Умонастроения будущей элиты

0
141
Время на чтение 3 минуты
Наше внимание привлекла публикация Вестника Российской Академии наук - социологическое исследование умонастроений российского студенчества по вопросам общественной жизни и нравственных приоритетов. Этот серьезный научный анализ результатов опросов студентов ведущих российских гуманитарных и технических вузов был сделан в прошлом году и наглядно показывает, какие мировоззренческие стереотипы складываются у будущей элиты нашего общества. Понимая важность и полезность этой информации для миссионерских задач и, в целом, для любого думающего православного человека, мы подготовили выжимку из этой фундаментальной академической статьи.

Социализация поколения 18-20-летних происходит в новой социальной реальности, на которую они зачастую сами вынуждены искать ответы. Наиболее образованная часть российской молодежи так представляет себе общество и его ценности.

Невзирая на напористую пропаганду "рыночного" отношения к жизни, в основе которого лежат ценности удовольствия и потребления, образованная молодежь в значительной мере сохраняет веру в "высокие идеалы", но далеко не всегда может представить их себе сколько-нибудь отчетливо.

Заметна тенденция активного возрождения чувства патриотизма. При этом патриотическая гордость для большинства студентов более значима, чем профессиональная. Как показал опрос, почти 70 % московских студентов испытывают чувство гордости за Россию и уважают ее традиции. Одновременно происходит сдвиг фокуса чувства гордости и верности с государства на национально-этническую общность. Число студентов, ценящих свою национальную принадлежность, составил почти 80 %, что на 10 % больше тех, кто испытывает гордость за страну и ее историю.

Несмотря на нынешние "межпоколенческие разрывы", 85 % российской образованной молодежи гордится своими родителями.

Увеличилась готовность учащегося подрастающего поколения жить и работать в России, ее высказали около 70 % опрошенных. Отчетливые эмиграционные настроения зафиксированы лишь у 17 % респондентов, что разительно отличает их от поколения, входившего в жизнь в начале 90-х годов, когда стремление вырваться и попасть в "нормальную страну" было ярко выраженной idеe fixe.

Обращает на себя внимание искренность, с которой молодые люди выражали свое стремление быть и оставаться россиянами. Несомненно, что для них это не "парадная" ценность. Интересно, что молодежь находит свое обоснование этой ценности, отвергая более распространенные аргументы старшего поколения, связанные с историей и культурой. Высказывается либо что-то прагматичное, наподобие: "в России тоже можно зарабатывать", либо националистическое, как-то: "достали нас все эти разговоры об американцах и их достижениях".

Достаточно большую поддержку среди студенчества имеет и лозунг "Россия для русских" - около 17%, причем жесткую форму национализма поддерживает заметно больше юношей (21%), чем девушек (14%). 37 % респондентов ответили в духе "толерантного национализма": все культуры и традиции, в принципе, равны, но общий облик страны должна все же определять русская культура. Сосуществования разных культур без преобладания какой-либо одной поддержали всего около 8 %. Не слишком привлекательной кажется московским студентам и идея следования культурным образцам Запада - 6, 1%.

Выдвигая в качестве идеальных такие отношения между людьми, которые были бы основаны на взаимопомощи, молодые люди, тем не менее, постоянно выражают твердое убеждение, что в нынешней жизни выигрывает тот, кто думает только о себе, а других "расталкивает локтями". Характерно, что "честно прожитая жизнь" практически совершенно выпадает из значимых для молодежи моделей социального поведения. Среди московских студентов эта позиция собрала лишь около 10 % голосов, тогда как в выборке, представляющей российское население в целом, этот показатель, по крайней мере, в 4 раза выше.

Учащаяся молодежь ориентируется в политике на достаточно примитивном уровне, предпочтения не идут дальше типичных лозунгов: рыночная экономика (23%), демократическое развитие (около 20%) и правовое государство (16%). Приверженцев свободного пути России - 12,4%, монархического устройства - 3,6 %. При этом, почти 60 % вообще не стали отвечать на вопрос о том, какие политические идеи подходят для современной России, а еще 17 % ответили "не знаю".

Конкретные представления об институтах гражданского общества у российского студенчества оказались весьма туманными. Так, четверть опрошенных считают Русскую Православную Церковь элементом гражданского общества, а 66,8 % (!) затруднились ответить. Точно также существование таких органов государственной власти, как милиция и армия, кажется абсолютно необходимым только 27 % респондентов, а Администрация Президента РФ набрала лишь 12,9 % голосов.

Из позитивных тенденций важно то, что преподаватели, мнения которых привлекались для экспертных оценок, отмечают некоторое улучшение качества преподавания истории и смежных гуманитарных дисциплин, важных для формирования "картины мира" у молодого человека, по сравнению с началом 90-х годов, когда делались попытки ревизии исторического пути России в духе тотального "развенчания". А сами студенты жалуются на недостаток знаний по истории и видят необходимость изучать ее более подробно.

По материалам: Андреев А. Л., профессор (Институт комплексных социальных исследований РАН). Гражданская позиция российской учащейся молодежи // Вестник Российской Академии наук. 2005. N 7.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060719160241
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Верина
Русь неушедшая
или Несколько рассказов о жизни и подвиге новомучеников
02.10.2007
ЯПОНИЯ, АФОН И РАХМАНИНОВ
ИНТЕРВЬЮ С ЯПОНСКИМ МУЗЫКАНТОМ
19.03.2004
Все статьи Анастасия Верина
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28