itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вера в Церковь

Жизнь и учение протопресвитера Николая Афанасьева

0
223
Время на чтение 3 минуты
Николай Афанасьев внес огромный вклад в развитие православной экклезиологии (учения о церковном устройстве). Его идея о преображении церкви изнутри остается актуальной и в XXI веке.

Протоиерей Александр Шмеман писал, что богословие Николая Афанасьева представляет собой уникальное сочетание мистического вдохновения евхаристии и совершенного владения научно-историческим методом. "То, что Хомяков вдохновенно и гениально провозглашает, то о. Николай Афанасьев анализирует... Если Хомяков, по слову Самарина, выясняет область света, атмосферу Церкви, то Афанасьев показывает воплощение Церкви в конкретных формах ее строя".

По словам самого отца Николая, "все думают, что я пишу труды моим логическим умом и ученостью. Но ведь это только так, потом приходит мне на помощь. А начинаю я писать слезами и кровью сердца моего".

Николай Афанасьев, основываясь на Священном Писании и церковной истории, показывает, что есть только одна Церковь - Церковь Духа Святого, Церковь Божия во Христе, которая в полноте присутствует и выявляется в евхаристическом собрании каждой христианской общины. А каждая местная церковь, по выражению святителя Игнатия Антиохийского, - "агапэ" (любовь). Именно любовь объединяет между собой и независимые местные церкви, существовавшие вначале в каждом городе, где были христиане.

Об Афанасьеве пишут книги и диссертации во всем мире, а его труды обильно цитируют в Настольной книге священнослужителя, изданной в Московской Патриархии. В то же время зачастую приходится сталкиваться с недобросовестной критикой трудов этого священника, основанной на приписывании ему положений, которых он не делал, или, наоборот, на обвинении его в пренебрежении важными положениями, которые он на самом деле учитывал и раскрывал. Дело в том, что судили о его идеях более 20 лет по отдельным статьям и сокращенным и популярным изложениям. Первая половина основного труда Николая Афанасьева "Ecclesia Spiritus Sancti" ("Церковь Духа Святого"), так и не законченного, была издана только в 1971 г.

Николай Афанасьев родился в 1893 году в Одессе. Учился математике в Новороссийском университете. Во время Первой мировой войны, закончив Артиллерийское училище, служил в береговой артиллерии в Ревеле, затем принимал участие в Гражданской войне. После эвакуации оказался в Белграде, где закончил богословский факультет.

В Белграде Афанасьев пишет докторскую диссертацию "Государственная власть на Вселенских Соборах" под руководством профессора Александра Доброклонского, продолжателя выдающейся церковно-исторической школы Московской Духовной академии, прославленной трудами Александра Горского, Евгения Голубинского, Николая Глубоковского, чьи традиции были прерваны революцией в России, но продолжались в эмиграции - в Белграде, Софии, Праге, Варшаве, Париже, Нью-Йорке.

Не защитив диссертацию, Афанасьев уезжает на лечение в Швейцарию. С 1930 г. он начинает преподавать в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. В 1940 г. он был посвящен в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). С 1941 г. шесть лет служил в Тунисе, долгое время оставаясь единственным православным пастырем на всю страну. Его прихожанами были в основном русские беженцы-моряки. Здесь священник писал "Церковь Духа Святого", защищенную в 1950 г. в качестве докторской диссертации в Париже, куда он вернулся в 1947 г.

С 1952 г. Афанасьев организует литургические конференции и участвует в экуменических встречах (в частности, был наблюдателем на II Ватиканском Соборе). С 1953 г. начинает много печататься по-французски.

Еще в Белграде Афанасьев был советником по вопросам канонического права будущего Сербского Патриарха Варнавы. В Париже он принимает деятельное участие в Управлении Экзархата. В 1952 г. митрополит Владимир (Тихоницкий) назначает его советником Епархиального управления и председателем Канонической комиссии, а затем - председателем Духовного Судебного присутствия. После получения грамоты Вселенского Патриарха в 1965 г. отец Николай участвует в оформлении нового Устава Архиепископии.

В период 1947-1966 он пишет труды, главным образом по экклезиологии (учения о Церкви). Осталась недописанной вторая часть "Церкви Духа Святого", получившая название "Границы Церкви". Скончался Николай Афанасьев 4 декабря 1966 г. в Париже.

Вера Афанасьева в Церковь как никогда необходима нам сейчас, среди юрисдикционных настроений, скандалов и расколов. Колоссальные размеры Московского Патриархата привели к наибольшему отходу от ее первоначального устройства. Так, избрание епископа совершенно не зависит от церковного народа, величина епархии лишает архиерея возможности быть пастырем, близко знать свою паству, а противоканонические перемещения с одной кафедры на другую превращают архиерея во временщика.

Искажение церковного устройства порождает самые разные соблазны: 1) административное стремление представить status quo как нормальную ситуацию (например, в 2000 г. Синодальная Богословская комиссия, обосновывая понятие канонических границ Церкви, дала поверхностную и искаженную трактовку выводов Афанасьева); 2) демократические попытки преобразовать церковное управление на выборных началах (решения Поместного Собора 1917-1918 гг. вносили в управление Церкви чуждый ее Духу принцип демократической власти); 3) общинную утопию превращения Церкви в союз малых семей-общин (как это предлагалось, в частности, священником Георгием Кочетковым); 4) униатское совращение в папистскую структуру централизованной "универсальной Церкви"; 5) расколы по национальному признаку, 6) самочиние и самосвятство "альтернативного православия"...

Протопресвитер Иоанн Мейендорф 35 лет назад выразил надежду, что учение Афанасьева научит правильному отношению к церковной реальности и путям ее преображения изнутри. Сегодня многие деятели Церкви во всем мире стремятся внести в это свой вклад.

http://religion.ng.ru/people/2006-07-19/7_vera.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Платонов
Все статьи Андрей Платонов
Последние комментарии