Российский флот: взгляд со стороны

Новости Москвы 
0
92
Время на чтение 4 минуты
Российское представительство Центра оборонной информации выпустило подготовленный Михаилом Барабановым доклад "Современное состояние и перспективы развития российского флота" (Москва, 2006). В работе рассматриваются ядерная и обычная составляющие Военно-морского флота России: морские стратегические ядерные силы (МСЯС), подводные и надводные силы, вспомогательные суда и морская авиация. Автор систематизировал и проанализировал огромный массив информации, содержащийся в открытых российских и иностранных источниках. Это позволило исследователю в рамках доступной ему открытой информации дать системный анализ современных доктринальных взглядов на развитие ВМФ и охарактеризовать каждый из четырех флотов и Каспийскую флотилию.
Появление новой работы, посвященной анализу состояния и тенденций развития российского флота, само по себе сенсацией не является. После распада СССР, когда было покончено с практикой излишней закрытости отечественной военной сферы, появилось немалое количество исследований на эту тему, в том числе на русском языке.
Но данная работа все же заслуживает особого внимания. Во-первых, она написана признанным в экспертном сообществе независимым исследователем, который, будучи не связанным c неизбежно существующей в госструктурах любой страны служебной субординацией, может свободно высказать свою личную точку зрения. Во-вторых, доклад выпущен российским представительством Центра оборонной информации (ЦОИ) - очень авторитетной в мире аналитической структуры, созданной в Вашингтоне в 1972 году и специализирующейся на исследованиях военно-политических проблем современных международных отношений. В 2005 году на базе ЦОИ возник Всемирный институт безопасности (World Security Institute - WSI), и центр стал его основным структурным подразделением.
Естественно, что ЦОИ с момента своего создания внимательно отслеживает процессы в области военного строительства в нашей стране, и тем ценнее его аналитические материалы, предоставляющие возможность российским военным специалистам и политикам посмотреть на отечественную оборону "их глазами".
Иван Сафранчук, глава представительства ЦОИ в России, отмечает в предисловии к докладу "Современное состояние и перспективы развития российского флота", что с 2002 года в России прилагаются усилия по преодолению кризисных явлений в военно-морской сфере, порожденных распадом СССР и упадком военного кораблестроения. С опорой на российские открытые источники указывается, что с учетом инфляции общий уровень затрат на новое кораблестроение и закупку боевой техники для флота за пять лет (с 2000 по 2005 год) вырос в России в 3,5 раза, что позволило нашему государству перейти к закладке головных образцов кораблей новых проектов. Вместе с тем, по мнению И. Сафранчука, остаются и проблемы, среди которых он называет "нечеткие доктринальные установки" и "проблему выбора стратегии".
Так же считает и автор доклада "Современное состояние и перспективы развития российского флота". Он высказывает мнение, с которым, возможно, и не согласятся разработчики Морской доктрины РФ, о "размытом характере" формулировок в обнародованных официальных документах, которые касаются политики России в области военно-морской деятельности и задач ВМФ. Не втягиваясь в спор по этому вопросу, следует все же заметить, что открытый характер такого рода документов доктринальной направленности не всегда позволяет, по известным причинам, четко формулировать конкретные задачи ВМФ.
В докладе очень тщательно анализируются выступления российских должностных лиц в средствах массовой информации, в том числе в журнале "Морской сборник" и "Красной звезде", и на основании этого делаются выводы об основных направлениях развития ВМФ в обозримом будущем. Так, высказывается мнение, что максимальный приоритет в развитии флота в России отдается морским стратегическим ядерным силам. Обращается внимание и на то, что до 2015 года упор в военном кораблестроении будет делаться на строительстве кораблей не океанской, а ближней и дальней морских зон.
Автор доклада затрагивает также вопрос об оптимальном соотношении наземной и морской составляющей стратегических ядерных сил и влиянии международно-договорного процесса на динамику этого соотношения. Наверное, можно согласиться в какой-то мере с его мнением, что важнейшим аргументом в пользу усиленного развития МСЯС стали условия договора СНВ-2, который предусматривал ликвидацию всех МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) в составе РВСН, но не запрещал их установку на баллистические ракеты подводных лодок. Делается предположение, что исходя из этого, видимо, и определялись приоритеты в развитии российских СЯС в начале нашего десятилетия. Но в 2002 году, как известно, СНВ-2 прекратил свое существование, и теперь уже отсутствуют международно-правовые ограничения на развертывание РГЧ ИН на наземных МБР.
При анализе перспектив развития морских сил общего назначения Михаил Барабанов ведет речь о немалых возможностях по рационализации использования имеющихся финансовых средств для повышения боеспособности российского флота и его обновления. В связи с этим надо еще раз подчеркнуть, что в этом исследовании многие выводы носят дискуссионный характер и, как представляется, заслуживают глубокого профессионального обсуждения на страницах специализированных изданий военно-морского профиля.
Думается, что специалисты могли бы, например, высказать свое мнение относительно суждений об оптимальном боевом потенциале новых корветов - многоцелевых сторожевых кораблей ближней морской зоны (первый корабль нового типа "Стерегущий" был заложен в 2001 году на санкт-петербургской "Северной верфи"). Автор доклада в деликатной форме обращает внимание на то, что в современной войне на море противокорабельные и противовоздушные возможности корветов очень важны. Это особенно актуально, если учесть, что корветам в боевой обстановке придется отражать массированные удары противокорабельных ракет и авиации потенциального противника, а также вести ракетный бой с группировками как малоразмерных катеров, так и крупных боевых кораблей.
Наверное, эти и некоторые другие суждения автора доклада могут вызвать несогласие части кораблестроителей. Однако в конечном счете независимая экспертиза программ военного строительства, если она осуществляется профессионально и непредвзято, заслуживает внимания заинтересованных государственных инстанций и оборонно-промышленных структур. С выводами экспертов "со стороны" необязательно соглашаться, но система их аргументации и логика рассмотрения проблем национальной обороны могут помочь выйти на верные конструкторские и управленческие решения. Думается, что к такого рода исследованиям относится и работа Михаила Барабанова.

http://www.redstar.ru/2006/09/14_09/3_05.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44