Подражать, но не копировать

В Государственной Третьяковской галерее хранятся выдающиеся памятники иконописи коломенских мастеров. Исследователи истории нашего края, в частности профессор А.Б. Мазуров, не без основания предполагают существование в Коломне уже в с XIV в. иконописных мастерских при владычном дворе епископа Вассиана (Топоркова).
Как долго и плодотворно трудились иконники-земляки - рассказ отдельный. Мы же не уходя в глубь веков, обратимся к современности, когда с возрождением духовности на русской земле оживает, восстаёт из пепла иконописание.
Сегодня наша беседа с Борисом Николаевичем МУРАВЛЁВЫМ, который одним из первых в нашем городе в постсоветскую эпоху стал писать иконы.
- Как и когда это произошло?
- Думаю, что такое случилось не без Божиего промысла. Первые два образа -Спаса Вседержителя и Державной Божией Матери для Тихвинского храма - я написал к превой службе на Пасху в 1990 году. А предшествовал этому более чем 10-летний путь художника-оформителя и вся предыдущая жизнь.
- Расскажите, пожалуйста, подробней.
- Дело в том, что лишь после окончания 9 класса, слишком поздно захотел стать художником, как и мой отец. До этого меня привлекали точные науки, готовился поступать в Рязанский радиотехнический институт. Но вот за год до окончания школы мои планы резко изменились. И стал готовиться к поступлению в Московский педагогический институт на художественно-графический факультет. Эти два творческих экзамена сдал на "хорошо". А дипломная работа, которую защитил на "отлично с похвалой" называлась "Страницы истории Коломны XIV-XVI вв.". Стал членом Союза художников в молодёжной секции. Последующая работа также была посвящена родному городу, его древним историческим архитектурным памятникам, духовным сокровищам, храмам. Вместе с отцом трудился художником-оформителем. Эта работа предшествовала будущей иконописи.
- А разве есть между ними что-то общее?
- Трудясь оформителем, познал много приёмов чисто технических, которые мне пригодились. Знал, например, как натянуть холсты, приготовить грунт, познакомился с работой темперными красками и т.д. Просматривая многое, сделанное мной в советское время, и, приступая к иконописи, понял, что ненапрасно отработал 10 лет.
- Невозможно неверующему человеку создавать иконы. Как вы пришли к Богу?
- По складу души, наверное, я давно неосознанно стремился к Нему. Наша оформительская мастерская, где мы трудились с отцом, располагалась в Покровском храме архиерейского подворья. А рабочий стол размешался на месте престола в алтаре. Мы знали об этом, но суть вещей не доходила до нашего сознания.
Воцерковление и иконопись как постижение ремесла происходили одновременно. Из окон мастерской наблюдали, как оживает и восстанавливается Троицкий храм на территории будущего Ново-Голутвина монастыря. Начались службы. Нередко прихожане храма обращались к нам за помощью. И мы с радостью помогали, чем могли. Однажды пришёл архитектор Борис Кисельников, который создал проект первого иконостаса. Он попросил материалы для написания таблички о сборе пожертвований на реставрацию храма. Так я познакомился со своим будущим напарником по иконописи.
- Вы работаете вдвоем?
- Да, вот уже около 15 лет. С интересом наблюдал за восстановлением храма. Первый раз попал на службу. Будущая игуменья монастыря Ксения дала Евангелие. Но пока курил, прикасаться к Святому Писанию не мог. Отказавшись от вредной привычки, взялся за чтение Евангелия. Возникло подспудное желание писать иконы, погрузиться в этот процесс. Когда стали восстанавливать Тихвинский храм, отец Николай Качанкин предложил поучаствовать в его реставрации. Скопированный Смоленский образ Божией Матери, который нашёл в журнале, отец Николай одобрил. Так начался процесс познания. Появились первые аналойные иконы, затем боковые иконостасы Тихвинского храма и т.д.
- Бытует мнение, что иконописец должен прежде убить в себе художника, а уж потом приступить к созданию образа.
- Разделяю эту точку зрения. Занявшись иконописью, отказался от светского творчества. В сущности, так сложилось, что ни от чего отказываться не пришлось. Получилось всё само собой.
Выражая Божественную суть, иконник не должен самовыражаться, по-своему трактовать библейские сюжеты и т.д. Должен следовать иконописным канонам. Мы с Борисом придерживаемся решений об иконописи, принятых Стоглавым собором Русской Церкви в 1551 году. В них сказано, что ничего не должно творить от себя. Нужно брать высокие образцы хороших мастеров и делать с них списки.
- Что же вы берёте за образец?
- Мы ориентируемся на XVII век. Эти образцы нам более понятны, может быть потому, что ближе по времени и лучше сохранились. Иконы этой эпохи, в частности, написанные Назарием Истоминым, более технически виртуозны. Привлекают образы Чириковской школы XX в. Образам более ранних мастеров (Рублева и другим) при нашей духовной неподготовленности подражать невозможно. Бессмысленно вторгаться в достигнутую монахами-аскетами духовную высоту.
Об иконах известных мастеров написаны сотни книг. Одни считают, например, что Рублев создал свою знаменитую ветхозаветную Троицу вопреки каноническим требованиям. Другие, и я с ними солидарен, утверждают, что именно соблюдение этих канонов дало возможность создать этот чудесный образ.
- А требует ли умозрение в красках творческих затрат?

В иконописной мастерской
- Иконопись даёт широкие возможности для творчества, но оно специфическое. Заниматься иконописанием очень интересно. Здесь есть элементы живописи. Надо гармонично подобрать краски, чтобы икона "не кричала", обдумать композицию и т.д. Творческие вопросы приходится решать постоянно. Мало получится, если брать икону и переписывать её "от а до я". Многие святые канонизированы недавно. Создавая их образы, по сути создаешь икону вновь, придерживаясь тех канонов, которые даны. В канонах всё расписано: в каких одеждах, головных уборах должны быть изображены мученики или преподобные, святители или пророки, что они должны держать в руках и т.д. В каждую работу вкладываешь душу, при этом используя технические приемы, которые возникли и не менялись с тех давних пор, когда появилась икона. Вообще технология создания иконы достаточно сложная. Тщательно готовим доски: трижды их проклеиваем, паволоку (ткань) вывариваем, пропитываем клеем, наклеиваем паволоку на доску, притираем её, и три дня доска сохнет. Затем левкасим: многократно наносим слой за слоем левкас (смесь клея и мела), потом шлифуем до глянца. Письмо иконы тоже очень технологично, всё идёт одно за другим. Сначала пишется доличное письмо: горы, архитектура, одежды и только после пишутся лики.
При совместной работе над иконостасами чаще всего я пишу доличное, а он - личное письмо. Такая практика совместной работы над иконой сложилась ещё в давние времена. Одним из сложнейших и важных этапов является покрытие иконы. Тайной остался состав олифы, которой работали старые мастера. Всё, что написали за эти 15 лет, - результат кропотливого труда, поиска и изучения по крупицам собранного материала по иконописи, старинных рецептов грунтов, клея, олифы и т.д. Иногда хочется просто понаблюдать за работой более опытного иконописца.
- Борис Николаевич, где можно увидеть ваши иконы?
- В минувшем году мы работали над центральным иконостасом Тихвинского храма. Там же в середине 90-х годов расписали "барабан". Нами был выполнен иконостас в Успенском соборе. Иногда работаем в Москве и Подмосковье. Например, расписывали небольшой старообрядческий храм на Белорусской в столице.
- Есть ли у вас личные творческие планы?
- Иногда очень хочется написать тот или иной образ. Но на том подчас из-за нехватки времени и заканчиваются творческие задумки. Но Бог даёт то, что нам надо. Вдруг появляется заказчик, которому нужно сделать именно то, о чём ты мечтал.
- Спаси Вас Господи. Да поможет Бог в трудах Ваших.

Записала Татьяна ПОГОДИНА.

http://blagovestnik.kolomna.ru/cultura.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Борис Муравлёв:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019