itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Большой ближневосточный разлом

Российская дипломатия видит свои пути урегулирования одного из самых давних и острейших конфликтов на планете

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы 
0
197
Время на чтение 15 минут
Ближний Восток вот уже много лет продолжает оставаться одной из самых раскаленных точек на Земле. К ней приковано внимание руководителей многих стран, и прежде всего США, претендующих на роль главного сценариста современного мира. О подходах России к формам и методам возможного урегулирования военного противостояния в этом регионе корреспонденту "НВО" рассказал заместитель директора департамента Африки Министерства иностранных дел РФ, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов.

- Андрей Глебович, сегодня дипломаты и политики все чаще стали говорить о "Большом Ближнем Востоке". Что стоит за этим понятием и почему оно появилось?

- Прежде всего хотелось бы внести ясность в вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах были введены в оборот такие термины, как "Ближний Восток", а также "Большой" и "Расширенный" Ближний Восток.

Географическое и политическое понятие "Ближний Восток" имеет почти столетнюю историю, его содержание неоднократно менялось и уточнялось, в том числе в связи с подвижками в геополитическом ландшафте мира. При этом сложилась традиция перевода английского названия - "Middle East" (то есть дословно "Средний Восток") на русский язык как "Ближний Восток". В силу этого порою бывали казусы с изложением на английском языке высказываний наших политиков, которые обыгрывали слово "ближний" в контексте интересов России, расположенной в непосредственной территориальной близости от стран региона.

Характерно, что этот термин был введен в оборот военными. Словосочетание "The Middle East" было впервые использовано английским генералом Томасом Гордоном в его выступлениях в начале ХХ века при освещении вопросов обеспечения безопасности транспортного коридора между Великобританией и Индией в связи с появлением новых угроз британским интересам (в том числе со стороны России) в военно-политическом пространстве к югу и юго-востоку от Европы. Практически одновременно это определение начало входить в оборот и в США "с подачи" американского военного деятеля Альфреда Махана, опубликовавшего в 1902 году статью "Персидский залив и международные отношения".

В традиционном понимании, сформировавшемся в 1950-1960-е годы ХХ века, в регион Ближнего Востока "зачислялись" страны - члены Лиги арабских государств (ЛАГ), включая североафриканские государства, а также Израиль.

Что касается "Большого Ближнего Востока" - сокращенно "ББВ", то этот широко используемый сегодня термин относит к странам региона помимо указанных государств выше также Турцию и Иран. В некоторых публикациях из ББВ исключаются страны Северной Африки (кроме Египта).

Термин "Расширенный Ближний Восток", все чаще встречающийся в документах ООН и "Большой восьмерки", дополняет традиционное геополитическое ближневосточное пространство странами Западной Азии (Пакистан и другие).

Появление терминов "Большой Ближний Восток", "Расширенный Ближний Восток" вполне закономерно. Оно обусловлено осознанием политиками, военными и дипломатами того факта, что государства, расположенные на обширной территории между Южным Средиземноморьем и Западной Азией, теснейшим образом связаны друг с другом, прежде всего в вопросах поддержания военно-политического баланса, обеспечения регионального мира, стабильности и безопасности.

Многие сейчас увязывают появление термина "Большой Ближний Восток" с известным выступлением президента США Джорджа Буша в марте 2004 года. Такая версия, по-видимому, не совсем верна. Определенная заслуга американского президента состояла лишь в том, что он на высоком, "президентском" уровне высказался в пользу концепции, которая по существу родилась значительно раньше. При этом Буш заложил в дискуссию относительно Большого Ближнего Востока ряд дополнительных элементов, связанных с путями дальнейшего "переустройства" региона, которые вызвали неоднозначную реакцию, особенно - в арабских и мусульманских странах.

Вопрос о территориальных рамках Ближнего Востока детально обсуждался специалистами - дипломатами и военными экспертами - на заседаниях Рабочей группы по контролю за вооружениями и региональной безопасности (РГКВРБ) - одной из пяти такого рода многосторонних групп, которые были созданы в рамках ближневосточного мирного процесса на совещании министров иностранных дел заинтересованных государств в Москве в январе 1992 года. Мне довелось принимать участие в подготовке и проведении этого, как и целого ряда других мероприятий РГКВРБ в последующие годы.

В ходе консультаций экспертов РГКВРБ (они продолжались в 1992-1996 годах) было достигнуто понимание, что в основу определения Ближневосточного региона должны быть положены - в контексте военно-политической проблематики - два основных критерия. Первый - географическое положение того или иного государства. Второй - учет интересов государств, их озабоченностей в отношении друг друга в сфере безопасности.

Примечательно, что уже в то время преобладало мнение о необходимости "расширительного" толкования региона Ближнего Востока - с включением в него всех стран - членов ЛАГ, Израиля, а также Турции. Ряд экспертов высказывались за то, чтобы к региону был "причислен" и Иран. Были наработки, касающиеся "органической связи" безопасности Ближнего Востока, Средиземноморья, бассейна Красного моря, Африканского Рога, а также Западной и Юго-Западной Азии.

После 11 сентября 2001 года, развертывания борьбы против международного терроризма вопрос о взаимообусловленности и взаимозависимости событий в этих районах мира стал еще более актуальным. В связи с этим понятия "Большой", "Расширенный" Ближний Восток все увереннее входят в профессиональную лексику военных и политиков.

- Как можно было бы кратко охарактеризовать сложившуюся на Большом Ближнем Востоке ситуацию в настоящее время?

- Ситуация становится еще более нестабильной и тревожной, чем ранее. Идет "разогрев" обстановки и на Ближнем Востоке, и в прилегающих регионах - вокруг Ирана, в зоне Персидского залива, на Африканском Роге.

Полагаю, что самым потенциально опасным на сегодняшний день - с точки зрения нарастания "конфликтного потенциала" - можно считать положение "на стыке" арабского и африканского миров. Ситуация в Дарфуре и вокруг него, обстановка в Сомали, незатухающее соперничество между Эфиопией и Эритреей создают взрывоопасный материал для "раскрутки" определенными силами противостояния между арабо-исламской и "черной" Африкой. Как представляется, сегодня на наших глазах формируется единое "конфликтное" арабо-африканское военно-стратегическое пространство, требующее совершенно нового - комплексного, "трансрегионального" - подхода к решению имеющихся или формирующихся там кризисных ситуаций. Говоря о назревающих проблемах, имею в виду и такие вопросы, как распределение водных ресурсов, а также обеспечение безопасности объектов нефтедобычи и нефтепроводов.

- Какие вооруженные формирования, политические и религиозные группы играют решающую роль и оказывают преимущественное влияние на положение в регионе?

- К сегодняшнему дню можно говорить о трех видах вооруженных формирований, оказывающих значимое воздействие на ситуацию на Большом Ближнем Востоке.

Первый - регулярные армии расположенных здесь государств. Общая численность вооруженных сил стран ББВ - около 3 миллионов 100 тысяч человек. Роль армии исключительно велика во всех странах региона, однако все же надо признать, что пик влияния военных приходился на 1950-1960-е годы и этот период остался позади. Развитие гражданского общества, растущая роль факторов экономического, финансового, социального характера, отрицательное отношение международного сообщества ко всякого рода военным переворотам и т.п. неумолимо ставят определенные рамки для вмешательства армии - во всяком случае, в открытых формах - в политическую жизнь ближневосточных стран.

Второй тип вооруженных формирований - разнообразные военизированные группы, как правило, связанные с этническими или конфессиональными сегментами населения. Самый яркий пример, который у всех сейчас на слуху, - подразделения "Хезболлах".

Военизированные группы на сегодняшний день - наиболее дестабилизирующий и вместе с тем набирающий силу фактор. Точную численность таких формирований, естественно, никто сообщить не может. Но по оценкам экспертов, она весьма велика, по-видимому, около 100-120 тысяч человек. Другими словами, число членов военизированных групп становится вполне сопоставимым со штатным составом регулярных армейских подразделений. Более того, в условиях Ближневосточного ТВД, на котором существует много "ограничителей" применения боевых средств, сконструированных для масштабных действий против противостоящей регулярной армии противника, исход сражений с военизированными группами - далеко не предрешен. Это, в сущности, и было продемонстрировано в период недавних столкновений израильских армейских частей с формированиями "Хезболлах". Помимо этого важно и то, что при наличии достаточно широкой этнической, религиозной и политической базы такого рода формирования способны очень быстро восстанавливать силы после подавления их регулярной армией противника. Специфика военизированных групп заключается в том, что они действуют практически открыто, их лидеры ведут активную пропаганду, позволяющую рекрутировать все новых членов.

Третий тип - конспиративные террористические группы, в том числе связанные с международными террористическими объединениями. Их активность в течение ряда лет неуклонно нарастала. Однако в последнее время усилиями международного сообщества в Ближневосточном регионе все в большей степени формируется политико-психологический климат неприятия и противостояния действиям "жестких" экстремистских объединений, террористических групп и ячеек. Проблема состоит в том, что для совершения политически и экономически "значимого" террористического акта вовсе не требуется большой численности террористического объединения или группы. Точно так же приходится признать, что и финансовые ресурсы для подготовки и проведения даже крупного теракта могут быть весьма ограниченными. Это, безусловно, еще более осложняет борьбу с данным видом преступной деятельности. Кроме того, между вторым и третьим типом объединений существует довольно условная грань. Поэтому есть опасность "перелива", взаимодействия между военизированными военно-политическими группировками и террористическими организациями в Ближневосточном регионе.

- Сейчас в США, да и в других странах политики все чаще говорят, что все поднимающаяся волна террора является свидетельством того, что на планете началась Третья мировая война, которую называют войной цивилизаций. Согласны ли вы с такими оценками?

- Нет, я их не разделяю. Конечно, опасность обострения религиозных, конфессиональных и этнических противоречий существует. Вместе с тем думаю, что возникающие в отдельных регионах конфликты на этой почве не сложатся в противостояние глобального характера. Для этого нет достаточных предпосылок, в том числе экономического характера. Кроме того, ведущие государства мира, ООН, общественные и религиозные организации уже приступили к разработке серьезных мероприятий, призванных противостоять провокациям. На повестке дня - выработка кодекса поведения, включая СМИ, в сфере межнационального и межцивилизационного общения. Полагаю, что решающий показатель зрелого подхода - способность этнической или конфессиональной группы осудить, отмежеваться от экстремистов в собственной этноконфессиональной среде, а не поддерживать автоматически любые акции соплеменников по принципу "свой-чужой".

Таким образом, я оптимист, но мой оптимизм связан с уверенностью в том, что международное сообщество будет деятельно, системно работать в целях предотвращения межцивилизационных столкновений.

- Как вы оцениваете положение в Ираке и перспективы США успешно завершить провозглашенную Джорджем Бушем демократическую миссию, которая, правда, претворяется в жизнь силой оружия?

- Особо хотел бы подчеркнуть следующий тезис. Выбранная и осуществляемая в настоящее время концепция демократизации Ирака имеет много изъянов и самый потенциально опасный из них состоит в том, что в основу государственного строительства положен принцип национального и конфессионального деления. Тезис о "справедливом" представительстве различных этнических и религиозных групп лишь на первый взгляд несет в себе элементы сбалансированного распределения властных полномочий. В политике, между тем, следует брать за основу в качестве критерия не декларируемые цели и благие пожелания, а реальные или прогнозируемые последствия того или иного шага.

В беседах со мной министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд Фейсал, хорошо знающий реалии своего беспокойного и "трудного" северного соседа, неоднократно акцентировал очень важную мысль: для Ирака предпочтительным был бы путь строительства демократического гражданского общества и государства, формирования органов власти, начиная от муниципалитетов и вплоть до парламента, главным образом, опираясь на оценку гражданских и деловых качеств кандидатов на замещение руководящих постов - без "упора" на их принадлежность к этническим и конфессиональным группам населения.

Полагаю, что народ Ирака уже в ближайшие два-три года найдет правильные решения стоящих проблем и обеспечит стабилизацию обстановки в стране.

- Каковы перспективы мирного разрешения противостояния Израиля и стран исламского мира и возможно ли вообще решение этой проблемы?

- Смею утверждать, что у большинства профессиональных политиков, стоящих у власти в арабских и исламских государствах на сегодняшний день (в отличие, скажем, от периода 1940-1950-х годов) нет "априорного" неприятия Государства Израиль или евреев как нации. Не секрет и то, что арабские и израильские, еврейские бизнесмены нормально взаимодействуют по конкретным финансово-экономическим вопросам в третьих странах, например в США. Мне не раз об этом откровенно говорили арабские предприниматели. Не устраивает же арабов и лидеров мусульманских стран та конкретная политическая линия, которая проводится сегодняшним политическим истеблишментом Израиля. Арабы упрекают израильтян в том, что предлагаемые последними схемы урегулирования носят совершенно несбалансированный характер.

Разрешение противостояния Израиля и стран исламского мира вполне возможно. Однако для этого нужно как минимум два предварительных условия. Первое - решительное противостояние тем элементам, которые стремятся извлекать определенные дивиденды от постоянной напряженности за счет получения вполне конкретной масштабной помощи извне в связи с "агрессивностью" противостоящей стороны. Второе - расширение взаимного общения. В этой связи хотел бы напомнить положительный опыт многосторонних переговоров в рамках ближневосточного мирного процесса, в которых принимали участие как арабские представители, так и израильтяне. Полагаю, глубоко символичным было то, что первым внешнеполитическим мероприятием, которое "освятил" своим присутствием Владимир Путин в качестве президента нашей страны было совещание министров иностранных дел ближневосточных государств и ведущих держав мира в Москве в январе 2000 года, созванное с целью возобновления многосторонних переговоров. Очень жаль, что этот импульс заинтересованные стороны не смогли должным образом использовать.

- Насколько на современном этапе вероятно военное вторжение США в Иран и силовое решение иранской ядерной проблемы?

- Ничего невероятного в таком сценарии нет. Достаточно вспомнить, как была раскручена в пропагандистском плане - при крайне сомнительном фактологическом материале - подготовка к военной акции против Ирака.

Вместе с тем в наборе факторов, предопределяющих решения в военно-политической сфере, в особенности в США, я придаю очень большое, может быть даже ключевое, значение такому показателю, как ситуация в сфере гонки вооружения. Мне не раз, в том числе в публичных выступлениях, приходилось обращать внимание на феномен "цикличности" в развитии вооружений. Гонка вооружений имеет свои закономерности, в частности то, что периоды "форсажа", значительного увеличения уровня военных расходов (как правило, это 5-7-летний период) сменяются 3-5-летней фазой стабилизации или даже снижения (в сопоставимых ценах) объема военных ассигнований (это связано как с финансовыми ограничителями, так и с неизбежным периодом "вызревания" новых, "прорывных" технологий, которые требуют крупных денежных вложений).

Иракская эпопея и начало антитеррористической кампании совпали по времени с очередной раскруткой военных расходов в США. Война с Саддамом Хусейном под лозунгом противодействия опасностям и вызовам, обусловленным "нахождением ОМУ в руках иракского диктатора", стала важным аргументом в руках тех, что лоббировал огромное увеличение военного бюджета Соединенных Штатов. Теперь же ситуация иная. По моим оценкам, впереди очередной период стабилизации уровня военных расходов в США и в мире в целом. Поэтому активность ВПК в поисках противников в мире может несколько снизиться с вытекающими отсюда последствиями.

В силу этого полагаю, что все же пока имеются возможности для сохранения ситуации вокруг Ирана в политико-дипломатическом пространстве.

- Российская дипломатия принимает участие в борьбе с терроризмом?

