Если бы я был студентом духовного училища

0
99
Время на чтение 4 минуты
Если бы я был студентом Духовного училища, я был бы франт. На мне был бы черный френч с воротником-стойкой, подшитый самым белым на свете подворотничком. Я был бы молод, строен и грациозен. Пред храмовыми дверями я не торопился бы, а делал тягучие, широкие крестные знамения и гнулся в поклоне, почти доставая носом коленей. И я ловил-бы, да я ловил бы на себе эти косые взгляды прихожан. Эти всегдашние косые взгляды научили бы меня быть немного не таким как все. Не решился бы я ни сквернословить (ой, смотри, церковник-то как ругается!), ни покупать в магазине легкомысленные чупа-чупсы или пиво (ой, гляди-ка, семинарист-то бухать собрался!), ни бессмысленно ковыряться в носу (да, верно говорят, что кто всю Библию прочитает, тот с ума сойдет!).

О, эти косые взгляды! Они приучили бы меня быть как Штирлиц, прекрасным и выдержанным. Я был бы как лаковая перчатка на тонкой и красивой руке, которая сжимает другую красивую лайковую перчатку (свои страсти). Короче, я был бы подтянут и прекрасен.

Если бы я был студентом Духовного училища, я одевал бы за богослужением красивый стихарь чтеца и читал бы Псалтирь громким и красивым юношеским голосом, так, чтобы эхо гуляло по всем закоулкам православной архитектуры, и голос мой звучал как сонм ангелов, удивленных рождению Сына Божия. И каждое слово отзывалось бы в душе прихожан их собственной молитвой. Я сделал бы свой голос флейтой, стройная песнь которой открывает смыслы древних славянских букв для современного необразованного сердца.

Но я, к сожалению не студент Духовного училища, а только престарелый брюзжащий доцент, который только однажды пытался читать молитвы на утреннем правиле в Тюменской Православной гимназии. Причем я сам вызвался, потому что моему вкусу претили почти спящие на утреннем правиле старшеклассники. Горделиво я решил научить их общаться с Богом. Но когда я стал читать молитвы и от их имени, я вдруг увидел себя - старого мерзкого, шелудивого пса, который дерзает встать перед Лицом Божиим за этих еще не проснувшихся поутру, но чистых, непорочных, юных созданий. Я не молился, нет. Я скулил, я вертел хвостом с одною только мыслью: "Не опозорь, Госоподи, не осрами". Я понял тогда, что значит "предстоять за", ну и все свое недостоинство "предстоять за". Поэтому я завидую фальшивому басу чтецов из Духовного училища, потому что в нем есть то эхо, которое долетает до каждой пришедшей в храм души, ищущей ЧТО сказать Господу и находящей это в словах молитвы, читаемой голосом молодым, задорным и уже сильным.

Что делал я в возрасте студентов Духовного училища? Я был средний ученик средней школы и мечтал стать суперменом. Книжки по йоге сменялись фантастикой, а учебники по рукопашному бою исчезали при появлении описаний трюков Гарри Гудини и волевой гимнастики Анохина. Уже, будучи почти дяденькой, я столкнулся с Воскресшим Христом, и только теперь понимаю, что настоящий супермен - это не парень в облегающем трико с маленьким плащем и буквой "S" на груди. Супермен тот, кто может напрямую общаться с Тем, Кто сотворил всю вселенную и всех людей. Студент Духовного училища - вот супермен, среди буря в море житейском, он - радист на церковном корабле, который несмотря на соленые брызги испытаний, громы и молнии со стороны преподавателей и сокурсников, искушения со стороны ужасных сил бесовских, усердно отбивает радиограмму на небеса о спасении всех людей. Мне, идиоту, в 16 лет это даже в голову не приходило!

И потом, мне в этом возрасте совершенно не о чем было поговорить с девушками. Вот, если бы я был студентом Духовного училища, я бы уж нашел, что рассказать. Говорил бы я и языками человеческими и ангельскими, и открывшей от удивления рот барышне толково бы объяснял, что выражение "грех мой передо мною есть выну" вовсе не означает извлечение греха изнутри, но означает в переводе с ангельского церковнославянского, что "грех мой передо мною есть всегда". Ловко, да? Еще бы я развлек ее мудростью ветхозаветной истории, которую так интересно, словно бы он сам прожил ее во времена своей вечной юности, рассказывал архимандрит Тихон. Я бы с радостью вспомнил те славные уроки, на которых я присутствовал с видом узника замка Ив, которому будто бы все равно, где зарыты сокровища, о которых скажут только в конце.

Гуляя с ней под ночным небом, я бы показывал ей созвездия, о которых так много и так романтично рассказывал Дмитрий Николаевич Майоров. Но я ни слова бы не сказал ей о катихизисе, потому что она перестала бы со мною дружить. Если бы моя подруга сломала ногу, или ребро, или, на худой конец, заболела чахоткой, я победоносно ворвался бы в ее больничную палату с травами из "монастырской аптеки" Дмитрия Николаевича Дурыгина.

Но, я не студент Духовного училища, и не знаю в каком веке жил царь Осия, и не знаю, что Красное море когда-то называлось Чермным, и не смогу ловко рассказать своим, недоумевающим от моей непроглядной необразованности, студентам, что геенна огненная - это долина сыновей Энномовых, или, проще говоря, помойка у стен Иерусалима. Мне часто нечего сказать моим ученикам на вопросы из духовной жизни, и уж точно в моих глазах не блеснет Царствие Небесное, которое приведет их в храм Божий, а скорее тускло будет мерцать невыразимая скука. И это все потому, что я не учился в Духовном училище. А то бы уж я повел за собой молодых ребят, вопрошающих о жизни духовной!

О, тщета моей жизни, о неудача моей юности! Отчего Духовное училище не приняло меня в свои объятья, когда я был молодым юнгой, жаждущих приключений на подводной лодке Духовного образования?

О, как много я пропустил в своей жизни. А именно: ранние подъемы, братскую молитву, трапезы и занятия, свободное время и отбои, послушания на кухне и в монастыре, баню по четвергам и спевки, напоминающие музыку небесных сфер. Мне нечего сказать в свое оправдание. Пропустив Духовное образование, боюсь, что я пропустил жизнь. И если бы вчера меня приняли в Духовное училище, то сегодня бы отчислили за ужасное поведение.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=457
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 09:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44