Лествица образов

Новости Москвы 
0
122
Время на чтение 6 минут
Зримый образ не может и не должен воплощать все содержание, он представляет лишь одну из степеней приближения, лишь знак, за которым должно раскрыться иное. Это иное необходимо не столько увидеть, сколько угадать в изображении, которое может лишь приоткрыть завесу над сокрытой истиной. Как Господь обращается к нам сквозь нашу греховность, так и мы обращаемся к Нему сквозь "священные завесы" Писания и икон, ибо не в иконы и в Писание мы веруем, но в Иисуса Христа, распятого и воскресшего.

"Теперь соразмерно нашим способностям восприятия сквозь священные завесы Писания и иерархического предания, мы видим, что благодаря человеколюбию умопостигаемое стало осязаемым, а сверхъествественное объемлется естеством, бесформенное и безобразное облекается в форму и образ, а сверхъестественная и неизобразимая простота преизобилует разнообразием отдельных символов и потому изображается".[1] Мы не случайно привели это высказывание Дионисия Ареопагита, так как именно ему принадлежит развернутая теория иерархии образов. Каким образом мы способны созерцать логосы? Бог, по "Ареопагитикам", не эманирует, но всецело присутствует в каждом из своих "разделений", не покидая при этом своего абсолютного единства. Он одновременно и трансцендентен, и имманентен миру бытия.[2] Сущность Бога непознаваема, но Бог не тождественен своей сущности, поскольку существует не только в себе, но и ad extra. И это существование Бога, обращенное вовне, есть не что иное, как Божественная воля или Божественная энергия. Будучи отличной от сущности, энергия в то же время неотделима от нее, и в каждом ее проявлении присутствует весь Бог, единый и неделимый. Или, как пишет Григорий Палама: "Если бы Божественная непознаваемая сущность не обладала отличной от нее энергей, она вовсе бы не существовала бы и была бы лишь порождением ума". [3] То есть, иными словами, несмотря на то, что абсолют находится вне творения и познания, - он не находится вне религии. БОГ СПОСОБЕН К БЫТИЮ ВНЕ СЕБЯ САМОГО.[4]

Логосами, прообразами, "Ареопагитики" называют объединенные в Боге и существующие в Нем прежде своего воплощения в бытии творческие идеи, которые в Писании называются "предопределениями" (см., например, Ис.25,1), а также "благие веления Божии" (Рим.12,2), которые определяют и творят все сущее, и, сообразуясь с которыми, Сверхсущий предопределил и призвал к бытию все сущее..[5] Теоретическим обоснованием "опытной" ступени религиозного познания в "ареопагитиках" является учение об иерархии - своеобразной онтологической лестнице между миром бытия и трансцендентной сферой, главные назначения которой - передача божественного знания сверху вниз и возведение человека по ступеням духовности снизу вверх. Божье творение можно представить как лестницу образов, которые наподобие зеркал отражают друг друга и в конечном итоге - Бога, как первообраз. Символ лествицы традиционен для христианской картины мира, начиная от лествицы Иакова (Быт.28,12) и до "Лествицы" Синайского игумена Иоанна. С символом зеркала Апостол Павел сравнивает познание: "теперь мы видим, как сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор.13,12), что в греческом тексте выражено буквально "как зеркалом в гадании". Т.о., наше познание напоминает зеркало, смутно отражающее истинные ценности, о которых мы только догадываемся.

Итак, Божий мир - это целая система образов-зеркал, выстроенных в виде лестницы, каждая ступень которой в определенной степени отражает Бога. В основе всего - сам Бог - единый, безначальный, непостижимый, не имеющий образа, дающий всему жизнь. Он есть все и в нем все, и нет никого, кто бы мог посмотреть на Бога извне.[6] Итак, лестница или иерархия, на каждой своей ступени по возможности "отпечатывает" в себе образ Бога, т.е. является также и иерархией образов, все более удаляющихся от архетипа по мере схождения по ее ступеням. Иерархия этих образов есть, по выражению Ареопагита, "священный чин и знание". Главное назначение небесных чинов иерархии состоит в посильном "невещественном разумении Бога", заключающемся в "Богоподражании", в "уподоблении Ему", возможном только в структуре иерархии. Таким образом, высшее познание основывается у Дионисия Ареопагита на принципах эстетического познания, в частности миметического. Здесь, однако, имеется в виду мимесис (и соответственно изоморфизм) особого рода, принципиально отличный от "подражания" античной эстетики. "Подражать" приходится не предметам материального мира, но трансцендентной "неподражаемой" идее; "подражание" осуществляется не в художественных образах, а в САМОЙ СУЩНОСТИ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ. Поэтому идеал такого "подражания" антиномичен - это НЕПОДРАЖАЕМОЕ ПОДРАЖАНИЕ. Без этих ОНТОЛОГИЧЕСКИ-ЭСТЕТИЧЕСКИХ актов невозможно приобщиться к Богу. Сама иерархия (лествица) организована практически на эстетических принципах. Основными из них являются СОРАЗМЕРНОСТЬ И АНАЛОГИЯ.[7]

По "Ареопагитикам", существует два способа изображения духовных существ и соответственно два типа образов - подобные, "сходные", образы и "несходные", неподобные.

Сходные связаны с катафатическим (положительным) способом обозначения и еще находятся в русле классической античной эстетики. Такой тип образов является следствием стремления запечатлеть и выявить духовные сущности "в образах им соответствующих и по возможности родственных, заимствуя эти образы у существ, нами высоко почитаемых, как бы материальных и высших": т.е. сходные (подобные) образы должны представлять собою совокупность в высшей степени позитивных свойств, характеристик и качеств, присущих наиболее почитаемым предметам и явлениям материального мира; они должны являть собой некие совершенные во всех отношениях, изобразимые (в слове, краске, камне) образы - идеальные пределы мыслимого совершенства материального мира. В сходных образах сконцентрированы для "ареопагитик" все "видимые красоты мира"[8] (К сходным образам в иконе можно отнести и царственность фигур, светоносность фона, красоту ликов и гармонию композиции).

Несходные (неподобные) подобия "Ареопагитики" ценят значительно выше. Несходные подобия соотносятся с апофатическими (отрицательными) обозначениями Божества: "Если по отношению к божественным предметам отрицательные обозначения ближе к истине, чем утвердительные (сходные), то для выявления невидимого и невыразимого больше подходят несходные изображения". (СН II 3;141 А) В "Ареопагитиках" несходные образы строятся на принципах, диаметрально противоположных античным идеям. В них, полагал Дионисий, должны полностью отсутствовать свойства, воспринимаемые людьми как благородные, красивые, гармоничные и прочее, чтобы человек, созерцая образ, не представлял себе архетип подобным грубым материальным формам и не останавливал на них свой ум. Эстетика христианская есть нечто противоположное эстетике мирского чувственного услаждения, нечто перевернутое, подобно тому как святой Франциск увидел однажды свой родной город Ассизи перевернутым, висящим над бездной небес.

Самой "несообразностью изображений" несходные образы поражают зрителя и ориентируют его духовное зрение на нечто, противоположное изображаемому - на абсолютную духовность. Потому что все относящееся к духовным существам, подчеркивает Дионисий Ареопагит, следует понимать в совершенно другом, как правило, диаметрально противоположном смысле, чем это обычно мыслится применительно к предметам материального мира. Все плотские, чувственные и даже непристойные явления, влечения и предметы могут означать в этом плане феномены самой высокой духовности. "Несходные" образы в представлении Ареопагита не были просто условными знаками. Организация их более сложна, так как, помимо знаковой, они обладают и функцией психологического характера. Дионисий считал, что они должны "самим несходством знаков возбудить и возвысить душу". Несходные образы воздействуют прежде всего не на разумную, а на внесознательную сферу психики, "возбуждают" ее в направлении "возвышения человеческого духа", потому он называл их "возвышающими".[9] (К несходным образам в иконе можно отнести и обратную перспективу, и пропорциональные искажения, отсутствие тени и многое другое, анализ чего мы постараемся привести ниже).

Как выражение реального опыта икона сама есть реальность, а не аллегория. Как пишет В.Н.Лосский: "Икона - не натуралистическое изображение. Но значит ли это - нереалистическое? Поскольку икона представляет собою видение реальности - она реалистична".[10]

Кроме того, икона онтологична, потому что инициирует онтологическое движение. Что видит человек в иконе? - ПРЕОБРАЖЕНИЕ как свое конечное призвание. Конечное призвание любого тварного бытия - это уподобление нетварному логосу, тому замыслу Бога о нем, который Творец имеет в себе извечно. Следовательно, икона есть явленный логос.

НЕ ИКОНА ДВИЖЕТСЯ К ПЕРВООБРАЗУ, А НАША МЫСЛЬ. Икона статична. Но она вызывает в нас память о логосе, являет нам логос человека.

И все-таки икона - это, прежде всего, движение. Как в апориях Зенона Элейского, она - неподвижное движение. Как в русском языке само слово "движение" - это существительное, а не глагол, но существительное, выражающее движение. Движение иконы совершается не в пределах своей рамки, а как раз за пределы ее: цель иконы - пробудить встречное движение - диалог. Статичная икона - это действие в смысле вечного зова, приглашение к молитве.



[1]Ареопагит Дионисий. Мистическое богословие. Киев.: Путь к истине, 1991, с.18.

[2] Бычков В.В. На пути незнаемого "знания". К публикации малых сочинений из Corpus Areopagiticum. // Историко-философский ежегодник за 1990. М., 1990, с.212.

[3]Экономцев И. Православие, Византия, Россия. М.: Христианскаялитература,1992, с.177.

[4]КураевА.В. Традиция, догмат, обряд. Москва-Клин, Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995, с.24.

[5]Ареопагит Дионисий. Цит. соч. С.64.

[6] Языкова И.К. Богословие иконы. М.: изд-во Общедоступного Православного Университета,1995, с.9.

[7]Бычков В.В., Цит. соч. С.215.

[8]Бычков В.В. Цит. соч. С.218.

[9]Бычков В.В. Цит. соч. С.219.

[10] Лосский В.Н., Догматическое богословие. С. 115

http://www.russned.ru/stats.php?ID=485
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35