- Как представляется, самый значимый наш вклад идет по двум направлениям - интеллектуальное осмысление проблемы и практический опыт борьбы против террористов.

Что касается первого фактора, то следует отметить следующее. Чтобы успешно противостоять врагу, необходимо разобраться, какова его природа, каковы источники, подпитывающие его и т.п. Именно нам принадлежит тезис о том, что поощрение экстремистских идей, взращивание радикалов создает опасность для самих правящих режимов в арабо-мусульманских странах. Нами был акцентирован и другой важный тезис - о сращивании "традиционной" преступности и нового поколения террористов.

В практическом плане опыт, накопленный нами в преодолении чеченского кризиса, - общее достояние всей антитеррористической коалиции.

Российская дипломатия вносит самый активный вклад в борьбу против террористической опасности. Могу сослаться и на собственный опыт. Так, благодаря настойчивой политической работе посольства РФ в Саудовской Аравии, установления нового климата в саудовско-российских отношениях, практического взаимодействия Москвы и Эр-Рияда в марте 2001 года удалось предотвратить угон нашего самолета с заложниками в талибский Афганистан через саудовскую территорию. Важное значение - в контексте признания со стороны международной общественности легитимности органов власти Чеченской Республики как одного из субъектов Российской Федерации - имела организация официального визита в начале 2004 года в Королевство Саудовская Аравия делегации общественных и религиозных деятелей Чечни во главе с Ахмадом Кадыровым. Это - конкретные иллюстрации проводимой нами работы.

- Практика показывает, что силовые методы решения существующих проблем Ближнего Востока не дают положительных результатов.

- Надо признать, что корень проблем на Ближнем Востоке - в "конструкционных" недочетах самой архитектуры мирных усилий. Мои замечания и предложения по урегулированию ситуации сводятся к следующему.

В противовес попыткам одностороннего решения арабо-израильского конфликта нужно, наоборот, более энергично ставить вопрос о создании своего рода "единого пространства безопасности", в том числе - на всех палестинских и израильских землях. В рамках осуществления такой концепции потребуется формирование достаточно сильных и авторитетных органов совместного мониторинга ситуации и принятия решений как законодательного, так и оперативно-распорядительного характера. В практическом плане нужно будет наладить эффективную систему совместных практических мероприятий (проведение совместного патрулирования и т.п.)

Эта - двусторонняя или даже многосторонняя (в случае привлечения представителей третьих стран) - система безопасности должна быть органично связана с региональной системой коллективной безопасности.

С учетом этого первым шагом, как представляется, должна быть разработка всеобъемлющей ближневосточной концепции региональной безопасности, рассчитанной на взаимный учет и взаимную увязку интересов и озабоченностей всех основных расположенных здесь государств. Такая работа могла бы быть осуществлена первоначально на экспертном уровне авторитетной международной комиссией с участием специалистов высокого уровня, желательно имевших опыт дипломатической деятельности в регионе.

В случае, если специалисты посчитают целесообразным "раздвинуть" территориальные рамки охвата этого документа, можно было поставить вопрос о том, что это будет концепция "трансрегиональной безопасности" с включением в зону действия таких стран, как Иран, Турция или даже государства Южной Азии.

Итогом этой работы должен был бы стать документ, "синтезирующий" проблематику региона и предлагающий возможные формы создания инструментов для надлежащего учета мнения сторон, озабоченностей расположенных здесь государств.

Уже на этом этапе должен был бы "вчерне" решен вопрос о структурализации проблемы региональной безопасности применительно к Ближнему Востоку.

На наш взгляд, в число "файлов" или "досье" должны были бы войти:

определение территориальных рамок будущей системы безопасности, основных озабоченностей сторон в сфере безопасности, круга участников системы безопасности, в том числе "внерегиональных";

"отбор" основных проблем и аспектов проблематики региональной безопасности;

определение последовательности шагов в направлении формирования региональной структуры безопасности;

определение модальностей (организационных рамок) работы.

