Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Умонастроения будущей элиты

Анастасия  Верина, Православие.Ru

20.07.2006

Наше внимание привлекла публикация Вестника Российской Академии наук - социологическое исследование умонастроений российского студенчества по вопросам общественной жизни и нравственных приоритетов. Этот серьезный научный анализ результатов опросов студентов ведущих российских гуманитарных и технических вузов был сделан в прошлом году и наглядно показывает, какие мировоззренческие стереотипы складываются у будущей элиты нашего общества. Понимая важность и полезность этой информации для миссионерских задач и, в целом, для любого думающего православного человека, мы подготовили выжимку из этой фундаментальной академической статьи.

Социализация поколения 18-20-летних происходит в новой социальной реальности, на которую они зачастую сами вынуждены искать ответы. Наиболее образованная часть российской молодежи так представляет себе общество и его ценности.

Невзирая на напористую пропаганду "рыночного" отношения к жизни, в основе которого лежат ценности удовольствия и потребления, образованная молодежь в значительной мере сохраняет веру в "высокие идеалы", но далеко не всегда может представить их себе сколько-нибудь отчетливо.

Заметна тенденция активного возрождения чувства патриотизма. При этом патриотическая гордость для большинства студентов более значима, чем профессиональная. Как показал опрос, почти 70 % московских студентов испытывают чувство гордости за Россию и уважают ее традиции. Одновременно происходит сдвиг фокуса чувства гордости и верности с государства на национально-этническую общность. Число студентов, ценящих свою национальную принадлежность, составил почти 80 %, что на 10 % больше тех, кто испытывает гордость за страну и ее историю.

Несмотря на нынешние "межпоколенческие разрывы", 85 % российской образованной молодежи гордится своими родителями.

Увеличилась готовность учащегося подрастающего поколения жить и работать в России, ее высказали около 70 % опрошенных. Отчетливые эмиграционные настроения зафиксированы лишь у 17 % респондентов, что разительно отличает их от поколения, входившего в жизнь в начале 90-х годов, когда стремление вырваться и попасть в "нормальную страну" было ярко выраженной idеe fixe.

Обращает на себя внимание искренность, с которой молодые люди выражали свое стремление быть и оставаться россиянами. Несомненно, что для них это не "парадная" ценность. Интересно, что молодежь находит свое обоснование этой ценности, отвергая более распространенные аргументы старшего поколения, связанные с историей и культурой. Высказывается либо что-то прагматичное, наподобие: "в России тоже можно зарабатывать", либо националистическое, как-то: "достали нас все эти разговоры об американцах и их достижениях".

Достаточно большую поддержку среди студенчества имеет и лозунг "Россия для русских" - около 17%, причем жесткую форму национализма поддерживает заметно больше юношей (21%), чем девушек (14%). 37 % респондентов ответили в духе "толерантного национализма": все культуры и традиции, в принципе, равны, но общий облик страны должна все же определять русская культура. Сосуществования разных культур без преобладания какой-либо одной поддержали всего около 8 %. Не слишком привлекательной кажется московским студентам и идея следования культурным образцам Запада - 6, 1%.

Выдвигая в качестве идеальных такие отношения между людьми, которые были бы основаны на взаимопомощи, молодые люди, тем не менее, постоянно выражают твердое убеждение, что в нынешней жизни выигрывает тот, кто думает только о себе, а других "расталкивает локтями". Характерно, что "честно прожитая жизнь" практически совершенно выпадает из значимых для молодежи моделей социального поведения. Среди московских студентов эта позиция собрала лишь около 10 % голосов, тогда как в выборке, представляющей российское население в целом, этот показатель, по крайней мере, в 4 раза выше.

Учащаяся молодежь ориентируется в политике на достаточно примитивном уровне, предпочтения не идут дальше типичных лозунгов: рыночная экономика (23%), демократическое развитие (около 20%) и правовое государство (16%). Приверженцев свободного пути России - 12,4%, монархического устройства - 3,6 %. При этом, почти 60 % вообще не стали отвечать на вопрос о том, какие политические идеи подходят для современной России, а еще 17 % ответили "не знаю".

Конкретные представления об институтах гражданского общества у российского студенчества оказались весьма туманными. Так, четверть опрошенных считают Русскую Православную Церковь элементом гражданского общества, а 66,8 % (!) затруднились ответить. Точно также существование таких органов государственной власти, как милиция и армия, кажется абсолютно необходимым только 27 % респондентов, а Администрация Президента РФ набрала лишь 12,9 % голосов.

Из позитивных тенденций важно то, что преподаватели, мнения которых привлекались для экспертных оценок, отмечают некоторое улучшение качества преподавания истории и смежных гуманитарных дисциплин, важных для формирования "картины мира" у молодого человека, по сравнению с началом 90-х годов, когда делались попытки ревизии исторического пути России в духе тотального "развенчания". А сами студенты жалуются на недостаток знаний по истории и видят необходимость изучать ее более подробно.

По материалам: Андреев А. Л., профессор (Институт комплексных социальных исследований РАН). Гражданская позиция российской учащейся молодежи // Вестник Российской Академии наук. 2005. N 7.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060719160241



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме