Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сигнальщик "Варяга" Иван Прахов

Г.  Чебыкина, Победа.Ru

18.09.2006

В январе 1904 года, Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) без формального объявления войны японское правительство начало военные действия под Порт-Артуром. Японские миноносцы атаковали стоявшие там корабли русской эскадры и нанесли тяжелые повреждения двум броненосцам и крейсеру. Днем 27 января японские корабли подошли к корейскому порту Чемульпо, где среди иностранных судов стояли на рейде и русские корабли: канонерская лодка "Кореец" и крейсер "Варяг".
Канонерская лодка - это небольшой корабль для действия у берегов и в реках. К началу русско-японской войны "Кореец" состоял в русском военном флоте 16 лет. Он имел довольно мощную артиллерию и вспомогательное парусное вооружение, скорость 13 узлов, экипаж 174 человека. Предназначен был для службы в дальневосточных водах.
Крейсер "Варяг" вступил в строй в 1901 году, строился в Филадельфии (США). Название получил в честь корвета "Варяг", бывшего в составе флота России во 2-й половине XIX века (кстати, на корвете "Варяг" пятнадцать лет, с 1872 г. по январь 1887 г., служил наш земляк - уроженец деревни Мокеихи Страдной волости Великоустюгского уезда, баталер I статьи Александр Игнатьевич Безгодов) [1]. Крейсер "Варяг", четырехтрубный бронепалубный крейсер, был одним из самых быстроходных и сильнейших кораблей своего класса. Артиллерия состояла из 36 орудий разного калибра и 6 торпедных аппаратов, скорость 23 узла, экипаж 573 человека. Во второй половине 1901 года "Варяг" отправили на Дальний Восток.
27 января 1904 года в 9.30 утра японский адмирал С. Уриу предъявил командирам "Варяга" и "Корейца" ультиматум. Корабли должны были покинуть нейтральный порт Чемульпо под угрозой расстрела на рейде. Командиры кораблей, капитан I ранга В. Ф. Руднев и капитан II ранга Г. П. Беляев, решили принять бой с японской эскадрой, состоявшей из 6 крейсеров и 8 миноносцев. Героическое сражение двух русских кораблей с превосходящими силами противника продолжалось около часа. В результате боя несколько японских кораблей было серьезно повреждено. "Варяг" и "Кореец", также получив серьезные повреждения, расстреляв все снаряды, потеряв убитыми и ранеными более 100 человек, вернулись на рейд в Чемульпо, где "Кореец" был взорван, а "Варяг" потоплен. Экипажи кораблей на иностранных судах были доставлены в нейтральные порты, а оттуда - в Россию.
Участником этого памятного события был наш земляк, уроженец Усть-Алексеевской волости Великоустюгского уезда, сигнальщик крейсера "Варяг" Иван Александрович Прахов. Родился он 11 февраля 1880 года в деревне Возманов Починок Усть-Алексеевской волости (ныне территория Теплогорского сельсовета Великоустюгского района), в крестьянской семье Александра Евдокимовича и Пелагеи Акимовны Праховых [2].
Будучи подростком, отправился со знакомыми на строительство Пермь-Котласской железной дороги. Затем, по приглашению подрядчика Адресова, уехал с ним в Киев, где жил около двух лет. Из Киева перебрался в Санкт-Петербург к дяде, В. И. Блинову, у которого ухаживал за лошадьми. В Петербурге Иван Прахов научился кататься на велосипеде, который имел дядя, и по просьбе знакомых почтальонов несколько раз отвозил газеты заводским рабочим. Был замечен полицией. Дядя, во избежание неприятностей, предложил ему уехать в Либаву (ныне - Лиепая). Там Иван устроился на работу в Русское пароходное общество, ходил помощником повара на пароходе "Новороссийск". В Либаве его призвали во флот. Некоторое время служил на берегу, потом был зачислен в экипаж крейсера "Варяг" [3].
В память о военной службе, о "Варяге", Иван Александрович делал записи. В декабре 1953 года свой дневник, вместе с короткой автобиографией, он передал на хранение в Великоустюгский краеведческий музей.
Дневник представляет собой тетрадь в линейку [4]. Блок распался, начало и конец отсутствуют. Страницы пронумерованы. Сохранившаяся часть начинается с 43-й страницы и заканчивается 118-й, но и в ней вырвано 6 листов. Листы пожелтели, по краям много разрывов, есть загрязнения, пятна и подтеки. Несмотря на утраты, записи И. А. Прахова имеют определенный интерес. Они охватывают период с 16 декабря 1903 г. по 1 августа 1904 г., то есть самый важный период в жизни крейсера и экипажа (последние дни мирной жизни, неравный бой с врагом, гибель корабля, возвращение оставшихся в живых моряков на родину, признание их подвига).
Судя по дневнику, Иван Александрович был наблюдательным и общительным человеком, обладал хорошей памятью. Большой грамоты он не имел, поэтому в словах есть ошибки, знаки препинания им не соблюдались, встречаются стилистически неверно выстроенные фразы. О красоте слога автор не заботился, писал просто, обыденными словами. Иногда получалось коряво, иногда - даже в рифму. Некоторые события описаны им довольно живо, другие - коротко, одним предложением. Ценность этого документа заключается в том, что составлен он представителем нижних чинов экипажа, простым матросом, который являлся непосредственным участником происходивших событий, был одним из героев "Варяга".
Вспоминая о сражении с японской эскадрой 27 января 1904 г., Иван Александрович записал в своем дневнике (здесь и далее записи воспроизводятся с небольшими сокращениями, не нарушающими смысла; текст исправлен в соответствии с нормами современной орфографии и пунктуации): "... В 11 час. утра мы снялись с якоря и пошли в море, а вслед за нами шел паровой катер, на котором ехали иностранные офицеры, именно: А.Ф.И.А. (английский, французский, итальянский, американский - Г. Ч.), которые следили за всеми нашими движениями и за законным порядком. И мы только что отошли от иностранной эск[адры] на 3-4 в., нас встретил японский адмирал со всей своей эскадрой и сейчас же стал стрелять в нас со всех судов. Видят наши - дело плохо! За живое всех задело. Надо порешить, как тут, братцы, быть. Капитан у нас геройский, не разводит речи барской, и на японский привет последовал такой же ответ. И сейчас же на наших судах подняли боевые флаги, и загремели пушечные удары, и раздались матросские стоны: Ой! Ох! Ой, батюшки! И полилась в море матросская кровь за веру, царя и Отечество. Кому оторвало руку, кому ногу, кому голову!..." [5].
После гибели "Варяга" И. А. Прахов с сослуживцами оказались сначала на итальянском крейсере "Эльба", а затем на французском корабле, на котором через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное и Черное моря были доставлены в Одессу, а оттуда, по железной дороге особым эшелоном - в Санкт-Петербург.
Из дневника И. А. Прахова:
"12 февр. 7 час. утра. Мы снялись с якоря и последний раз взглянули на свой крейсер I ранга "Варяг", который лежал на левом борту и виден был боковой киль. И сказали все с грустью: "Прощай, наш "Варяг" и наши сотоварищи, которые остались на нем неживые 41 человек". И пустились в море.
19 февр. 10 час. утра. Мы переехали на французский доброволец, и когда уезжали с крейсера "Эльба", то вся команда прощались с ихними матросами, как все равно жили несколько лет вместе. И того же дня в 4 пополудни снялись с якоря и пошли в море.
3 апр. Пришли в г. Одессу, где встречали очень хорошо.
16-го апр. Мы приехали в столичный г. С.-Петербург, где нас на вокзале встретил великий князь Алексей Александрович, а когда мы пришли к Зимнему дворцу и выстроились поротно, тогда вышел государь с наследниками и все князья. Потом государь поздоровался с нами и поздравил и отошел в сторону и приказал пройти по... (неразборчиво - Г. Ч.) маршу, а потом повели нас в Зимний дворец, где в Георгиевском зале был отслужен молебен... После молебна св. Георгию в Николаевском зале нам был приготовлен обед, за которым сидели их императорские величества и высочества. Пред обедом государь император Николай Александрович взял чарку, обратился к нам со следующими словами: "Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися..." [6].
Далее Иван Александрович довольно подробно записал речь государя. Николай II поблагодарил отважных моряков с "Варяга" и "Корейца" за то, что они не уронили честь Андреевского флага и достоинство великой России. После обеда их повели в Народный дом на спектакль, а по окончании спектакля - на ужин. "...Во время ужна великие князья и княжны давали нам на память деревянные ложки с серебряными черешк[ами] и с надписью "Героям Чемульпо", а от города дали нам серебряные часы с гербом г. С.-Петербурга" [7], - отметил потом в своих записях И. А. Прахов.
17 апреля "варяжцы" простились с командой "Корейца", которая уезжала в Кронштадт, а сами они отправились в Либаву. 24 апреля команду "Варяга" распределили по разным флотским экипажам. И. А. Прахов был назначен на Черноморский флот, в 34-й флотский экипаж, на эскадренный броненосец "XII Апостолов", на котором и дослуживал положенный срок. 27 июля 1904 г., уже на новом корабле, он получил серебряную медаль "За бой Варяга и Корейца 27 янв. 1904 г. - Чемульпо" [8]. На лицевой стороне медали, посередине, внутри венка из двух лавровых ветвей, изображен был Георгиевский крест, подвешенный на орденской ленте. На оборотной стороне медали, по старой петровской традиции, представлена композиция морского боя: крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", идущие в бой с японской эскадрой. Вверху, под ушком медали, помещен четырехконечный крест - символ христианской веры [9]. К этому времени у И. А. Прахова была уже одна награда - Знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест) IV-й степени, который он, как и другие моряки "Варяга" и "Корейца", получил еще при встрече в Одессе.
Отслужив в армии и побывав у родителей, И. А. Прахов уехал в Архангельск, где несколько лет работал на лесопильном заводе. В 1915 году женился. В 1918 г., в связи с начавшейся иностранной военной интервенцией, вернулся с семьей в деревню. Вскоре был призван на службу в Красную Армию. Демобилизовавшись, снова жил в деревне.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. погибли на фронте два его сына. Гибель сыновей Иван Александрович тяжело переживал. Вскоре у него начались припадки, что было похоже на эпилепсию. Он вынужден был перебраться с семьей в город, чтобы быть ближе к врачам. В Великом Устюге они жили на улице Покровского, 36, в небольшой тесной комнате. В последние годы жизни И. А. Прахов был инвалидом I группы.
В августе 1954 г., в числе немногих оставшихся в живых варяжцев, в связи с пятидесятилетием героического подвига "Варяга", был награжден медалью "За отвагу" и получил персональную пенсию. В 1955 г. здоровье И. А. Прахова значительно ухудшилось, и вскоре он скончался [10]. Такова жизнь и судьба одного из героев "Варяга".
В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится фотография, на которой И. А. Прахов изображен с О. В. Копыловым. Оба они с Георгиевскими крестами и двумя медалями. Когда сфотографировались, неизвестно.
Осип Васильевич Копылов (1880-1912, Великий Устюг) умер рано. По утверждению его родных, он служил на крейсере "Варяг" комендором. В семье были его фотографии, Георгиевский крест, медали, фуражка с надписью на одной стороне ленты "Варяг", на другой - "XII Апостолов", а также часы с гравированной надписью: "Копылову Осипу Васильевичу за бой "Варяга" и "Корейца". Порт Чемульпо". Награды вдова продала, а вещи, по-видимому, были утеряны [11].
К сожалению, музей не располагает документами, подтверждающими службу О. В. Копылова на "Варяге". В то же время, у нас имеются достоверные сведения о многих устюжанах, участвовавших в защите Порт-Артура, в Цусимском сражении, в боях под Мукденом и Ляояном в годы русско-японской войны 1904-1905 гг. Но эти сведения весьма скудные.
В начале 1970-х гг. сотрудники музея и секция ветеранов Великой Отечественной войны во главе с П. А. Чистиковым вели целенаправленную работу по сбору материалов об участниках русско-японской войны. В живых из них никого уже не было. Родственники некоторых передали в музей награды, вещи, документы, фотографии, но рассказать мало что могли. Таким образом, и сотрудникам музея, и краеведам предстоит длительная работа в поиске новых сведений об устюжанах - участниках русско-японской войны 1904-1905 гг.

1. Великоустюгский филиал Государственного архива Вологодской области (далее - ВУФ ГАВО). Ф. 575. Оп. 1. Д. 1 Л. 19-20. Баталер - унтер-офицер хозяйственной специальности, заведующий денежным, пищевым и вещевым довольствием.
2. ВУФ ГАВО. Ф. 364. Оп. 1. Д. 7332. Л. 157об. Сигнальщик - матрос-специалист, обслуживающий средства связи и наблюдения на корабле.
3. Автобиография И. А. Прахова. 26.12.1953. Машинопись. Научный архив Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (далее - ВУГИАХМЗ).
4. Дневник И. А. Прахова. 1903-1904 гг. Научный архив ВУГИАХМЗ. НВ 2280.
5. Там же. С. 59-61.
6. Там же. С. 72-85.
7. Там же. С. 88.
8. Там же. С. 95.
9. Чепурнов Н. И. Российские наградные медали. Чебоксары, 1995. Ч.6. С. 415-416.
10. Воспоминания Праховой Ирины Тимофеевны. 22.03.1955. Записаны научным сотрудником музея Е. С. Мансветовой. Научный архив ВУГИАХМЗ.
11. Брусенский И. И. Подвиг "Варяга" // Советская мысль. 1974.
N 24.


Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.

http://www.pobeda.ru/content/view/3449



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме