- Рассказ о нашем вузе начну с небольшого экскурса в его историю. В 2003 году институту - единственному сегодня специальному военно-морскому учебному заведению, деятельность которого целиком подчинена подготовке специалистов по радиоэлектронике для флота, - исполнилось 70 лет.
После создания в 1925-1926 гг. на флотах служб связи следующим логическим шагом советского правительства и военного командования стало принятие 17 мая 1932 года постановления "О кадрах командного состава ВМС РККА и о мероприятиях по расширению военно-морских учебных заведений". В соответствии с этим решением в Ленинграде для подготовки "начальствующего состава связи" началось формирование Школы связи ВМС РККА.
29 марта 1933 года приказом N 43 начальника ВМС РККА Школа связи была преобразована в самостоятельное учебное заведение - Училище связи ВМС РККА. Эта дата - 29 марта - в 1937 году соответствующим приказом наркома обороны СССР была объявлена для учебного заведения ежегодным праздником, который мы и в наше время отмечаем как день рождения вуза.
После Великой Отечественной войны Училище связи было размещено в Петродворце, в бывшей Военной школе имени Императора Александра II. 6 мая 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Высшему военно-морскому училищу связи присвоили имя А.С. Попова. Через 5 лет - в 1960-1961 гг. в ходе очередного сокращения Вооруженных Сил это учебное заведение объединили с другим вузом, в результате чего было создано Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова.
Новые достижения в области военной науки и техники вызвали необходимость обновления ряда технических дисциплин и повышения уровня обучения в соответствии с требованиями флота и ближайшими перспективами развития радиоэлектроники. С 1 сентября 1961 года в училище началась подготовка курсантов по вычислительной технике, автоматике и телемеханике, что в 1970-х - начале 1980-х гг. переросло в подготовку по автоматизированным системам управления (АСУ) и их математическому обеспечению, а в 1991 году привело к образованию факультета математического обеспечения автоматизированных систем управления.
В 1960-1970-х гг. подготовка курсантов велась также на факультете радиосвязи особого назначения. Широкие интернациональные связи отечественного флота и высокое качество подготовки иностранных военно-морских радиоинженеров в ВВМУРЭ имени А.С. Попова обеспечивало спецотделение.
В 1963 году был образован факультет электронно-вычислительной техники, где обучение курсантов было ориентировано прежде всего на получение фундаментальных знаний по информатике и компьютерным технологиям - для дальнейшей профессиональной деятельности по эксплуатации и проектированию сложных автоматизированных систем обработки информации и управления (БИУС). Начиная с 1978 года подготовку специалистов ведет факультет АСУ.
Визитная карточка
Ковалевский Николай Григорьевич родился 9 апреля 1955 года в г. Прокопьевске Кемеровской области. С отличием окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова в 1977-м, 6-е Высшие офицерские классы в 1988-м, Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова в 1994 году. Проходил службу на Камчатке на атомных субмаринах Тихоокеанского флота. Назначение на нынешнюю должность получил в 2003 году, будучи командиром дивизии подводных лодок. Женат. Оба сына - офицеры ВМФ.
За высокие показатели в подготовке офицерских кадров для флота в 1970 году ВВМУРЭ имени А.С. Попова было награждено Ленинской юбилейной почетной грамотой, а в год 50-летнего юбилея - орденом Красной Звезды.
На современном этапе реформирования Вооруженных Сил России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1009 от 29 августа 1998 года "О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации" в целях совершенствования системы подготовки офицеров училище было преобразовано в институт.
Сегодня выпускников вуза можно встретить на надводных кораблях и подводных лодках, в центрах управления, частях центрального подчинения Министерства обороны, в научно-исследовательских институтах и высших военно-морских учебных заведениях, а также на военных кафедрах гражданских вузов.
За годы своего существования в учебном заведении было подготовлено около 25 тысяч высококлассных специалистов. Многие выпускники стали флагманскими специалистами различных соединений и объединений ВМФ, командирами кораблей, соединений, начальниками различных служб и управлений флотов, руководителями учебных заведений. Среди них - более 100 адмиралов и генералов, в том числе и иностранных военно-морских флотов.
В послевоенное время за освоение новой военной техники и обеспечение выполнения специальных правительственных заданий около тысячи выпускников награждены орденами, а пяти выпускникам были присвоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.
Сегодня вуз осуществляет подготовку специалистов по основным образовательным программам высшего профессионального образования по 5 радиоэлектронным и одной гуманитарной специальностям. Это радиотехника; средства радиоэлектронной борьбы; вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; психология.
Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования соответствуют имеющейся лицензии. Институту также предоставлено право на ведение образовательной деятельности в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования. На основании лицензии подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре и докторантуре предусмотрена по трем отраслям ("Военные науки", "Педагогические науки" и "Технические науки") и восьми специальностям научных работников.
Первокурсниками в этом году стали 340 юношей. Из них 38 имеют за плечами опыт срочной службы, 91 - нахимовцы, суворовцы и кадеты.
В вузе работают 6 академиков и столько же членов-корреспондентов Российской академии естественных наук и отраслевых академий, 33 доктора и 142 кандидата наук. Среди ученых - 10 заслуженных деятелей науки, 44 имеют звание профессора. Подготовка специалистов осуществляется на 23 кафедрах.
В институте также имеются две научно-исследовательские лаборатории: вычислительной техники и радиоэлектронного вооружения. Среди основных направлений исследований первой лаборатории - разработка информационных технологий управления военно-морских учебных заведений и компьютерных технологий обучения. Вторая лаборатория занимается радиолокационными методами обнаружения подводных объектов. Особенность деятельности лаборатории радиоэлектронного вооружения заключается в тесном взаимодействии с научно-исследовательскими институтами ВМФ. Так, за последние пять лет совместно с этими организациями проведены две длительные морские научные экспедиции, различные полигонные и морские гидрофизические испытания, выполнен ряд научно-исследовательских работ. Были созданы макетные образцы комплекса буксируемой радиоволновой линии, разработаны алгоритмы и программы обработки информации.
В вузе действуют три докторских диссертационных совета с правом рассмотрения докторских и кандидатских диссертаций по восьми научным специальностям и по пяти отраслям наук. Только за три последних года в этих советах было защищено 73 диссертации.
В институте сложились и получили признание ряд научных школ. В их числе: по гидроакустике; нетрадиционным методам и средствам обнаружения подводных объектов; совершенствованию корабельных обзорных радиолокационных средств; методам и средствам радиоэлектронной борьбы; проблемам военной педагогики; методологическим основам воинского обучения и воспитания; моделированию радиотехнических систем ВМФ.
Наше учебное заведение - компьютерная база ВМФ. В частности, в институте созданы и постоянно совершенствуются компьютерные системы обучения и интеллектуального тренажа (КСОИТ), предназначенные для информатизации всех этапов подготовки специалистов - теоретического обучения, практической и интеллектуальной тренажерной подготовки. Элементы КСОИТ созданы на уровне лучших мировых образцов и отработаны при подготовке иностранных экипажей и российских специалистов.
Отдельно хотел бы сказать о том, что институт - базовый вуз подготовки офицеров-воспитателей. В нем высок уровень методологической культуры научно-педагогических, научно-технических кадров (более 60% из них - ученые), сконцентрированы мощные научные силы. Библиотека института насчитывает более 320 тысяч книг специальной и художественной литературы.
ВМИРЭ расположен в прекрасном историческом месте - Петергофе, рядом с ведущими гуманитарными образовательными центрами - Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, другими университетами и академиями, преподавателей которых можно привлекать для обучения будущих офицеров-воспитателей. Все эти факторы учитывались при выработке решения об открытии в 2002 году факультета подготовки офицеров-воспитателей для ВМФ именно в нашем вузе.
Учебно-методической основой создания гуманитарного факультета ВМИРЭ и организации учебного процесса на начальном этапе стала кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Все ее преподаватели имеют высшее гуманитарное образование и обладают достаточным педагогическим опытом. На кафедре 7 докторов наук - профессоров и 7 кандидатов наук - доцентов. У 85% преподавателей педагогический стаж более 5 лет.
Профессиональная образовательная программа разработана на основе госстандарта высшего профессионального образования "Психология". Квалификация дипломированных специалистов - "Психолог. Преподаватель психологии". Вступление ВМИРЭ в учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области психологии оформлено в январе 2002 г. В апреле того же года также издан приказ министра обороны РФ, который ввел в перечень специальностей для ВМИРЭ новую специальность со сроком обучения 5 лет - "Организация морально-психологического обеспечения сил флота".
Главное направление подготовки будущего специалиста воспитательной работы ВМФ - обучение и воспитание офицера, способного выполнять обязанности заместителя командира по воспитательной работе. Для этого на военно-профессиональные дисциплины отведено 3.166 учебных часов.
Большое внимание командование института и факультета уделяет подбору младших командиров. Все старшины прошли сбор в психолого-педагогической службе института, собеседование с заместителем начальника института по воспитательной работе. Для формирования командных воспитательных навыков старшинами и заместителями командиров роты назначают курсантов старших курсов, которые ранее были младшими командирами. С ними проводят учебно-методические сборы, посвященные практике организации учебно-воспитательного процесса, поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины.
На факультете у будущих офицеров целенаправленно развивают навыки работы по воспитанию военнослужащих и формированию здорового морально-психологического климата через коллегиальные органы управления и общественные организации. Неформально, интересно проходят заседания совета факультета, где подводятся итоги учебной и воспитательной работы, рассматриваются вопросы поддержания правопорядка и воинской дисциплины, общие проблемы военнослужащих. С марта 2006 года организован выпуск ежемесячной газеты "Курсантский вестник". На ее страницах публикуются различные материалы, отражающие многообразную, увлекательную жизнь факультета.
Еженедельное информирование о событиях в стране и за рубежом готовят и проводят сами курсанты, в том числе и в подшефных школах. Видеотека и библиотека активно пополняются лучшими отечественными фильмами и литературными произведениями. По инициативе курсантов создана команда КВН. Она успешно выступает в отборочном цикле команд КВН Санкт-Петербурга. Устанавливаются шефские связи со школами и вузами города.
Большое внимание в вузе уделяется и физической закалке будущих офицеров. В институте 11 команд по различным видам спорта, в том числе гребле, рукопашному бою, волейболу, баскетболу. Наши курсанты за последнее время достойно представляли Россию в международных соревнованиях среди военнослужащих в Республике Корея, Испании, Турции. За два прошедших года в стенах вуза были подготовлены 5 мастеров спорта международного класса, 11 мастеров спорта и 19 кандидатов в мастера.
Так что учиться у нас достаточно интересно. И я бы советовал всем, кто хочет получить хорошее образование и востребованную специальность, стать физически крепче, поступать в наш институт.
http://www.redstar.ru/2006/09/22_09/2_01.html