Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Духовные стихи

Священник  Евгений  Пуртов, Русская неделя

26.07.2006

"Душа поёт". Духовными стихами в русской словесности называют народные песни на религиозные сюжеты. Песни эти пелись бродячими певцами-странниками на ярмарках, базарных площадях, у ворот монастырских церквей - везде, где находилось достаточное число благочестивых слушателей. О любви русского человека к такой форме религиозного самовыражения достаточно говорит тот факт, что вплоть до н. XX в. духовный стих бытует гораздо шире, чем даже былины. По сравнению с героическим эпосом религиозная поэзия проявляет большую жизненность. Если "старинушки" о "святорусских богатырях" со временем остаются в репертуаре народных певцов преимущественно на севере России, то духовный стих продолжает сохраняться почти на всем протяжении земли Русской.

Время их появления установить с достаточной точностью затруднительно, можно лишь уверенно утверждать, что п?лись они каликами перехожими с незапамятных времен. В той форме, в которой стихи эти дошли до нас, они существовали уже в XV-XVI вв. На это время, учиты?вая общий духовный подъем в России, приходится и расцвет русской духовной поэзии.

Профессионалы исполнители.
Традиция профессионального пения духовных стихов каликами перехожими возникла в ХVII веке и была довольно устойчивой и жизнеспособной. Калики перехожие по способу аккомпанирования себе на колесной лире (этот инструмент широко известен по всей Европе) назывались еще лирниками. Это были бродячие певцы - слепцы, которые ходили по городам и селам и пели духовные стихи - притчи.

Лирниками не становились случайные люди, у них существовала преемственность. Способные мальчики (как правило, 10-12 лет) воспитывались под руководством опытных лирников, перенимая от них не только искусство пения и стихосложения, но и духовно-нравственные ценности. После 4-5 лет обучения будущий певец должен был сдать экзамен на кругу (собрании) лирников своего региона. Причем оценивалось не только умение исполнять и толковать духовные стихи-притчи, но и самостоятельно сочинять их на заданную тему. Если юноша сдавал экзамен, то он уже становился полноправным лирником и вместе с другими мог свободно ходить по городам, петь духовные стихи и, таким образом нести Слово Божие в народ. А это было основной задачей, можно сказать, смыслом жизни лирника.

Люди эти были очень уважаемы. Они никогда никому не платили дань, не подвергались насилию; обидеть лирника считалось величайшим грехом. Проходя через воюющие стороны, калики перехожие не терпели вреда.

Кроме того, что лирники имели четкую организацию, проявлявшуюся в периодических сходах-кругах, где они решали свои насущные вопросы, обменивались опытом и принимали экзамен у молодых певцов, калики имели свой тайный, понятный только им язык.

Современное исполнительство . Традиция профессионального пения духовных стихов каликами перехожими таким образом передавалась из поколения в поколение. В середине ХХ века в связи с научно-техническим прогрессом, развитием средств связи и другими новшествами, но более по причине обмирщения сознания и оскудения веры в массе народной эта замечательная традиция умерла. Сегодня возрождается пение духовных стихов в творчестве многих профессиональных и непрофессиональных поэтов и исполнителей: Ж. Бичевской, гусляра Андрея Байкальца, иером. Романа, архид. Романа и иер. Алексея Грачева, М. Трошина и других. Активную исследовательскую деятельность в области духовного стиха ведут некоторые фольклорные коллективы: ансамбль "Сирин", "Светилен"

Сегодня под духовным стихом мы понимаем вообще песнопение на духовную тему и неканонический текст не богослужебного употребления. И в этой связи весьма интересна традиция пения праздничных стихов-кантов, которая с давних времен по сей день существует на Западной Украине. Эта так называемая канторская (от лат. cantire - петь) традиция идет от семинаристов, которые сочиняли их и, приезжая потом батюшками на приход, распевали здесь в упрощенном варианте (на два-три голоса). По праздникам после Литургии благочестивые миряне часто собирались вместе на дому у тех, кто заболел или по какой-либо другой причине не был на службе и пели такие праздничные канты.

Дополнительная литература

Бессонов П.А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследований. Вып. 1-6. - М., 1861-1864.

Голубиная книга. Русские народные духовные стихи ХI-ХIХ веков. - М., 1991.

Слово жизни в духовных стихах, избранных для любителей духовного пения / Сост. прот. Николай Гурьянов, 1994.

Федотов Г.П. Стихи духовные: русская народная вера по духовным стихам. - М., 1991.


http://www.russned.ru/stats.php?ID=449



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме