В чем отличие?

Историк Дмитрий Володихин продолжает начатую на нашем сайте дискуссию о русском национальном консерватизме

0
122
Время на чтение 5 минут
Несколько месяцев назад был опубликован манифест русских консерваторов - "Императивы национального возрождения". Краткий, здравый, доходчиво сделанный текст. Лично я согласен с ним процентов примерно на 95. Силами Лиги консервативной журналистики (ЛКЖ) был написан другой манифест - "Русский политический консерватизм". Он значительно пространнее, и политические принципы, на которых, по нашему мнению, должен опираться русский консерватизм, прописаны там в плотном соотнесении с российской современностью. Ни я, как один из авторов общего документа Лиги, ни, полагаю, кто-либо другой из основных его авторов, не найдет особенной почвы для спора с основным содержанием "Императивов". Но Илья Бражников, "подписант" первого из упомянутых манифестов, выступил с критикой нашего документа.

В чем же разница между "Императивами" и "Русским политическим консерватизмом"?

Илья Бражников утверждает, что манифест ЛКЖ представляет собой версию левого консерватизма или даже "еще одну своеобразную версию русского социализма". Подобные утверждения не соответствуют действительности.

И чтобы доказать это, я пройдусь по основным пунктам критического эссе Ильи Бражникова.

Мы пишем о необходимости "цивилизованного антиглобализма", т.е. борьбы за то, чтобы не попасть под молот Женевского мондиалистского или Вашингтонского неолиберального проекта глобализации, отстоять свою культурную и политическую самостоятельность. Илья Бражников связывает наш антиглобализм с модными поветриями в среде европейских леваков и выдвигает лозунг: "проводить свою глобализацию"! Иными словами, постепенно сделать мир православным. Теоретически - да, нашей задачей максимум может стать ре-христианизация мира. Но это никоим образом не влияет на сегодняшнее положение вещей: мы слабы и управляемся элитой, в значительной степени состоящей из чужаков. Наши миссионерские усилия опираются на крайне незначительную экономическую и демографическую базу. Количество твердых православных в стране далеко от того, чтобы называть нас конфессиональным большинством. Поэтому в данный момент задача русских консерваторов состоит прежде всего в том, чтобы "отбиться", уберечь страну, веру, культуру нашу, не дать России раствориться в "мировом сообществе", не дать над нею абсолютной власти антихристианским глобализаторам. Это и есть "цивилизационный глобализм". Что тут левого?

Наша формулировка: "Политические консерваторы признают духовное равенство всех людей". Илья Бражников отвечает: "...Православие учит о единстве в Духе, которое в социальном плане есть неравенство, но никак не о "духовном равенстве". Равенство может быть только перед Судом Всевышнего. Во всем остальном - неравенство, иерархия". Честное слово, не знаю, чем отличается "духовное равенство" от "равенства в Духе". Нам манифест как раз и предполагал равенство людей перед лицом Господа нашего, Иисуса Христа, а не какую-то имущественную уравниловку. Ни единым словом мы не обмолвились об отрицании иерархического устройства социума. Более того, у нас прямо сказано: "...русские консерваторы НЕ стремятся к социальному и экономическому равенству всех членов общества".

Далее Илья Бражников пишет об особой роли элиты: "Ответственность так называемых элит, или лучших людей, или - аристократии, может быть только перед высшим началом, то есть Верховной Властью и непосредственно перед Богом. Направление ответственности вниз создает неправильный социальный космос, великое смешение, которое не приведет ни к чему, кроме революций и распада... "Низы" служат "верхам", и никак не наоборот". Мы говорим о русской православной общине как о семье, где каждый служит каждому, а вся община - Богу. И в этой семье необходимо "...общенациональное согласие, в условиях которого экономическая и политическая элита берет на себя наиболее тяжелые, сложные и ответственные функции, находясь в религиозно-культурном единстве со всеми слоями народа, и регулярно пополняется выходцами из "низов"". Власть элиты рассматривается как инструмент работы на всю общину, она не является чем-то самоценным, самодостаточным. Более того, из слов апостола Павла и столь важного для православных России документа как "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" прямо следует необходимость гражданского неповиновения элите и государству, если они безбожны, если они толкают общество к безбожию и нарушению заповедей Господних. Мы считаем важным напомнить об этом, поскольку нынешняя политическая и экономическая элита безответственна, безбожна, далека от следования заповедям и не проявляет ни малейшего желания позаботиться о "низах". С нашей точки зрения, активное социальное действие, направленное к изменению этой ситуации, в частности смене элиты, возможно и нужно. Даровать ей статус замкнутой, избавленной от критики касты, которая за все ответит на Страшном Суде, а сейчас пусть творит, что хочет, несколько легкомысленно. Не думаю, что из православного вероучения следует выводить подобную стратегию... Не о революции идет речь, отнюдь! Но и не о сидении сложа руки.

Что же на самом деле есть "левого" в "Русском политическом консерватизме"? Да разве что требование ввести в действие широкие социальные программы, призванные облегчить нынешнее - тяжелейшее - положение народа. Мы четко обозначили допустимость и даже, в ряде случаев, необходимость административного регулирования в экономике, поскольку не принимаем всевластия законов рынка. В манифесте сказано: "Общество в целом, равно как и его культура, не должны быть подчинены принципам "рыночной эффективности". И как бы эти требования ни оценивались - правые они, левые ли, хотя бы и социал-демократические по происхождению своему, а идти против них мне, например, совесть не позволяет. Этого в "Императивах" нет, и тут, видимо, и лежит основное различие.

Итак, манифест Лиги консервативной журналистики в лучшем случае левее "Императивов" - несколько левее, да! Но просто "левым" его назвать нельзя. Нет оснований.

Тревогу у Ильи Бражникова вызвал термин "обмирщение", высказанный нами в отношении православного христианства: зачем нужна "секуляризация церковного предания" в условиях, когда страна, нуждается, скорее, в воцерковлении социума? Все верно. Но у нас речь не о "секуляризации", от чего, Господи, убереги Россию! Мы расшифровываем "обмирщение" как "сочетание православной религиозности с современной цивилизацией". Иными словами, вера усилиями русских консерваторов должна обретать все большее число каналов проникновения в социум, завоевания умов и сердец, а общественные институты должны трансформироваться так, чтобы, во-первых, не противоречить основам христианства, а строиться на них, и, во-вторых, исполнять свои рабочие функции на высшем уровне требований современности. Путаница произошла, вероятно, из-за того, что словечко "обмирщение" советские авторы нередко использовали в отношении процессов, происходивших в русской культуре XVII столетия: дескать, строго-монастырское начало размывается, секулярные элементы становятся все более влиятельными... Но это и в терминологическом, и в конкретно-историческом смысле неверно; также неверно вешать на нас ярлык "секуляризаторов": мы - нечто прямо противоположное. Следовательно, неверны и далеко идущие выводы, сделанные Ильей Бражниковым на основе его восприятия термина "обмирщение" в нашем манифесте.

Наш манифест основывается на христианском мировидении, и следование принципам, которые там сформулированы, ведет к строительству социума, пронизанного христианством, как воздух бывает пронизан солнечным светом в погожий июльский день.

Дмитрий Володихин, председатель Координационного совета Лиги консервативной журналистики, член Коллегии ЛФГ "Бастион", кандидат исторических наук

http://www.pravaya.ru/column/8654
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Володихин
Видеолекторий «Знание о России» на тему:
«Борис Годунов: первый выборный царь»
03.03.2023
Мы, русские
О книге «Думы о русском с древнейших до нынешних времён» (сост. А.Г.Байбородин)
17.01.2021
Глобализация как лазурное море с подводными скалами
Беседа с доктором исторических наук, участником Межсоборного присутствия
28.03.2019
Все статьи Дмитрий Володихин
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16