Не дань моде, а насущная необходимость

0
181
Время на чтение 4 минуты
Сочетание "телефон доверия" давно вошло в наш обиход. В последнее время к нему добавилось слово "православный". Он существует в Нижегородской епархии с июля прошлого года. А как относятся к новшеству сами дежурившие на телефоне священники? Об этом наш корреспондент беседует с клириком Михаило-Архангельского собора протоиереем Владимиром Гофманом.

...Небольшая комнатка. Она очень похожа на офисное помещение, если бы не иконы и не Евангелие на столе. За телефоном - священник. Его дежурство только началось: на часах 21.30. Он внимательно слушает, затем отвечает на вопрос, терпеливо разъясняя и несколько раз повторяя самое важное.
Но вот собеседник на том конце линии получил разъяснения и, наконец, дал отбой. Батюшка вписывает время звонка в специальный (для статистики) журнал и говорит:

- Вот за полчаса у нас четыре звонка. Одно это уже доказывает, что такой телефон - не дань моде. Он необходим, востребован, и польза от него ощутимая. Не все люди - и это мягко сказано - смотрят телевизор, читают газеты - и того меньше. Но если они знают о телефоне доверия, где постоянно находится священник, к которому можно в любой момент обратиться, - это очень хорошо.
Когда-нибудь будет проделан научный анализ нашей работы, а пока мне хотелось бы обратить внимание на один важный вопрос, с которым сталкиваешься, дежуря здесь. Может быть, это прозвучит странно, но это вопрос... о доверии.

- Не случайно же и название такое - "телефон ДОВЕРИЯ"...

- Да, это название мы получили по наследству от многочисленных светских "телефонов". В отличие от них православный телефон доверия призван помогать людям в разрешении вопросов церковных, связанных с духовной жизнью. Это общение - особое, потому что оба собеседника - православные люди. Вот поэтому и хотелось бы, чтобы наше доверие было обоюдным: я как священник доверял бы тому человеку, который меня спрашивает, а мой собеседник - мне.
А зачастую бывает, что звонят и спрашивают:
- Батюшка, что вы думаете по такому-то вопросу?
Отвечаешь и слышишь:
- Знаете, а батюшка из другого храма говорил по-другому.
Зачем, спрашивается, искушать священника, если вам уже все объяснили в храме? Так вот, если уж человек спрашивает у православного священника, то отношение к нему должно быть действительно доверительным, а не так, как бывает: ну-ка я, мол, везде разузнаю, а вывод сделаю свой. Церковь - единая, и мнение ее служителей по основным вопросам веры тоже единое. Конечно же, каждый священник может несколько интерпретировать ответ в силу своей эрудиции, образованности, но, тем ни менее, принципиальной разницы в ответах быть не может. Это и приходится часто разъяснять.

- Бывает ли, что вы отказываетесь отвечать или говорите, что собеседник обратился не по адресу?

- Для нас каждое обращение - важное. Посудите сами: если человек обращается, значит, ему действительно это важно. Об этом говорит даже сам психологический момент: он собрался с мыслями, сформулировал вопрос, набрал номер... А отказывать чаще всего приходится ночью. И вот почему.
Конечно, красивое название - "круглосуточный телефон". Но практика показывает, что важные и нужные вопросы задаются в первую очередь днем, вечером, утром. Вот, например, сейчас на часах почти десять вечера. Через несколько часов количество звонков пойдет на убыль, а начиная с полуночи и до шести утра постепенно вовсе сходит на нет. Зато именно в это время частенько звонят психически нездоровые или сильно пьяные люди. Вот пример из прошлого дежурства:
- Батюшка, я уже выпил две бутылки, вот теперь мы поговорим.
- Вот теперь-то, - отвечаю, - как раз и смысла нет. Звоните, когда будете трезвым, тогда и будем говорить.

- В последнее время появилась практика совместных дежурств священников и врачей. Возможно ли такое у нас?

- Еще раз повторюсь: наш телефон - православный. Хотелось бы, чтобы Церковь отвечала на вопросы церковные.

- Но задают-то самые разные!

- Вы правы, бывают и житейские или психологические вопросы. Для настоящего разговора телефон малопригоден. Люди обращаются, зачастую не понимая, в чем отличие священника от психолога. Например, нас спрашивают: можно ли разводиться с мужем. Наверное, для этого в первую очередь нужен психолог - он, вооруженный специальными методиками, будет больше соответствовать запросам звонящего и даст грамотный совет по телефону, не видя человека. Я же отвечу церковными канонами: когда можно разводиться, при каких условиях.

- Не лучше ли для вас было бы поговорить с каждым из этих людей лично?

- Конечно. По телефону и наш собеседник старается говорить кратко, и священник старается так же кратко ответить. Кроме того, когда видишь человека, то между нами возникают несколько другие, более доверительные отношения.

- Бывало, что вы приглашали своих телефонных собеседников к себе в храм?

- Было два таких ночных звонка, когда людям нужен был разговор большой, обстоятельный. И знаете, я все думал: придут или не придут? Пришли.

- Не означает ли востребованность телефонного общения слабости нашей катехизации? У каждого из звонящих есть близлежащий храм, куда они могут пойти, но они звонят по телефону.

- Я бы не стал говорить так однозначно. В первую очередь - это показатель нашей современной жизни, когда телефон и компьютер вытесняют личную беседу, книгу, газету.
Кроме того, если человек воцерковлен, храм близко от его дома, то он даже звонить не будет - у него есть духовный отец, а в храме есть катехизатор.
Часто обращаются пожилые люди. Они, может быть, храм и посещают, но спросить или стесняются, или не успевают, им трудно дождаться, когда священник освободится после треб. Катехизаторов же пожилые люди часто просто не признают, а человек в рясе с крестом располагает к доверию.
И все же основной наш собеседник - это человек, стоящий в начале пути к вере. Таких, как мы понимаем, очень много. Их вопросы, не будь телефона доверия, просто остались бы без ответа, потому что переступить порог храма им еще психологически трудно.

- Почему?

- Я часто спрашивал: почему? Тяжело, говорят, беспокоятся, что я сделаю что-нибудь не так, не поднимается рука перекреститься. Конечно же, таким людям легче позвонить по телефону. Уверен, здесь они услышат аргументированный, обстоятельный ответ и, самое главное, почувствуют доверительное отношение. А потом, со временем, и они переступят порог храма.

Беседовал Алексей Киселев

http://www.nne.ru/pub.php?id=191
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии