В чем же разница между "Императивами" и "Русским политическим консерватизмом"?
Илья Бражников утверждает, что манифест ЛКЖ представляет собой версию левого консерватизма или даже "еще одну своеобразную версию русского социализма". Подобные утверждения не соответствуют действительности.
И чтобы доказать это, я пройдусь по основным пунктам критического эссе Ильи Бражникова.
Мы пишем о необходимости "цивилизованного антиглобализма", т.е. борьбы за то, чтобы не попасть под молот Женевского мондиалистского или Вашингтонского неолиберального проекта глобализации, отстоять свою культурную и политическую самостоятельность. Илья Бражников связывает наш антиглобализм с модными поветриями в среде европейских леваков и выдвигает лозунг: "проводить свою глобализацию"! Иными словами, постепенно сделать мир православным. Теоретически - да, нашей задачей максимум может стать ре-христианизация мира. Но это никоим образом не влияет на сегодняшнее положение вещей: мы слабы и управляемся элитой, в значительной степени состоящей из чужаков. Наши миссионерские усилия опираются на крайне незначительную экономическую и демографическую базу. Количество твердых православных в стране далеко от того, чтобы называть нас конфессиональным большинством. Поэтому в данный момент задача русских консерваторов состоит прежде всего в том, чтобы "отбиться", уберечь страну, веру, культуру нашу, не дать России раствориться в "мировом сообществе", не дать над нею абсолютной власти антихристианским глобализаторам. Это и есть "цивилизационный глобализм". Что тут левого?
Наша формулировка: "Политические консерваторы признают духовное равенство всех людей". Илья Бражников отвечает: "...Православие учит о единстве в Духе, которое в социальном плане есть неравенство, но никак не о "духовном равенстве". Равенство может быть только перед Судом Всевышнего. Во всем остальном - неравенство, иерархия". Честное слово, не знаю, чем отличается "духовное равенство" от "равенства в Духе". Нам манифест как раз и предполагал равенство людей перед лицом Господа нашего, Иисуса Христа, а не какую-то имущественную уравниловку. Ни единым словом мы не обмолвились об отрицании иерархического устройства социума. Более того, у нас прямо сказано: "...русские консерваторы НЕ стремятся к социальному и экономическому равенству всех членов общества".
Далее Илья Бражников пишет об особой роли элиты: "Ответственность так называемых элит, или лучших людей, или - аристократии, может быть только перед высшим началом, то есть Верховной Властью и непосредственно перед Богом. Направление ответственности вниз создает неправильный социальный космос, великое смешение, которое не приведет ни к чему, кроме революций и распада... "Низы" служат "верхам", и никак не наоборот". Мы говорим о русской православной общине как о семье, где каждый служит каждому, а вся община - Богу. И в этой семье необходимо "...общенациональное согласие, в условиях которого экономическая и политическая элита берет на себя наиболее тяжелые, сложные и ответственные функции, находясь в религиозно-культурном единстве со всеми слоями народа, и регулярно пополняется выходцами из "низов"". Власть элиты рассматривается как инструмент работы на всю общину, она не является чем-то самоценным, самодостаточным. Более того, из слов апостола Павла и столь важного для православных России документа как "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" прямо следует необходимость гражданского неповиновения элите и государству, если они безбожны, если они толкают общество к безбожию и нарушению заповедей Господних. Мы считаем важным напомнить об этом, поскольку нынешняя политическая и экономическая элита безответственна, безбожна, далека от следования заповедям и не проявляет ни малейшего желания позаботиться о "низах". С нашей точки зрения, активное социальное действие, направленное к изменению этой ситуации, в частности смене элиты, возможно и нужно. Даровать ей статус замкнутой, избавленной от критики касты, которая за все ответит на Страшном Суде, а сейчас пусть творит, что хочет, несколько легкомысленно. Не думаю, что из православного вероучения следует выводить подобную стратегию... Не о революции идет речь, отнюдь! Но и не о сидении сложа руки.
Что же на самом деле есть "левого" в "Русском политическом консерватизме"? Да разве что требование ввести в действие широкие социальные программы, призванные облегчить нынешнее - тяжелейшее - положение народа. Мы четко обозначили допустимость и даже, в ряде случаев, необходимость административного регулирования в экономике, поскольку не принимаем всевластия законов рынка. В манифесте сказано: "Общество в целом, равно как и его культура, не должны быть подчинены принципам "рыночной эффективности". И как бы эти требования ни оценивались - правые они, левые ли, хотя бы и социал-демократические по происхождению своему, а идти против них мне, например, совесть не позволяет. Этого в "Императивах" нет, и тут, видимо, и лежит основное различие.
Итак, манифест Лиги консервативной журналистики в лучшем случае левее "Императивов" - несколько левее, да! Но просто "левым" его назвать нельзя. Нет оснований.
Тревогу у Ильи Бражникова вызвал термин "обмирщение", высказанный нами в отношении православного христианства: зачем нужна "секуляризация церковного предания" в условиях, когда страна, нуждается, скорее, в воцерковлении социума? Все верно. Но у нас речь не о "секуляризации", от чего, Господи, убереги Россию! Мы расшифровываем "обмирщение" как "сочетание православной религиозности с современной цивилизацией". Иными словами, вера усилиями русских консерваторов должна обретать все большее число каналов проникновения в социум, завоевания умов и сердец, а общественные институты должны трансформироваться так, чтобы, во-первых, не противоречить основам христианства, а строиться на них, и, во-вторых, исполнять свои рабочие функции на высшем уровне требований современности. Путаница произошла, вероятно, из-за того, что словечко "обмирщение" советские авторы нередко использовали в отношении процессов, происходивших в русской культуре XVII столетия: дескать, строго-монастырское начало размывается, секулярные элементы становятся все более влиятельными... Но это и в терминологическом, и в конкретно-историческом смысле неверно; также неверно вешать на нас ярлык "секуляризаторов": мы - нечто прямо противоположное. Следовательно, неверны и далеко идущие выводы, сделанные Ильей Бражниковым на основе его восприятия термина "обмирщение" в нашем манифесте.
Наш манифест основывается на христианском мировидении, и следование принципам, которые там сформулированы, ведет к строительству социума, пронизанного христианством, как воздух бывает пронизан солнечным светом в погожий июльский день.
Дмитрий Володихин, председатель Координационного совета Лиги консервативной журналистики, член Коллегии ЛФГ "Бастион", кандидат исторических наук
http://www.pravaya.ru/column/8654