Вторым шагом могло бы стать проведение международного общественно-политического форума для утверждения упомянутых предложений. Участие в такого рода форуме должны были бы принять специалисты по Ближнему Востоку, политические, общественные и религиозные деятели. В рамках этого мероприятия важно было бы получить определенные результаты, в частности по такому вопросу, как пути реанимации арабо-израильского мирного процесса, нахождение новых организационных форм "подвода" его участников к компромиссным развязкам.

Третий шаг - передача заинтересованным сторонам - государственным структурам пакета документов, разъясняющих существо указанной концепции.

Четвертый шаг - созыв представительной международной конференции по всеобъемлющему урегулированию на Ближнем Востоке с участием как независимых экспертов, так и представителей властных структур заинтересованных государств.

В рамках конференции можно было осуществить формирование рабочих групп по ключевым аспектам региональной безопасности:

выработка общерегионального документа (Хартия региональной безопасности), регулирующего взаимоотношения между расположенными здесь странами;

проблема формирования общерегиональных органов поддержания мира и обеспечения безопасности. Как представляется, речь могла бы идти о Региональном совете безопасности с участием всех расположенных здесь стран, а также внерегиональных спонсоров - членов "большой восьмерки" и постоянных членов СБ ООН;

проблема формирования единого экономического пространства, разработка общерегиональных проектов (энергетика, водоснабжение и т.п.).

Пятый шаг - созыв Международной конференции для принятия итоговых документов, в том числе Хартии (Кодекса) поведения стран региона.

В рамках работы конференции можно было бы - уже на новой платформе - вернуться к проблеме создания надежных инструментов поддержания мира и безопасности в регионе. В этом плане можно было предложить создание Центра миротворчества, формирование миротворческих бригад (представляет интерес, что африканские страны уже в практическом плане работают над реализацией такой задачи и имеют неплохой задел идей в этой сфере). Следовало бы также создать Центр мониторинга для осуществления функций контроля за выполнением совместных соглашений и договоров в сфере безопасности.

Как представляется, параллельно с формированием вышеупомянутых механизмов совершенно новые возможности могли бы появиться в сфере экономики. По-видимому, такие механизмы должны включать все страны "расширенного региона". По-видимому, арабским странам следовало бы объективно проанализировать - с практической точки зрения - все "за" и "против" их тактики экономического бойкота Израиля, обсудить с точки зрения своих же интересов, что способно принести "дозированное" подключение Израиля к общерегиональным объектам в сфере энергетики, экологии и т.п. Возможно, что новая тактика в этой сфере могла бы - помимо всего прочего - дать весьма мощный стимул для проявления еврейским государством большей кооперабельности, укрепило бы "лагерь мира", подорвало бы влияние наиболее жестко настроенных политических сил и группировок как в стане арабов, так и в Израиле.

Из досье "НВО"


Андрей Глебович Бакланов родился в 1947 г. После окончания Московского государственного института международных отношений в 1969 г. - на работе в Министерстве иностранных дел СССР. Являлся советником-посланником посольства Российской Федерации в Египте, заместителем директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России. В 2000-2005 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Саудовской Аравии. Входил в состав российских делегаций на мероприятиях, проводившихся в рамках ближневосточного мирного процесса. Автор более 160 научных работ и публикаций в СМИ по вопросам международных отношений. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.


http://nvo.ng.ru/concepts/2006-09-29/1_razlom.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вячеслав Иванов
тест
тестируем
29.05.2010
После полутора десятилетий притворства...
Вашингтон не считает Москву стратегическим партнером и надежным другом
29.09.2006
Холодная война, оказывается, и не кончалась
Варшава дала согласие на строительство стартовых позиций американских антиракет на польской территории
22.09.2006
Пять нескончаемых противоборств Америки
Шеф Пентагона утверждает, что армия США способна воевать на всем Земном шаре одновременно
22.09.2006
Глубокоэшелонированная слежка
ЦРУ создает очередное досье на своих сограждан... На этот раз финансовое
30.06.2006
Все статьи Вячеслав Иванов
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии