Отцы-каппадокийцы как выразители учения Православной Церкви о спасении

0
437
Время на чтение 8 минут
Для современного человека, утратившего традиционное для европейского человечества христианское миропонимание, все более характерной чертой становится потеря смысла жизни. Бытие человека на земле предстает перед ним бессмысленным страданием, которое начинается с момента появления на свет и заканчивается смертью.

"Если мы должны умереть, - говорит Ж.П. Сартр, французский философ экзистенциалист, - то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными, и остается неопределенным само значение проблем... Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем" [1].

Между тем, сотериологическая проблема, как совсем не абстрактный, а экзистенциональный вопрос жизни и смерти, появляется в человечестве сразу же после грехопадения наших праотцев Адама и Евы и утраты ими непосредственного общения с Богом.

Попытки преодоления глубинного разрыва между человеком и Богом с помощью усилий самого человека ощущаются во многих религиях и религиозно-философских учениях древнего мира: в религиях древнего Египта и Персии, учениях орфиков, Пифагора, Гераклита, Сократа и Платона, неоплатонизме. Эти усилия, однако, не увенчались успехом, так как частичные истины естественного откровения (из природы и разума) о Боге там были перемешаны с самым нелепым и отвратительным идолопоклонством.

Другой путь, заключающийся в стремлении Самого Бога постепенно снова привести человеческий род в общение с Собой, открывается в Ветхозаветном Откровении, которое имел единственный из всех народов древности - богоизбранный еврейский народ. Так, Господь говорит через Своего пророка Моисея всему избранному народу: "Жизнь и смерть дал пред лицем вашим, благословение и проклятие: избери жизнь, да живешь ты и потомство твое" (Втор. 30, 10).

Но Ветхий Завет был лишь слабой тенью истинных представлений о взаимоотношениях между Богом и человеком. Очень часто от сознания ветхозаветного человека ускользал духовный смысл заповедей Закона и он, будучи рабом мелочных обрядовых предписаний во внешней жизни, был рабом греха - во внутренней, в своем сердце; а Богу нужно, прежде всего, любящее сердце (Ос. 6, 6).

В христианском благочестии тема спасения приобретает ярко выраженный христологический аспект: "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1, 14). Апостолы учат, что "во Христе обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9) и поэтому люди могут "становиться причастниками Божеского естества" (2 Петр. 1, 4), то есть достигать богоуподобления и максимального приближения к Божественному. Та же мысль содержится и у мужей апостольских, в частности, у священномученика Игнатия Богоносца, который говорит, что христианину надо достичь Бога, достичь Иисуса Христа.

Особенно важное место в изложении христианской сотериологии занимает святой Ириней Лионский ( II в.). Основная богословская заслуга святого Иринея состоит в том, что он первый из христианских Отцов и Учителей Церкви ясно высказал мысль об обожении человека, что Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим.

По мнению святого, Христос возвращает человека к первоначальному состоянию его небесного, вечного замысла. Особенно интересно в этой связи учение о рекапитуляции всего; у святого Иринея это слово, заимствованное из Послания к Ефесянам 1, 10 означает или возглавление (важнейшей чертой здесь выступает реальное единство по плоти всего человечества и второго Адама - Христа), или повторение, но как-бы с обратным значением в истории земной жизни Иисуса Христа важнейших этапов жизни Адама, то есть то, что Сын Божий воплотился и вочеловечился и в Себе восстановил длинный ряд людей, даровал спасение всем нам вкупе.

Этими суждениями святого Иринея Лионского впоследствии воспользовался святой Афанасий Александрийский ( IV в.). "Мы, восприятые Словом, - учит он, - обожаемся ради плоти Его. Ибо, не с одним каким-либо человеком соединилось Слово в рождении от Девы, но с человеческим естеством. Все совершающееся в человечестве Христовом непосредственно (но не принудительно) распространяется на всех людей, как "сродников" и "сотелесников" Его, в силу не только подобия, но и действительного сопричастия всех людей в человечестве Слова. Посему, чрез восприятие плоти Словом человеческое естество становится "духоприемным" и действительно принимает Духа, становится "храмом Божиим"[2].

Святые каппадокийцы (святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский) в своем учении о спасении прямо следуют за святым Афанасием. Спасение для них также есть обожение.

Но в отличие от святителя Афанасия, который борясь с арианской ересью, отвергавшей Божество Сына Божия и Его единосущие с Богом Отцем, отстаивал полноту и равночестность Божества в Богочеловеке; они в объективной (догматической) стороне своей сотериологии подчеркивают полноту и целостность воспринятого Христом человечества, а также значение ума, как высшей духовно-личностной способности человека. Это они писали против ересиарха Апполлинария Лаодикийского, отрицавшего воспринятие Христом человеческого ума и учившего о несовершенстве человеческой природы во Христе. А в субъективной (аскетической) стороне святые каппадокийцы обосновали теорию богопознания против Евномия с его рационалистическим максимализмом, беспринципно вторгающимся в сферу познания Непознаваемого.

Главную сотериалогическую формулу каппадокийской христологии выразил святитель Григорий Богослов, сказав: что не воспринято, то не уврачевано, не спасено. "Если в Нем плоть без ума, то я обманут. Кожа моя, но чья же душа? - Говорят... вместо ума достаточно Божества. Что же мне до этого? - Божество с одною плотию еще не человек, а также и с одною душою, или с плотию и душою, но без ума, который преимущественно отличает человека" [3].

Далее, если говорить о спасительности Боговоплощения, по учению каппадокийских Отцев, то нужно, конечно, изложить их взгляд на сам способ соединения двух естеств во Христе, так как этот момент имеет непосредственное отношение к учению о спасении.

Святитель Григорий Богослов впервые употребляет при объяснении модуса соединения божественного и человеческого естеств во Христе термин - срастворение, потому что он всего лучше выражает православное понимание Богочеловеческого неслиянного двуединства двух естеств: "Он был смертен, но Бог; род Давидов, но Адамов Создатель; по Матери Деве описан, но неизмерим... Как человек Он был в борении, но как неодолимый в троекратной борьбе победил искусителя. Как смертный погружался в сон, и как Бог укрощал море. Утомлялся Он в пути, но у изнемогавших укреплял силы. Молился, - но Кто же внял мольбам умиленным погибающих? Он был Жертва, но и Архиерей. Жрец и Бог. Единое Лицо, Единый Богочеловек. Естества срастворяются и имена переходят одно в другое, по закону сращения, - объясняет святитель Григорий, - Божество остается непреложным, человечество обожествляется. Сильнейшее побеждает" [4].

Теперь коснемся другого момента, указывающего на то, что воплощением Слова еще не завершается Домостроительство спасения.

"Со всей силою святитель Григорий Богослов раскрывает искупительное значение Крестной смерти Спасителя. Крест - есть Жертва - очищение не малой части вселенной и не на малое время, но целого мира и на веки. Христос приемлет на Себя весь грех человеческий и страждет, изображая в себе нас, как Глава целого тела... Воспринятый грех не оскверняет Безгрешного. Волею восходя на крест, Богочеловек возносит на него наш грех и распинаемый сораспинает его на нем"[5].

А святитель Григорий Нисский так описывает прославление человеческого естества в Воскресении Христовом: "В самой смерти обоженное тело Спасителя остается нетленным, и чрез нетление тела уничтожается смертность. Душа же входит в рай и вселяется в дланях Отчих.... Воссоединение души и тела становится необходимым. Христос Спаситель воскресает и в Своем Воскресении совоскресил все лежащее, разрешил узы и болезни смерти, чтобы проложить нам путь к рождению чрез воскресение, к возрождению от смерти. Он дает человеческой природе силу (или возможность) воскресения" [6].

Святитель Григорий Нисский указывает на принцип синергии - совместного действия как благодати Божией, так и свободно приемлющей благодать человеческой воли. И здесь нравственной силой человека, восприемлющей благодатную силу является вера.

Он проводит следующую мысль: "Тогда (в грехопадении праотцев) мы за преслушание изгнаны из рая, теперь же верою вселяемся в рай. Или еще решительней: - нельзя быть участником в благах иначе, как если вера во Христа даст вожделенное" [7].

"Но, приявший баню пакибытия подобен молодому воину, только что внесенному в воинские списки, но еще ничего не выказавшему ни воинственного, ни мужественного, - говорит святитель Григорий Нисский. - От него ждут подвигов. И только за подвиги подобает воздаяние и награда - блаженство. Вера требует сопутствия сестры своей - доброй жизни" [8].

Святитель Григорий Богослов в своем слове на святое Крещение выделяет три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Он призывает восходить на степень сыновства: "Стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не наделся ты получить; угодить отцу само по себе награда" [9].

В этом отношении особенно интересна следующая мысль святителя Григория о необходимости упражнения, посредством молитвы, в памятовании о Боге: "Памятовать о Боге, необходимее, нежели дышать" [10].

Вершиной же христианской жизни, является святейшее таинство Тела и Крови - святая Евхаристия. Она есть дело любви. А именно, в любви наиболее отчетливо проявляется синергия Бога и человека, имея в Боге свой изначальный источник, главный импульс.

По словам святого Григория Нисского, "это пища нетленная, противоядие против смертоносной заразы. Хлеб, - по слову Апостола, - освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4,5), не ядением и питием входя в Тело Слова, но прямо претворяясь в Тело Слова. Богоприемная плоть приемлет новые частицы "в состав свой", и чрез них (Божество) сообщает себя всем уверовавшим, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления... Так в таинстве Евхаристии осуществляется воссоединение человечества - во Христе и воскресение... Впрочем, только начаток воскресения. Только во всеобщем воскресении исполнится всецело совершенная Спасителем победа над тлением и смертью" [11].

Христологические предпосылки Отцов-каппадокийцев были использованы в вероопределениях IV Халкидонского (451 г.) и VI Константинопольского (682 г.) Вселенских Соборов, в богословских трудах святителя Кирилла Александрийского ( V в.) и преподобного Максима Исповедника ( VII в.), а так как все православное богословие имеет под собой сотериологический базис, то утверждение истины в вопросе о способе соединения и бытия двух естеств в единой Личности Господа нашего Иисуса Христа было утверждением самой идеи спасения как обожения, качественного соединения нашей души с Богом, поскольку Христос Спаситель есть совершенный Бог и совершенный Человек.

Их гносеология - теория богопознания (учение об условиях и пределах познания Бога) и мистика (святитель Григорий Нисский) отразилась - в Ареопагитиках, "таинственном богословии" того же преподобного Максима и исихастских спорах четырнадцатого столетия и стала путем очищения и восхождения ума к созерцанию горней Красоты.



[1] Цит. по: Вальверде К. Философская антропология. - М., 2000. - С. 333.

[2] Цит. по: Георгий Флоровский, протоиерей. Восточные Отцы IV в.: Репринтное издание М.: Паимс, 1992.- С. 36-37.

[3] Григорий Богослов, свт. О вочеловечении. // Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - Т.2. - С. 131, 132.

[4] Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные: Слово 2, о Сыне // Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - Т.2. - С. 21-22

[5] Георгий Флоровский, протоиерей. Восточные Отцы IV в. С. 120-121

[6] Цит. по: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие.- М.: Мартис, 1996.- С. 84

[7] Цит. по: Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. - М.: Просветитель. 1991.- С.222

[8] Цит. по: Георгий Флоровский, протоиерей. Восточные Отцы IV в. С. 172

[9] Григорий Богослов, свт. Слово 40, на святое Крещение // Григорий Богослов, свт. Слово 40, на святое Крещение Собрание творений в 2-х томах.- М: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - Т.1. - С. 551

[10] Григорий Богослов, свт. Слово 27, Против Евномиан и о богословии первое или предварительное. - Т. 1. - С.387

[11] Цит. по: Георгий Флоровский, протоиерей. Восточные Отцы IV в. С. 175

http://www.russned.ru/stats.php?ID=516
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Варлаам (Горохов)
Все статьи Иеромонах Варлаам (Горохов)
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02