неделю. Он жалуется - без богослужения скучно. Я изумился. С позиции человека, стоящего в храме, священник исполняет труднейшую работу. А он говорит о ней так, словно его лишили любимого развлечения.

- Но ведь и самый интересный досуг может стать самой тяжелой работой. А служение Литургии - дело хоть и трудное, но одновременно очень возвышающее и вдохновляющее. Отслужишь Литургию, и летишь, как на крыльях. Думаешь: сейчас кучу дел переделаю! Входишь в келью и чувствуешь, все, сил нет, надо чуть-чуть прилечь. А там глядишь - обед проспал. Это типичное состояние после Литургии. Я хорошо понимаю того священника, которому без богослужения "скучно".

- А есть вещи, которые для светского человека являются развлечением, но и монаху не во вред? Скажем, пойти в Ивановскую художественную галерею - это нормально? Или на концерт? Такое в монастыре бывает?

- Бывает. Почему бы и нет?

- Но многие считают, что любой светский культурный досуг для верующего человека "искусителен".

- Если бы это было так, то любая культура была бы для человека губительна. А это неправда. В любом культурном явлении есть добрая составляющая. И для верующего тут вопрос только меры и разумного баланса.

- А светскую литературу в монастыре читают?

- Да.

- С какой целью?

- А с какой целью вообще читают художественную литературу? Один ответит: чтобы отвлечься, попереживать, узнать, кто там кого убил. А другой скажет: чтобы восполнить наше сознание переживанием каких-то элементов реальности, которые нам необходимы. Это как с пищей.

Я на свой компьютер поставил полное собрание Пушкина. Время от времени открываю наугад и читаю. А иногда и не наугад - когда надо что-то вспомнить. Последний раз смотрел, как Пушкин оценивал Чацкого: что его горе не от ума, а, на самом деле, от глупости. По-моему, это очень важно, что Чацкий не умен.

- А зачем вам это?

- Это не функционально, это онтологически. Необходимая составная часть человеческой души.

- Это для Вас форма отдыха? Или подготовка к работе, к общению с прихожанами?

- Это неотторжимо. Все взаимно интегрировано. Когда отец приходит домой и говорит детям: "Давайте выключим телевизор и почитаем что-нибудь хорошее", - он отдыхает или работает? Для чего он это делает? Чтобы дать детям пищу для ума, или чтобы отвлечь их от телевизора, или для чего-то еще? Не знаю. Просто так нужно - это естественно, это нормально для человеческой души.

- Я слышал историю, как один молодой человек попросил у афонского старца совета, какую духовную литературу читать. А тот говорит: "Прочти всего Диккенса".

- Правильно. Это необходимо для душевного созревания человека. Вот вы чашку кофе выпили - вы же не спрашиваете, сколько там кальция, натрия, углеводов.

- Есть Божия заповедь о седьмом дне - дне покоя. Как ее воспринимать?

- Отдых человеку нужен в любом случае. И не всякий досуг плох. Но помните замечательный эпизод из жития Антония Великого? Когда монахи собрались и стали обсуждать всякие добродетели. А Антоний им сказал: я видел людей, которые имели все эти добродетели, и все они впадали в грехи и ошибки. Что же оберегает человека на правильном пути? Дар рассуждения. Умение поставить все в единую перспективу и понять, когда нужна жесткость, а когда - мягкость, когда - милосердие, а когда - принципиальность, когда - труд, а когда - отдых. Как у Экклезиаста: время спать - и время бодрствовать, время плакать - и время смеяться. Дар рассуждения - это чувство меры. Понятие о мере в христианстве очень глубокое. Выше этого чувства соразмеренности - только безмерная Любовь к Богу. Как говорил знаменитый герой Льюиса - мелкий бес: все, что сверх меры, отец наш сатана приветствует, кроме безмерной любви к нашему Противнику.

Марина БОРИСОВА

http://www.fomacenter.ru/articles/217/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
«Есть ли Ему сегодня место в вашей жизни?»
О Святочной неделе и пагубности всякого рода гаданий
09.01.2025
Ждут ли Америку нравственные перемены при Трампе?
Крупные торговые компании США сворачивают программы по поддержке половых извращенцев
28.11.2024
В чужом пиру похмелье
О победе Трампа на президентских выборах в США
06.11.2024
«Её Покров символизирует единство и защиту верующих»
О смысле и истории одного из главных православных праздников
14.10.2024
Движение «квадроберов» чётко спланировано противником
От наших законодателей зависит решительность противодействия очередной атаке Запада
04.10.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от учитель
04.02.2025 16:33
Сталин и Украина
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.02.2025 16:14
Американский подпасок разбушевался
Новый комментарий от Александр Уфаев
04.02.2025 15:20
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.02.2025 15:00
Почему американец распоряжается русскими ресурсами
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.02.2025 14:47