"Хэвер" - значит друг

Новости Москвы 
0
142
Время на чтение 10 минут
Хеврон связан с именем Авраама, и является святым городом, как для евреев, так и для христиан и мусульман. Ветхозаветного патриарха равно почитают представители трех мировых религий. Поэтому так важно сохранить мир в этом древнем городе.

"Закрывай двери, а то воруют", - раздался голос из-за кадки с пальмой, едва я переступил порог русской паломнической гостиницы в Хевроне. "Менталитет у них такой, да и бедность", - объясняет мне монах Емельян, представитель крошечной русской колонии в палестинском Хевроне. "Двери не закроешь - ребятишки крадут, бывает, подсвечники, всякую блестящую храмовую утварь. Думают, что золотые".

На малолетних искателей сокровищ он, впрочем, не в обиде. А вот израильские блок-посты на въезде в город, по его мнению, нужно давно снять: "живем как гетто, такого в России и при Сталине не было". Это сейчас паломников принимают в роскошной гостинице, полностью отвечающей международным требованиям. А когда-то пилигримы ночевали под открытым небом прямо у дуба, на травяных матрасах. И только спустя долгое время появился двухэтажный отель.

В сопровождении отца Емельяна выхожу из гостиницы и спускаюсь по асфальтированной дорожке вниз, к засохшему Мамврийскому дубу. Тому самому, под зеленой листвой которого Авраам потчевал лепешками трех ангелов. Эта сцена изображена на знаменитой иконе Андрея Рублева "Троица". Сколько лет дубу? Возраст его исчисляют в 5000 лет. Аврааму было 75 лет, когда он отдыхал под ним, и уже тогда он называл его большим. А прожил патриарх 175 лет и умер за 1800 лет до Рождества Христова.

По преданию здесь, жили Адам и Ева после изгнания из рая. В долине росли финики, инжир, виноград, маслины, земля здесь очень плодородна. История перехода Мамврийского дуба во владение России, сродни детективу.

В 1868 г. участок у библейского дерева был куплен архимандритом Антонином Капустиным для Русской Православной Церкви. Он купил землю у пяти семей турок. Причем вынужден был это сделать скрытно, так, чтобы большинство мусульманского населения не узнало о сделке. Среди местных жителей ходила легенда, что если дубом завладеют христиане, то на мусульман обрушится множество бед. Поэтому архимандрит Антонин даже переоделся турком, чтобы войти в доверие к одному знатному турецкому семейству, которое помогло ему совершить покупку.

На этом "русская экспансия" не прекратилась. Когда турки продали землю, то запретили строить храм на ней. Один из продавших участок - Ибрагим Шалуди - был даже убит мусульманскими фанатиками. Однако церковь все равно была возведена.

В 1868 г. на территории миссии была произведена постройка поклоннического приюта. А затем начали строить роскошный собор. Строительство храма закончено в 1914 году. Но с началом Первой мировой войны все русские были турецкими властями изгнаны из Палестины. Поэтому храм удалось освятить лишь в 1925 году.

Что касается знаменитого Мамврийского дуба, то нынче дерево совершенно засохло. Как говорят монахи, когда дуб совсем зачахнет - наступит конец света. Путешествие в раздираемый арабо-израильским конфликтом Иерихон, что в двух километрах отсюда, и вправду наводит на невеселые мысли. "Ощущение постоянной несвободы сильно угнетает. Я тут недавно, но уже хочется домой", - говорит на прощание анахорет. Но с вынужденной изоляцией палестинских городов не все так просто.

Хеврон, в черте которого находится Мамврийский дуб, расположен в Палестинской автономии. Это один из старейших городов мира, построен он еще за восемнадцать веков до Рождества Христова. Хеврон связан с именами патриархов Авраама, Исаака и Иакова и царя Давида. Поэтому он священен не только для иудеев, но и для мусульман. Последние также почитают ветхозаветных "пророков" - Ибрагима (Авраама), Ицхака (Исаака), царя Дауда (Давида). В течении семи с половиной лет Хеврон был столицей царства Давида, вплоть до взятия Иерусалима.

В VII в. по Р.Х. Хеврон был захвачен арабами и получил у них название название Эль-Халил ("Любимец Божий"). В современных туристических проспектах, его впрочем, все равно продолжают преимущественно именовать на еврейский манер - "Хевроном". Правда, самих евреев в городе сейчас совсем мало. Живут они под охраной солдат в небольшом квартале среди враждебно настроенных арабов. С приходом ХАМАС к власти в Палестинской автономии, ситуация в Хевроне заметно обострилась.

Хеврон расположен на западном берегу реки Иордан. Всего пятнадцать минут езды по шоссе, петляющего между слоистых, как бабушкин пирог, Иудейских гор, отделяют его от Иерусалима. "Хэвер" в переводе с еврейского - "друг". Но до дружелюбия здесь далеко. Хеврон регулярно превращается в арену ожесточенных столкновений между израильскими военнослужащими и палестинцами.

Еврейские семьи, а их здесь около 500 проживают среди ста тысяч хевронцев-мусульман, словно в осажденной крепости. В 1929 году арабы устроили погром и совершенно уничтожили еврейскую общину города. Поэтому теперь вокруг иудейского квартала создана буферная зона из блок-постов и опутанных проволокой под током "полос отчуждения", куда не пускают палестинцев. А при попытке проникновения мгновенно открывается огонь. В ответ порой летят не только бутылки с зажигательной смесью, но и ручные гранаты, гремят выстрелы "калашниковых".

А ведь город стоит на святынях одинаково почитающихся и мусульманами и иудеями. Здесь находится гробница патриархов - там по преданию захоронены библейский Авраам со своими сыновьями и женами. Когда Сара, жена Авраама была близка к смерти, Авраам приобрел пещеру Махпела, где она и была похоронена. Расположенная в центре Хеврона, прещера Махпела стала могилой Патриархов и их жен: Сарры, Авраама, Исаака, Ревекки, Лии и Иакова. Мусульмане называют эту могилу Аль-Ибрагим.

На днях стало известно, что в соответствии с планом "консолидации", то есть определения границ Израиля к 2008 году, еврейский квартал в Хевроне должен быть расширен. По словам юридического помощника Ольмерта, Отниэля Шнеллера, еврейское поселение Хеврона вырастет и будет соединено с соседней Кирьят-Арбой.

До сих пор Хеврон не входил в список населенных пунктов, которые останутся под контролем Израиля. Эта уступка была сделана в угоду ультраправым, обещающим "большие проблемы" Эхуду Ольмерту с предстоящим выводом еврейских поселений с западного берега реки Иордан.

Однако, как показало недавнее побоище в Хевроне, между израильской полицией и поселенцами, основные баталии еще только впереди. Напомним, что в мае израильская полиция штурмом выбила три израильских семьи из "дома Шапиро" в Хевроне.

Поселенцы, имевшие на руках документы о покупке дома, отказались покинуть помещение добровольно. В результате столкновений во время выселения пострадали 16 сотрудников полиции и семь поселенцев. "Битва за Газу" устроенная прошлым летом покажется правительству лишь цветочками - обещают активисты поселенцев.

Действительно, очевидно, что второй этап размежевания будет значительно сложнее, чем демонтаж поселений в секторе Газа. Ведь речь идет о куда большем числе людей - до 12-13 тысяч семей. В то время как в августе прошлого года из еврейских поселений сектора Газы были эвакуированы "всего лишь" 1700 семей. Очевидно, что правительственный трюк с обещанием расширить небольшой еврейский квартала в Хевроне, чтобы задобрить радикалов, разъяренных предстоящим выводом поселений из Иудеи и Самарии - не сработал. Похоже, премьера Эхуда Ольмерта впереди ждут тяжелые времена.

Впрочем, не все в Израиле настроены столь мрачно. Например, бравый бригадный генерал запаса Эйваль Гилади, координировавший "размежевание" в Газе, в интервью "Седьмому каналу", недавно заявил: свертывание поселений в Иудее, Самарии и Иорданской долине будет проводиться так, что "большинство поселенцев уйдут добровольно". По словам оптимистичного генерала: "в поселках, в которых останется не более пяти-шести семей, снизится уровень услуг, держать супермаркет станет невыгодно, и люди в большинстве своем уедут сами". Но не вся так просто.

Для религиозных иудеев, которых много среди поселенцев, земля, на которой они собрались после двух тысячелетнего рассеяния, это не просто наследие праотцев, а - дар Божий. "В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата", - говорится в Торе (Быт 15:18).

Земля Обетованная, то есть обещанная. Поступиться хоть дунамом (около 1 квадратного километра) такой земли, в их глазах значит совершить смертный грех. И предать своего великого предка Авраама, чьи останки почивают в Хевроне. Именно поэтому многие изгоняемые Ольмертом поселенцы, лучше лягут под бульдозер, который будет сносить их щитовой домик на каменистом хевронском плато, нежели переедут в новое благоустроенное жилище на цветущем побережье. Логика этих людей проста: Библия ясно говорит о том, что палестинская земля принадлежит Богу и о том, что Он отдал ее в дар Аврааму, Исааку и Иакову. Так что "снижением уровня услуг" людей, пол века назад построивших "с нуля" Израиль среди малярийных болот и пустынь - едва ли испугать.

Добавила проблем и "стена безопасности", с помощью которой израильское правительство собирается отделиться от недружелюбных палестинцев. В районе Хеврона стену возводят так, что на западной ее стороне останутся четыре палестинских села, а земля, принадлежащая их жителям, окажется по израильскую сторону стены. В последнее время оборонные структуры и министерство юстиции обсуждают, как обеспечить палестинцам доступ к их угодьям и вообще нормальный образ жизни. Но решения проблемы пока нет, и это сильно не по душе палестинцам, при каждом удобном случае привыкшим хвататься за оружие. Не только мусульманам, но арабам-христианам доставил немало хлопот. Администрация по возведению "забора" издала указ об отчуждении около 1585 дунов земли, частично принадлежащей палестинцам, в том числе и христианам. Речь идет о землях, находящихся на территории палестинских деревень Аль-Азария, Абу-Дис, А-Тур и Савахрэ.

Хеврон - Москва

* * *

В московском издательстве "Благо" вышли две новые книги Сергея Путилова Первая из них - "Просите мира Иерусалиму" (М:. Изд-во "Благо", 2006, 279 с.). Работа посвящена преследованиям наших братьев во Христе в Израиле и Палестинской автономии.

Сегодня христиане составляют всего 2% от общего числа населения Израиля и Палестины, насчитывающих свыше 6 миллионов человек (иудеи - 79,2%, мусульмане -14,9%). Это, видимо, не намного больше, чем во времена, когда здесь проповедовал Спаситель. Как и во времена Иисуса, христианская проповедь в считающем себя демократическим государством Израиле сопряжена с колоссальными трудностями.

Если ты не еврей, но живешь в этой стране и веришь в Христа, на это смотрят нормально. Но если еврей и христианин - это вызывает у одних удивление, у других раздражение, общественное мнение смотрит на таких людей, как на "предателей".

Одна из причин подобной нетерпимости состоит в том, что Израиль можно назвать светской страной лишь с большой натяжкой. Религия здесь не отделена от политики. Это особенно бросается в глаза, когда начинается шаббат, священная суббота. В шесть часов вечера почти полностью прекращается движение общественного транспорта, большинство магазинов закрываются, не работают службы. Люди спешат в синагоги: и стар, и млад. Кто не спешит, тот не высовывает носа из дому. Упаси Бог заехать в это время на машине в Меа Шарим, квартал Иерусалима, где живут харедим - "богобоязненные". Закидают камнями.

Жителей квартала легко отличить по черным шляпам, длиннополым костюмам-лапсердакам и пейсам. Обитатели квартала покупают еду только в специальных, особо кошерных магазинах. Дети воспитываются в строгости и целомудрии. Телевизора - "рассадника пороков", в большинстве домов "харедим" нет. Такие же правила, некоторые израильские политики хотели бы сделать обязательными для всего населения страны. Что и говорить, там, где на государственном уровне насаждается диктат одной религии, всем прочим конфессиям, особенно малочисленным, приходится весьма туго. И это при том, что израильские законы декларирует равные права всех граждан независимо от вероисповедания.

Еще хуже обстоят дела в Палестинской автономии. Существующее только на бумаге государство после смерти светского лидера палестинской нации Ясира Арафата вместе с остальным арабским миром накрыла волна исламизма и воинствующей религиозной нетерпимости. В итоге, некогда христианские города, такие как Вифлеем, превращаются в мусульманские из-за массового исхода оттуда последователей Иисуса. Причина отъезда заключается, не только, в невыносимых условиях, вызванных палестино-израильским конфликтом. Напротив, две противоборствующие стороны заключили в декабре 2004 года "худну" - перемирие. И сейчас на основе мирного плана под названием "Дорожная карта" разруливают свои отношения. Но только палестинскому "стаду Христову" - тем же арабам, только крещеным, от этого легче не становится. Исламисты на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа последовательно проводят политику выживания "неверных" соплеменников, запугивая их, заставляя продавать свое жилье и эмигрировать, либо переходить в ислам.

Есть еще одна причина, заставляющая россиян пристально вглядываться в развевающееся над Святой Землей зеленое знамя "джихада", это участие арабских террористов в войне на Кавказе и захвате бесланской школы. Не секрет, что в последние годы начал формироваться настоящий "террористический интернационал". И Палестина, которая среди большинства Россиян ассоциируется с романтическим образом Ясира Арафата - борца за права угнетенного палестинского народа, к сожалению, не исключение. Важно понять, что Палестина уже не та, что при легендарном лидере ООП. Сейчас на "территориях" заправляют финансируемые из-за рубежа "ХАМАС", "Исламский джихад" и другие террористические организации.

Побывав на палестинских территориях, воочию видишь, чем оборачивается грубое искажение религии, особенно такой воинственной как ислам. Психологически, воюющие с Израилем здешние исламисты уже давно готовы к тому, чтобы как поется в популярной у них песенке "сначала покончить с людьми субботы (евреями), а потом заняться людьми воскресенья (христианами).

Но, не только террор, но и равнодушие являются причинами неуклонного превращения родины Христа в туристический аттракцион под названием "каменный музей Христианства". По библейским холмам бродят толпы "духовных туристов", не замечая того, что коренные жители, их единоверцы, уже практически исчезли. Только в Вифлееме за последние десять лет количество христиан сократилось вдвое. К счастью, в последние годы наблюдается постепенный приток сюда подвижников и паломников из России. Наши соотечественники получили возможность не только прикоснуться к святыням, но и своими глазами увидеть, в какой непростой обстановке живут здесь наши братья и сестры во Христе.

Поскольку большинство пилигримов, вернувшись на родину, имеют возможность поделиться своими впечатлениями разве что за чашкой чая на тесной кухне, автор книги и издательство "Благо" решили восполнить этот пробел. Книга написана под впечатлением от визита автора в Израиль в числе тысяч других паломников. Наряду с паломническими заметками, в ней приведены многие вопиющие факты притеснения христиан в Святой Земле, о которых в нашей стране, к сожалению, мало что известно.

* * *

Вторая книга С.Путилова - "Крест в мире полумесяца" (М.:Изд-во "Благо", 2006, 331 с.). Книга посвящена положению последователей Иисуса в исламских странах, и налаживанию христианско-мусульманского диалога.

Книга, написанная в жанре путевых заметок, погружает читателя в раздираемый религиозными войнами мир современного Ближнего Востока. Путешествуя по этому пылающему региону, где христианство и ислам веками сосуществовали мирно, автор ищет ответы на многие актуальные вопросы современности.

Что является главным препятствием и причиной острой вражды с христианами для мусульман? Почитают ли мусульмане Ису Бен Мариам - Иисуса Христа? Что на самом деле означает "джихад"? Почему в Святой Земле и других местах соприкосновения великих религий продолжает литься кровь?

В поисках ответа автор поднимается на вершину горы Моисея, посещает знаменитую мечеть Омейядов в Дамаске - там мусульмане ждут второго пришествия Исы бен Мариам, проходит на Голгофу, преклоняется перед величайшей святыней - Гробом Господним.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также может быть полезна для преподавателей и студентов гуманитарных специальностей, историков, религиоведов и культурологов.


http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=34488&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Путилов
"Мы, как христиане, не можем быть равнодушными"
Русская Финляндия озаботилась правами человека на исторической родине
20.12.2007
Изгнание торгующих из храма в Москве
Молебен за выселение "Леспромбанка" из занимаемого им храма иконы Богородицы "Всех скорбящих Радость" состоялся в Москве
07.11.2007
Трудная дорога к Храму
Израиль готов отдать палестинцам часть Иерусалима
12.10.2007
Тайна Святого города
Израильские археологи обнаружили древний тоннель, спасший евреев от римлян
19.09.2007
Все статьи Сергей Путилов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18