Кто восстановит церковь А.В.Суворова?

0
199
Время на чтение 6 минут
Великий русский полководец, прославленный победитель турок и французов, получивший от Екатерины II звание генерал-фельдмаршала не за взятие неприступной турецкой крепости Измаил, а за подавление польского восстания Тадеуша Костюшко со взятием Варшавы, получивший от Павла I за Итальянский и Швейцарский походы высшее воинское звание генералиссимуса за полгода до своей смерти, мудрый стратег и смелый новатор в области тактики, теоретик и писатель, любивший и ценивший русских солдат и самозабвенно любимый ими, монархист и критик придворных порядков, Александр Васильевич Суворов (24.11.1729 - 18.5.1800) был глубоко верующим человеком. В 1779 году в селе Кончанском Новгородской губернии, его родовом имении, по его указаниям была построена деревянная церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Внук Суворова А.А.Суворов, бывший в 1861-1866 гг. военным генерал-губернатором Петербурга, устроил в церкви первое "памятихранилище" своего великого деда; в ней хранились личные вещи и награды полководца.

В связи с возникшей в конце XIX века идеей создания в Петербурге мемориального музея А.В.Суворова последний владелец села Кончанского В.В.Молоствов, правнук А.В.Суворова, подарил кончанскую церковь со всем ее убранством и реликвиями создающемуся при Николаевской академии Генерального штаба Суворовскому музею. В начале мая 1900 г. деревянный храм был перевезен в Петербург и установлен на краю плаца Преображенского полка, на Таврической улице, неподалеку от будущего музея.

Торжественное открытие и церковное освящение Музея состоялось в день 175-летней годовщины А.В. Суворова 26 ноября 1904 г. в присутствии Николая II. Суворовская церковь посещалась солдатами и офицерами Преображенского полка, которые в скором времени стали жаловаться на тесноту в храме. Поэтому для расширения площади церкви к ней слева и справа были пристроены кирпичные галереи с большими окнами, а в бревенчатых стенах были сделаны проемы. Несмотря на уникальность и мемориальный характер суворовской церкви, она в 1919 г. была закрыта одновременно с расформированием Преображенского полка, а в 1925 г вообще разобрана. Через несколько лет на ее месте был построен большой жилой дом, стоящий на Таврической улице и поныне. Сам музей А.В. Суворова в советские годы был закрыт, его коллекции переданы Артиллерийскому музею, возродился он лишь в мае 1951 г., причем был уменьшен в два раза.

В конце 1980-х гг., в годы перестройки, когда менялись взгляды на советскую историю, и общество стало узнавать много ранее неизвестных фактов, сотрудники Суворовского музея решили восстановить его исторический интерьер по фотографиям. В 1988 г. Музей А.В. Суворова был закрыт на капитальный ремонт, а в 1991 г. он восстановил свой мемориальный статус. Была создана новая экспозиция, целиком и полностью посвященная А.В. Суворову.

Последняя масштабная выставка "Суворовский музей. 100 лет в истории России" проходила в ноябре 2004 г. в Смольном соборе. Все это, конечно, замечательно, но я обратил внимание на значительное упущение - отсутствие Суворовской церкви. Поэтому в июне 2004 г. я обратился к директору ГММ А.В. Суворова А.И. Кузьмину с предложением восстановить кончанскую церковь. В ответе Александр Иванович написал, что церковь восстановить невозможно из-за занятости ее прежнего места, и посетовал на то, что неоднократные обращения музея с просьбой установить памятный знак на Таврической ул., 2 ни к чему не привели. А устно мне сказал, что Комитет ГИОП не разрешит этого.

В июле мы с архитектором-реставратором приходили к музею Суворова, и он убедился в том, что место справа от музея вполне достаточно для постановки на нем небольшой деревянной церкви. Программист музея по моей просьбе нашел в компьютере изображение макета суворовской церкви, отпечатал его, а я отнес его архитектору. В августе в Комитет ГИОП было послано коллективное письмо с просьбой разрешить восстановить рядом с музеем Суворова небольшую деревянную церковь. В ответе председатель КГИОП В.А. Дементьева написала: "Здание Суворовского музея и окружающий его сад, согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2001 N527, являются памятниками истории и культуры федерального значения. Вы предлагаете поставить церковь рядом с музеем, т.е. в границах сада. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрещает новое строительство на территории памятника.

Вместе с тем, если музеем разработан проект и имеются источники его финансирования, Комитет считает возможным вынести вопрос на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга". (7.09.2004).

Но зачем же покушаться на сквер слева от музея по Кирочной улице, когда справа от него есть свободное пространство, вполне достаточное для постановки небольшого храма? А то, что церковь будет стоять не на прежнем месте (но все равно рядом с музеем!), не имеет никакого принципиального значения. Главное, чтобы она была точной копией прежней и чтобы была действующей.

За помощью в ее восстановлении я в октябре 2004 г. обратился с письмом к председателю Попечительского Совета Музея А.В. Суворова - депутату ГД Г.Н. Селезневу, который способствовал установке на башне музея в том году позолоченного навершия в виде царского орла. В ноябре я узнал, что в нашем городе есть "Ассоциация предприятий по восстановлению утраченных памятников истории и культуры С-Петербурга и Северо-Запада", и явился к ее исполнительному директору В.И.Полукееву. Владимир Иванович сразу сказал, что поддерживает идею восстановления церкви Суворова, но в настоящее время занимается восстановлением воинских захоронений на братских кладбищах.

От помощника Г.Н. Селезнева в этом году я узнал, что его возможности по нахождению финансовых средств для этого дела с потерей поста спикера Госдумы резко уменьшились.

В октябре 2004 г. я обратился с письмом к губернатору города: "...Ценность проектируемого новодела будет заключаться в его архитектурной идентичности историческому храму в селе Кончанском, построенному в 1779 г. по указанию А.В.Суворова, и в том, что это будет действующая приходская церковь, удовлетворяющая духовные потребности жителей Центрального района. Однако появились сведения о намерении поставить на этом месте памятник-бюст русскому генералу А.А. Брусилову. Считаю это предложение неудачным - именно ввиду возможности восстановить на этом участке суворовскую церковь. Да и вообще, ставить такой памятник генералу, не имеющему никакого отношения к памяти Суворова, рядом с его музеем я считаю неоправданно... Перспектива восстановления суворовской церкви рядом с его музеем реальна, и поэтому я прошу Вас не допустить установки памятника Брусилову на этом месте". На это письмо мне ответил в ноябре главный художник СПб И.Г. Уралов. Его доводы: "...Строительство "новодела" по утраченному историческому аналогу, к тому же не на первоначальном месте, без необходимых обоснований, вызывает сомнение. Размещение нового сооружения на свободной территории рядом с памятником истории и культуры - зданием музея, которое играет роль архитектурного акцента в сложившейся градостроительной ситуации, не менее сомнительно. Необходимо также учесть и современные реалии данной ситуации - строительство дома на участке в глубине территории.

По мнению Комитета, свободное пространство рядом со зданием музея с градостроительной точки зрения вполне удовлетворяет требованиям установки памятника. Тематическая связь памятника генералу А.А. Брусилову с местом, где еще в начале ХХ века намечалось создание мемориала российской воинской славы, имеет основания...". Я ответил Уралову: "...при определении использования этого свободного места приоритет надо отдать церкви, как объекту, имеющему прямое отношение к музею А.В. Суворова. То, что теперь церковь будет стоять не на том месте, чем прежде, не имеет существенного значения. По моему мнению, церковь не обязательно ставить в линию с музеем, а желательно приблизить к Кирочной улице и обнести металлической оградой... Деревянная кончанская церковь обогатит своим видом эту часть улицы, будет привлекать больше посетителей в Суворовский музей и, как я предполагаю, станет популярной у жителей нашего города... Для установки памятника генералу А.А. Брусилову в Петербурге есть много подходящих мест, в том числе на той же Кирочной улице...".

И.Г. Уралов в бытность свою главным художником города допустил в своей работе много спорных решений, не украсивших наш город. Намерением Уралова поставить бюст Брусилова у музея Суворова был недоволен директор музея А.И. Кузьмин. Таким образом, проблема восстановления церкви А.В. Суворова рядом с его музеем на Кирочной улице остается все еще не решенной. Между тем, эта деревянная церковь, будучи восстановленной приобрела бы в Петербурге особый статус места обитания души Александра Васильевича Суворова, великого русского человека. И в этом качестве могла бы стать популярной у тех жителей нашего города, у которых родные служили или служат в армии. Кончанская церковь Александра Невского была нашей реликвией, нашим культурным памятником. Религиозность Суворова была неотъемлемым качеством его натуры, и если мы чтим его память, мы должны из уважения к Александру Васильевичу восстановить его церковь, в которой он много раз молился. И я обращаюсь ко всем жителям Петербурга способствовать всеми силами этому делу - писать в администрацию, в газеты, на предприятия, в банки и т.п. Мы должны восстановить церковь А.В.Суворова!
Ю.ШУТЫЙ
Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", N34(798), 07.09.2006 г.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24