Православный край - Тыстамаа

0
209
Время на чтение 3 минуты

Проезжая по проселочным дорогам Пярнуского уезда, то и дело встречаешь деревенские православные церкви, наиболее привлекательные из которых сохранились в волости Тыстамаа

Человек может верить или не верить в б ога. Это его личное дело. Но бессмысленно отрицать эстетическую привлекательность сакральной архитектуры, независимо от ее религиозной ориентации: буддийской, индуистской, мусульманской или христианской. Культовые сооружения могут быть величественно-огромными или же небольших размеров. Порой трудно определиться, какие из них более красивы? Но скромные деревенские церквушки на удивление гармонично вписываются в непритязательный эстонский ландшафт.

Церковь Сели, или апостольская православная церковь Святого Василия. Деревянная церковь, которую построили рижские монахи в 1861 году, а освятили в 1864 году в честь Святого епископа Василия Великого. Оригинальность этой церкви состоит в том, что всю ее деревянную конструкцию и детали сделали в Риге, а затем зимой на санях привезли в деревню Сели в Тыстамаа и собрали на месте.

Алтарь очень простой - его, с учетом традиций православной архитектуры, можно назвать даже аскетичным. Как и все внутреннее убранство церкви. Над западным входом возвышается вертикальная башенка, которую венчает маленький луковидный купол, чем-то напоминающий шатер или древний воинский шлем. Со стороны главного входа крышу поддерживают колонны.

Местный церковный приход, образованный в 1847 году, существовал до 1987 года. Брошенную церковь очистили от кустарника в 1998 году. В настоящее время богослужения проводятся здесь только по большим праздникам.

Апостольская православная церковь Поотси-Кыпу была построена в 1873 году по типовому проекту архитектора Г.Шелла. Аналогичные сакральные строения есть и в других местах Пярнумаа и на Сааремаа.

Церковь представляет собой довольно-таки импозантное каменное здание с некоторыми непривычными для православных церквей архитектурными особенностями. Например, над главным входом возвышается высокая колокольня. Церковь построена из камня. Детали отделки крыши, карниза, окон и дверей придают ей некий налет барокко. В том же стиле возведены и мощные купола.

На церкви имеется памятная доска в честь первого епископа Эстонской апостольской православной церкви Платона (Пауля Кульбуша), родившегося в Кыпу.

Церковный приход, существовавший задолго до строительства церкви, с 1847 года, действует до сих пор.

Церковь Тыхела, или апостольская православная церковь Иоанна Крестителя, в действительности находится в деревне Мянникусте.

До строительства своей церкви православные этого района были членами прихода церкви Сели. Священник проводил богослужения сначала на хуторе Ансутоа, а с 1873 года - в здании школы в Тыхела. Поскольку в округе насчитывалось 1 200 православных (примерно 75% населения), то в 1876 году учредили свой церковный приход.

В 1894 году купили земельный участок под строительство церкви, которое началось в том же году по проекту архитектора А.Эдельсона.

Церковь была построена в традиционном "трехкомпонентном" стиле: башня с западной стороны, центральный зал и алтарь с восточной стороны. Стены и башню сложили из тщательно подобранных и отшлифованных камней с вкраплениями т.н. "тыстамааского желтого кирпича". Внутреннее убранство было достаточно скромным.

Церковь и церковный приход действовали до 1962 года. Затем церковь Тыхела пришла в запустение. В 1990-х годах в церкви провели ремонтные работы, чтобы предотвратить ее дальнейшее разрушение.

Апостольская православная церковь Кастна была построена в 1904 году в подражательном византийской архитектуре стиле.

Как и жители Тыхела, православные, проживавшие в районе Кастна, ранее принадлежали к приходу церкви Сели. Самостоятельный церковный приход в Кастна создали в 1896 году. В том же году поставили маленькую деревянную церквушку. Каменную церковь построили восемь лет спустя, ее освятили 25 ноября 1904 года.

Церковь Кастна - самая "молодая" среди православных церквей Тыстамаа и очень похожа на церковь Тыхела, поскольку тоже сложена из камней и "желтого тыстамааского кирпича". Над входом возвышается шатрообразная крыша с луковидной колокольней.

Церковный приход действовал до 1986 года. После закрытия церкви ее имущество и убранство перевезли в православную церковь в Васькнарве. Сейчас церковь Кастна пуста. В 2004 году там провели консервационные работы с целью остановить дальнейшее разрушение здания.

Говорят, что в 19-м веке многие эстонцы принимали православие, потому что за это давали земельные наделы. Чужая душа в целом потемки. Спустя века вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, как было на самом деле. Но факт остается фактом - и в наши дни в волости Тыстамаа, как и в Пярнуском уезде в целом, довольно много православных эстонцев. А ведь сейчас за принадлежность к православию никто ничего никому не дает.

http://www.parnuexpress.ee/arts/arts_4432.html?template=18
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14