В этом году обострение приключилось особенно острое. Шутка ли - аж в пятнадцати субъектах федерации предмет уже преподают школьникам. Причем если в одиннадцати - факультативно, то в четырех ввели в региональный образовательный компонент. В целых четырех! Да у нас же их всего 88!
Да как же может такое стерпеть трепетное демократическое сердце? Да никак не может! И понеслось...
"С 1 сентября! Аминь"... "Зачем школьнику семь Вселенских соборов?"... "Эти уроки - шаг к социальному взрыву"... "Крест на школе"... И, наконец: "Церковь, вон из школы!". Это только некоторые из заголовков, причем в центральных газетах.
Тексты - под стать заголовкам. Не то, что объективных - хотя бы спокойных и вменяемых материалов буквально раз-два и обчелся. В основном же - бесформенная истерика атеистов про то, что "мусульман и буддистов насильно обратят в веру" (иной раз упоминаются и иудеи), что преподавание религиозной культуры нарушит межнациональный и межконфессиональный мир и т.п.
Аргументация некоторых авторов вполне подпадает под статью УК о разжигании розни по признаку религиозной принадлежности - когда объясняют, что преподавания основ православной культуры "добиваются враги России" или, походя так, замечают, что "наша церковь куда как мстительней нашей власти" (а редакция "Известий" еще и на первую полосу эту цитату вынесла - как особо важную мысль).
Вообще-то до сих пор история (например, недавняя история в Кондопоге) свидетельствовала, что нарушению мира в обществе способствует не преподавание культуры, а ее отсутствие. Неуважение к культуре и беззаконие, помноженное на бездействие власти и равнодушие ее к тому, что думает народ, - вот верный путь к социальному взрыву. Но что же думает народ и что думает по этому поводу власть?
Есть такая социологическая служба - Фонд "Общественное мнение". Проводили они опрос и по данной, волнующей общество проблеме. Оказалось, что около 60% опрошенных хотели бы, чтобы в российских школах преподавались "Основы православной культуры". Против - лишь 10%. Остальные 30 - не определились.
Ну, и что же власть? А вот что:
"Борис Немцов, политик: "Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение".
Павел Крашенинников, глава Комитета Госдумы по законодательству: "Такие уроки - плохая услуга для любой конфессии. Тем более если на них еще и будут ставить оценки"".
И, наконец, министр образования и науки: он "за преподавание в школе не истории православия, а истории основных религий, причем не в качестве факультатива, а в виде обязательного предмета... Мы должны даже в названии предмета уходить от названия конкретных религий", сказал министр и сообщил, что собирается обратиться в Общественную палату. И вообще: "Наша страна слишком велика и включает много конфессий, поэтому мы должны быть толерантны. Необходим один общий учебник истории религий".
Просто не Фурсенко, а Гостомысл какой-то - "страна наша велика и обильна, а порядка в ней все равно никогда не будет"...
Так они думают. А так - думают действовать: "Общественная палата РФ" (к которой, как и грозился, воззвал министр Фурсенко) ответствовала, что "предлагает включить в программы школ Северного Кавказа изучение основ традиционных религий".
Класс! Уже два года, как в Чечне и Ингушетии, например, преподаются - как обязательный предмет - "основы ислама". Тут и палата подоспела...
Впрочем, реакция российских элит не удивляет, она вполне ожидаема. "Верхи", при крайней степени развращенности и в политике, и в бизнесе, и в культуре, никак не могут спокойно потерпеть даже возможности того, что хотя бы детям будут рассказывать о нравственных ценностях. Гораздо больше удивляют выступления против преподавания православной культуры со стороны... православных.
Аргументация при этом повторяет аргументацию министра образования (или это он у них почерпнул?): мол, нет учебников, а те, которые есть, - и не учебники вовсе (ибо не нами написаны), нет учителей, и вообще, преподавание этого предмета в школе отобьет интерес к нему надолго, если не навсегда.
