Глазами слышу, руками говорю

В деревенском храме церковные службы проходят с сурдопереводом

Новости Москвы 
0
166
Время на чтение 4 минуты
Церковнославянский текст надо перевести про себя на русский язык, а потом уже с русского - на язык жестов. Фото: Виктор Орлов
Церковнославянский текст надо перевести про себя на русский язык, а потом уже с русского - на язык жестов. Фото: Виктор Орлов
Здоровые люди, даже из тех, кто хорошо знает дорогу к храму, обычно не задумываются над тем, что рядом в церкви может стоять человек, который не слышит священника, не может пойти на исповедь, потому что не говорит, а значит, чувствует себя под расписными сводами настолько беспомощно, что просто предпочитает уйти. Хотя именно ему духовная подпитка нужна, может быть, больше, чем кому бы то ни было.

Не задумывался об этом до поры до времени и будущий настоятель церкви Ильи Пророка в деревне Кузнечиха иеромонах Антоний, а полтора десятка лет назад - послушник Андрей, ездивший по российским монастырям в поисках своего призвания. Отдав по настоянию своего духовника свой гражданский долг - отслужив в армии, Андрей предпочел дальше отдавать Богу Богово: работал в монастырях, участвовал в их восстановлении - клал стены, крыл крыши. На монастырском подворье в Варницах он и познакомился с пожилым глухонемым кровельщиком Виктором Белоноговым из Ярославля. Став его помощником, Андрею волей-неволей пришлось выучить язык жестов: Виктор Павлович писал текст на бумаге, а потом повторял то же самое посредством жестов. Так постепенно послушник Андрей усвоил этот "иностранный" язык людей, живущих бок о бок с нами.

Потом уже, приняв сан и попав на служение в ярославский храм Никиты Мученика, иеромонах Антоний однажды получил записку. Глухонемая женщина писала, что хочет исповедоваться и причаститься, но не знает, как это сделать. Когда несколько дней спустя отец Антоний заметил в церкви двух женщин, объяснявшихся между собой жестами, он подошел и, к их изумлению, поговорил с ними на их языке.

С этого момента у ярославских глухонемых появился свой батюшка.

Сегодня отец Антоний - настоятель церкви Ильи Пророка в деревне Кузнечиха, что на самой границе с Ярославлем. Глухонемые знают сюда дорогу, пожалуй, лучше даже, чем слышащие. Поскольку среди прихожан храма есть и здоровые, и глухие, службу отец Антоний ведет, как обычно, на церковнославянском языке. И только благодаря женщине, стоящей лицом к прихожанам и без перерыва жестикулирующей, понимаешь, кто еще пришел сюда на службу.

Быть сурдопереводчиком в церкви - задача не из легких. Он должен сначала церковнославянский текст перевести про себя на русский язык, а потом уже с русского - на язык жестов. И все это - за считанные секунды. Причем необходимо учитывать, что переносного значения слов для глухонемых людей не существует, они понимают все исключительно буквально.

- Приходится не просто переводить слово, а делать это так, чтобы люди правильно поняли смысл, иногда просто объяснять, - рассказывает отец Антоний. - Например, слово "подвижник", если его перевести буквально, глухонемые поймут так: человек, который много двигался, активный, а отнюдь не тот, который совершал духовные подвиги.

Не проще и на исповеди. Даже у говорящего человека словарный запас часто ограничен, у глухонемых же этот запас вообще минимален, особенно если человек не обучен письму и чтению, что в этой среде не редкость. А языком жестов можно объяснить далеко не все. Многих слов в этом языке просто нет. Как нет окончаний, категорий времени, числа и прочих языковых "приспособлений", облегчающих понимание. Но терпение и труд, как известно, все перетрут. Непонятым из храма не уходил еще никто.

Прихожане кузнечихинской церкви уже привыкли к тому, что глухонемых батюшка всегда ставит впереди слышащих. Как детей. Отец Антоний давно заметил, что психология глухонемых людей очень сходна с детской - они так же доверчивы и так же ранимы. Строго скажешь - обидятся, приласкаешь - обрадуются, все тут же забудут и уйдут счастливые. Но то, что глухие не могут понять на слух, они понимают часто благодаря особенной чуткости.

До появления в Ярославле православного батюшки, работающего с глухонемыми, люди, лишенные слуха и возможности нормально изъясняться, обычно становились адептами всевозможных сект, где с глухонемыми, в отличие от православия, давно говорят на их языке. Сегодня, говорит отец Антоний, из сект ушли многие. Но в общероссийском масштабе в православных церквях, к сожалению, работа с глухонемыми пока находится на стадии начинания. Лишь в трех городах страны - Москве, Екатеринбурге и Ярославле - у глухих есть возможность быть православными в полном смысле этого слова.

Не меньше "исхода" из сект радует настоятеля Ильинской церкви то обстоятельство, что глухие повели в храм слышащих. Едут сюда со всей области. В храм Ильи Пророка под Ярославлем воспитатели недавно привозили глухонемых детей из рыбинского дома-интерната. Ребята побывали на первой в своей жизни церковной службе, впервые исповедовались и причастились. К воспитанникам аналогичного интерната в Ярославле батюшка ездил сам.

Удивительно, но в кузнечихинской же церкви состоялась встреча бывшего послушника Андрея со своим учителем языка немых Виктором Белоноговым. Тот факт, что он, родившийся в городе на Урале, проходивший послушание во многих российских монастырях, после принятия сана был направлен именно в Ярославль, откуда родом Виктор Павлович, отец Антоний тоже воспринимает как чудо. Сегодня кровельщик Виктор Белоногов - помощник настоятеля. Он мастерил купола на храмах ярославского Толгского монастыря, в Покровском женском монастыре в Москве, на Афонском подворье, на самой горе Афон, куда его посылали на полгода. Там он участвовал в восстановительных работах в православном Свято-Пантелеймоновом монастыре и в греческих монастырях, заслужив от греков звание "золотые руки".

Еще одно чудо произошло много лет назад в уральском городе, откуда родом иеромонах Антоний. Молодого человека, жаждавшего Бога и веры, впоследствии ставшего монахом и священником, в самый первый его визит в церковь какая-то сердитая женщина-прислужница вытолкала вон.

- Я много лет служу, знаю все правила, но до сих пор не могу понять, за что меня тогда выгнали, - говорит отец Антоний.

А мог бы и уйти, куда послали. И не было бы служб с сурдопереводом в Кузнечихе. Чудо? Чудо.

http://www.rg.ru/2006/09/14/hram-surdoperevod.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Элина Труханова
Ярославская Атлантида
Водолазы исследуют территории, затопленные в 40-е годы
18.01.2017
Все статьи Элина Труханова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:42
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 12:34
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24