"Обмирщенный" консерватизм

0
142
Время на чтение 10 минут
На сайте АПН опубликован манифест "Русского политического консерватизма". Консерватизм, представляемый Правой.Ру,находится по другую сторону политического спектра. Разницу между правым и левым пониманием консерватизма в контексте современной России мне и хотелось здесь обозначить

На сайте АПН опубликован манифест "Русского политического консерватизма". Претензия авторов - Бориса Межуева, Дмитрия Володихина, Михаила Ремизова и Владимира Тора - описать в целом идеологию, во-первых, русского консерватизма и, во-вторых, политического консерватизма выглядит довольно смело. Будучи одним из соавторов другого манифеста, который в марте нынешнего года был означен как "манифест русских консерваторов" (обозначим его для удобства как М-1), не могу не отреагировать на появление этого консервативного "дубля" (обозначим его как М-2). На мой взгляд, мы поступили честнее, выступив от лица русских консерваторов и не пытаясь отвечать за весь русский и тем более весь политический консерватизм.

В преамбуле документа говорится о том, что "Жить значит меняться, оставаясь неизменно самим собой". Для сравнения фраза из "Императивов национального возрождения": "Консерватизм - это верность себе, своему историческому и духовному пути, способность, сохраняя открытость, не поддаваться чужим влияниям"... Неловко тут говорить о плагиате, будем считать, что это наша общая консервативная установка. Однако далее говорится о консерватизме как о способе сохранения непрерывности "эволюционного развития". С этого и начинается серьезные расхождения.

Дело в том, что понятие "эволюционного развития" кричаще неконсервативно. Это чисто либеральная фразеология, обычно противопоставляемая марксистскому "революционному развитию". Но и марксизм, и либерализм принципиально прогрессистские идеологии. Они расходятся лишь в путях следования прогрессу - отсюда "эволюционный" и "революционный" пути развития общества.

Консерватизм же есть, прежде всего, антипрогрессизм. Исходя из религиозно-философского понимания истории, он отрицает прогресс, эволюцию, революцию, хотя и не отрицает развития (в чем его постоянно пытаются "уличить" либералы всех мастей). Да, Константин Николаевич Леонтьев, гений русского консерватизма, мог призывать в конце XIX столетия немного "подморозить" Россию. Теперь, в исторической ретроспективе, мы видим: воистину, было, что морозить. Есть, что требует подморозки и теперь. Однако, и сам Леонтьев, провидчески заглядывая вперед, видел в России "социалистического Константина", то есть соединение Православия, сильной Верховной власти и социализма, что отчасти реализовалось в сталинской модели СССР. А Сталин, как широко известно, "принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой". Подмороженная политически, Россия при Сталине стремительно развивалась в других сферах. Так же стремительно (как покажут цифры) она развивалась и при других "подмороженных" режимах - в частности при Александре III и Николае II. И остановлена была Россия на несколько лет в 1917 г. в результате политической "разморозки"....

Итак, России необходима, с точки зрения консерватора, не "эволюция" (постепенный и безболезненный, ступень за ступенью, общественный прогресс), а развитие национальных начал, или что то же, "удержание идентичности", о которой пишут авторы М-2. Однако, удержание идентичности не предполагает, а зачастую и противостоит "эволюционному развитию", которое значится в тексте М-2 как синоним удержания идентичности, через запятую.

Весь вопрос для консерватора состоит в определении этих самых исконных национальных начал, или идентичности, которую нужно удерживать. При правильном их определении консервативная идеология может состояться, при ошибочном - она проваливается в качестве консервативной. Посмотрим, как с этой основной задачей справились авторы М-2.

Первой чертой идентичности выступает у авторов Православие - и это не может не радовать. "Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа" - воистину так.

Но что это за черты? Их крайне мало. Фактически, названы всего две (!).

Первая: коллективная стратегия спасения. И далее следует расшифровка, как говорится, следите за пальцами: "Этот религиозный принцип имеет свою мирскую проекцию: "верхам" общества должно в соборном единении с "низами" стремиться к наилучшим условиям спасения для всего народа". Перед нами очень странное понимание православной соборности как союза "верхов" и "низов" общества, но ещё менее согласуется с чем бы то ни было представление о спасении "низов" "верхами".

По-видимому, это ещё одна своеобразная версия русского социализма, ведь русское понимание спасения выражается, на самом деле, в архетипической сказке про репку. В этой сказке скорее самый слабый и "низший" спасает сильных, он так же необходим, как и остальные участники действа. И "последний", по Евангелию, становится первым. В М-2 же, если перевести мысль о спасении на язык образов, скорее прилетает некий "волшебник в голубом вертолете" и вытаскивает всю компанию вместе с репкой на небо. Мне такая модель напоминает скорее советское кино, нежели русскую стратегию спасения. В любом случае, это далеко от русского консерватизма.

Вторая предпосылка политического консерватизма - неразрывная связь с русской землей. То есть, принцип почвы. Против принципа почвы истинному русскому консерватору возразить нечего. Но каким образом неразрывная связь с русской землей "обусловливается фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа" М-2 не объясняет. А жаль.

Далее следуют основные принципы политического консерватизма. Первым в М-2, вслед за М-1, идет "Цивилизационный антиглобализм". Любители могут сопоставить варианты наших императивов с формулировками Лиги и выбрать себе по вкусу. Они не отличаются ничем, кроме словечка "антиглобализм", которого М-1, разумеется, избежал как термина европейских крайне левых. М-2 вводит такой термин, уже второй левый после "эволюции". Действия антиглобалистов, мы помним, носят часто криптореволюционный характер, антиглобалисты резко оппозиционны всей нынешней мировой власти, включая власть российскую. Это выразилось в традиционных протестах леворадикалов против последнего саммита G-8, проходившего в Санкт-Петербурге. Нельзя не отметить, что заявленный здесь авторами принцип самодостаточности Русской цивилизации вступает в явное двойное противоречие с понятием антиглобализма: как термином западной политической традиции и как термином антироссийским - по крайней мере, в ближайшей исторической перспективе. Нельзя не отметить, что движение антиглобалистов в Европе носит и открыто антихристианский характер, что вступает в противоречие с первым фундаментальным принципом, заявленным М-2.

Правые консерваторы, в частности, устами одного из авторов М-1 Владимира Карпца, скорее бы говорили о "глобализации в отдельно взятой стране". Мы исходим из того, что первая (и единственно истинная) глобализация - это создание Вселенской Апостольской Церкви и что Россия как самая большая и самостоятельная часть Восточно-Христианской цивилизации есть непосредственное продолжение этой глобализации. Живой пример сегодня - Северная Корея. "Цивилизационный антиглобализм" М-2 неизбежно приведет к срыву православной миссии, успешно проходящей в этой стране. Россия должны не противостоять глобализации, но проводить свою и вовлекать в нее другие страны.

Однако, если первые два левых термина в М-1 можно было бы ещё считать случайностью или совпадением, то появление термина "политический солидаризм" явственно веет на нас всею силой европейской левой. Резонный вопрос: как можно совместить декларированный православный фундаментализм и европейскую левую?! И тут же немедленно происходит уступка - разумеется, не в пользу Православия: "Политические консерваторы признают духовное равенство всех людей". Вот как! А мы, тоже считающие себя политическими консерваторами, думали ровно наоборот.

Именно в этом месте попытка М-2 вещать от лица все русских и всех политических консерваторов выглядит особенно неубедительной, ибо для любого нормального - и политического, и неполитического - консерватора неравенство людей, прежде всего, духовное, и как следствие, социальное, - это аксиома. Люди неравны, т. к. имеют разные дары Св. Духа - об этом говорит Писание - священное для консерватора, в особенности русского. Апостол Павел: "Дары различны, но Дух один и тот же... Но каждому дается проявление Духа на пользу: Одному дается слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; Иному вера, тем же Духом... И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. 12: 4, 7-9, 28). Иными словами, Православие учит о единстве в Духе, которое в социальном плане есть неравенство, но никак не о "духовном равенстве". Равенство может быть только перед Судом Всевышнего. Во всем остальном - неравенство, иерархия.

Вообще любое равенство, эгалитаризм - это не консерватизм. Нет нужды напоминать, кто, когда и при каких обстоятельствах выдвинул требование "эгалите", равенства - и отнюдь не только социального. Леонтьев видел в идее равенства вообще "начало конца", самую суть апостасии - смешение, убивающее "цветущую сложность".

И вот - пожалуйста: идею равенства нам пытаются задешево продать назвавшие себя консерваторами. Не нужно обманываться относительно словечка "духовное": из духовного прямо вытекает социальное - в том числе и у авторов манифеста, поэтому дальше идут совершенно в социалистическом духе требования к элите "служить народу". Нет нужды говорить, что эти требования не имеют ничего общего с русским консерватизмом и ниже в тексте даже прямо обозначены как социал-демократические.

Право-консервативное устройство общества предполагает совершенно иную социальную структуру. Ответственность так называемых "элит", или лучших людей, или - аристократии, может быть только перед высшим началом, то есть Верховной Властью и непосредственно перед Богом. Направление ответственности вниз создает неправильный социальный космос, великое смешение, которое не приведет ни к чему, кроме революций и распада. Мы знаем, как идея подотчетности "верхов" "низам" привела к развалу армии в 1917 году, едва не привела к разгрому в 1941-м, и мы помним, как та же шальная идея, запущенная журналами "Новый мир" и "Огонёк", привела к развалу государства в 1990-91 гг.

"Низы" служат "верхам", и никак не наоборот. "Я присягал Государыне Императрице, тебе служить не могу", - отвечает Гринев Пугачёву. А если на это мне скажут, что-де то была "другая Россия", то я отвечу: если то была "другая Россия", то какой смысл вообще вести речь о консерватизме, "непрерывности" и "удержании идентичности"?

Вещи должны называться своими именами и находиться на своих местах - это и есть основа консерватизма. Элиты есть элиты, народ есть народ, Запад есть Запад и Восток есть Восток. Вместе им не сойтись. Если же сойтись, то давайте лучше поговорим о мультикультурализме и толерантности, а о консерватизме забудем.

И, наконец, о последнем левом термине М-2, который, впрочем, стоит всех остальных. Читаем: "Одна из задач русского политического консерватизма состоит в "обмирщении" православного христианства, в непростом, но творчески продуктивном деле сочетания православной религиозности с современной цивилизацией". Далее поясняется, о чем идет речь, и речь идет вроде бы о правильных вещах, с которыми согласится любой православный христианин: запрещение эвтаназии, недопустимость оккультизма и т.п.

Однако, крайне тревожит сам термин "обмирщение" (то есть секуляризация) православного христианства. Дело в том, что консерватизм как идеология сам по себе уже является секуляризацией религиозного предания. Отличие консерватизма от других политических идеологий прежде всего в том, что он хочет эту секуляризацию остановить, то есть остановить сам процесс обмирщения, происходящий в результате той самой "эволюции", о которой писалось выше. Поэтому задачей русского консерватизма может быть только "возвращение к преданию", воцерковление социума, но никак не дальнейшее его "обмирщение". Впрочем, дальше в М-2 говорится в том числе и о катехизации школьников (точнее об "активной пропаганде основ христианской онтологии и аксиологии", что звучит дико. Пропаганда христианства - это прямой путь к полной атеизации), но будем считать, что авторы просто неосторожны в языке. Где надо сказать "катехизация" и "воцерковление", они говорят "обмирщение" и "пропаганда". Однако, тут есть над чем задуматься серьезнее.

Фактически перед нами попытка обоснования современного светского государства именно на основах секуляризованного, обмирщенного Православия. Православие признается как теоретический базис, и из него выводятся социальные следствия. По сравнению с теми законами, на которых сегодня существует РФ, это несомненный шаг вперед. Однако, в исторической перспективе - это тупик. Дело в том, что раз выведенные следствия быстро умрут, не смогут развиваться. Необходимо постоянное оживление социального, постоянная апелляция к православной традиции. А это станет возможным только при адекватном этой традиции социальном устройстве. Невозможно обосновать особость Русской цивилизации только на основании исторического прошлого, не говоря о ее конечных исторических целях. А эти цели - удержание мира от радикального зла, от наступления эпохи антихриста. Если же не заявлять этих целей, то непонятно, зачем Русской цивилизации сохранять свою особую идентичность и строиться на фундаменте Православия. Только ради сохранения целости территории и поддержания нравственности в обществе? Однако, непонятно, зачем тогда и целостность территории, поддержание которой требует стольких усилий и жертв. И непонятно, зачем стесняться и терпеть диктат христианской морали, если это всего лишь "дань традиции".

В идеологии левого консерватизма Православие, несмотря на весь пиетет - только правило хорошего тона, дань традиции, условие сохранения идентичности. На самом деле Православие может быть введено в качестве основы только полностью, без какого бы то ни было "обмирщения" и усечения, со всей своей - не только онтологией и аксиологией, но и экклесиологией, историософией, этикой и эстетикой. Именно это и сделает Русскую цивилизацию современной, любое же обмирщение и усечение отбросят нас назад.

Если Православие - реальный фундамент, это значит: симфония власти Царской и власти Христовой, Апостольской. В М-2 вопрос о власти вообще не поставлен. Непонятно, от кого исходит власть и кому она принадлежит. Русскому Народу? Русской Земле? Элитам, любящим Землю и ответственным перед Народом? Можно подумать и так, и эдак.

Что это: случайное упущение или сознательная хитрость? Если бы это не был манифест политического консерватизма, можно было бы назвать это случайностью. Так же - это выглядит попыткой скрыть тот простой факт, что Власть в М-2 неавторитетна и легко сменяема. Иначе - к чему все эти тезисы о равенстве, об ответственности элит перед народом, о постоянной ротации?

Получается, что добрые красивые слова о Православии - это только декларация, реально же ни Церковь, ни благословленный ей Правитель власти в этом обществе "русских политических консерваторов" иметь не будут. Иначе говоря, православная традиция по одну сторону, политическая - по другую. Вторая не вытекает из первой. Бог создал Вселенную и удалился на покой. Общество и государство, поминая Его добрым словом, тихо распадаются на составляющие, соревнуясь в народоугодничестве.

Итак, в данном случае мы, несомненно, имеем дело не со всем русским политическим консерватизмом, но лишь с одной его стороной. А именно: перед нами манифест ЛЕВОГО консерватизма. В тексте манифеста слово "левый" не встречается ни разу, но можно сказать, что именно это понятие и составляет его скрытую суть.

http://www.pravaya.ru/look/8450
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Бражников
Все статьи Илья Бражников
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45