Видимо, предполагается, что отсутствие этого предмета в школе будет способствовать профессиональному обсуждению и оценке педагогическим сообществом различных подходов к его преподаванию, разработке и "обкатке на практике" наилучших учебных пособий, положительно отразится на интересе к отсутствующему предмету в будущем и, главное, особенно оздоровительно воздействует на обстановку в обществе.
А некоторые тексты в российских СМИ и вовсе вводят в оцепенение. Например, такой: "Общественное движение "Российские радикалы", организовавшее в Москве митинг против преподавания в школах "Основ православной культуры", добивается легализации употребления марихуаны,... "государство должно забрать эту сферу у наркомафии, вывести ее с черного рынка, условно говоря - убрать торговлю марихуаной из школьных туалетов", - заявил секретарь движения Николай Храмов в беседе с корреспондентом "Интерфакса" во время митинга". Приехали... Ну, то есть, вывести торговлю марихуаной из школьных туалетов в школьные коридоры и классы, а православную культуру из классов, наоборот, изгнать. Р-радикал! Отчетливый боец!...
Или вот еще: "Изучение предмета "Основы православной культуры" в школах несет угрозу мусульманам, поскольку у них не существует собственной развитой системы исламского образования и просвещения". Мол, мы неучи, так и вы тоже неучами оставайтесь, так что ли? Нет, не так - еще лучше. Оказывается, процитированное только что заявил... директор саратовского медресе, сообщает "Интерфакс".
При этом тут же сообщается, что "по данным Минюста РФ, в настоящее время в стране насчитывается в полтора раза больше исламских средних и высших учебных заведений, чем православных". Ну-ка, ну-ка, очень интересно! Вот с этого места поподробнее, пожалуйста...
Первый заместитель муфтия Нижегородской области Дамир Мухетдинов в интервью для портала "Интерфакс-Религия" рассказал о своем видении современных проблем российских мусульман: "Когда мы говорим, что в Москве проживает чуть ли не три с лишним миллиона мусульман, ну хочется нам...
Мне хочется, чтобы в Нижнем Новгороде было 500 тысяч татар и мусульман. Чтобы сказать: товарищ губернатор, дайте нам не 150 тысяч, а пять миллионов, чтобы мы потратили на общественные и религиозные нужды". Весьма простодушно рассказал, надо отметить. Впрочем, муфтий Гайнутдин, надо думать, от этого "простодушия" своего коллеги вряд ли особенно смутится и перестанет рассказывать истории про два ("три с лишним") миллиона мусульман, якобы проживающих в Москве, для которых всю Москву надо застроить мечетями, а соборную мечеть - выпросить размером с два Храма Христа Спасителя. Ну, хочется ведь. Деньги-то больно большие...
Но напоминать про скучную цифирь все-таки полезно. И для московских властей, которые с готовностью рапортуют, что "по данным Министерства региональной и национальной политики РФ, численность населения Москвы - 10 382 754 человека (постоянно зарегистрированные в столице граждане). Из них русские - 8 808 009...". Но, при этом, когда заходит разговор о преподавании в школах традиционной для русских культуры, отвечают заклинанием про "многонациональность и многоконфессиональность" и повторением сказок про "три с лишним миллиона".
Полезны эти напоминания и для центральной власти, повторяющей те же басни и те же заклинания, умноженные "на федеральный уровень" - мол, у нас в стране проживает то ли двадцать миллионов, то ли двадцать процентов (хорошенький разброс) мусульман. При этом, в ходе все того же опроса Фонда "Общественное мнение", к православным себя причислили опять же около 60% опрошенных (вероятно, те же, кто хотел бы, чтобы их детям преподавали православную культуру). А к мусульманам отнесли себя только 5%.
В этих обстоятельствах, имея "в полтора раза больше исламских средних и высших учебных заведений, чем православных", имея еврейские, китайские, турецкие, да какие угодно национальные (они же, между прочим, почти всегда и религиозные) школы, имея почти тотально безбожную систему образования, поднимать крик, когда русское православное абсолютное большинство населения добивается хотя бы факультативного образования для своих детей - ну, тут мы затрудняемся подобрать для этого какое-то достаточно политкорректное обозначение. Так порядку точно не прибудет. Как, впрочем, и величия, и обилия...
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1955