Сегодня можно сказать, что кадетские классы прошли испытание временем: в будущем году предстоит отметить их десятилетие. И если в первые годы обучение начиналось с 8-го класса, то теперь, учитывая пожелание родителей, форму надевают уже пятиклассники. И не только мальчики, девочки тоже.
- Мечтаю стать офицером, - поделилась со мной кадет Ульяна Мальцева. - Все мы готовимся служить Отечеству.
Кстати, показательно, что до 80 процентов выпускников кадетских классов становятся курсантами именно Военной академии связи.
- У нас сформировался своеобразный "замкнутый цикл": ведем будущих лейтенантов чуть ли не с детского сада, - рассказал начальник кафедры военной истории полковник Виктор Деньжонков.
Как выяснилось, в этой шутке немалая доля истины. Академия сумела сохранить детский садик для детей слушателей - он тоже неподалеку от учебных корпусов. Уже у этих малышей воспитывают уважение к профессии защитника Отечества - они становятся самыми юными посетителями музейного комплекса академии.
О нем стоит рассказать подробнее. Что обычно имеется в военно-учебных заведениях? Музей. В Военной академии связи он тоже есть. Причем высокого уровня. Иначе и быть не может: трудятся на этом участке Василий Николаевич Никифоров вместе с Евгением Александровичем Ермолаевым. Оба - участники Великой Отечественной войны, до академии возглавляли Томское и Ленинградское военные училища связи, генерал-майор и генерал-лейтенант в отставке соответственно.
Но при кафедре военной истории несколько лет назад открыли еще и Зал воинской славы России. Это своеобразная изюминка, которая поразила не только меня, но и побывавших здесь членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы РФ, иностранных гостей. Что же тут особенного?
Информационная насыщенность квадратного метра площади зала предельно высока: все до мелочей продумано так, чтобы как можно полнее знакомить посетителей с историей ратной славы Отечества. Ордена и медали, начиная с петровского Андрея Первозванного (большинство наград - подлинные); обмундирование - от лаптей и шлема, экипировки служивых людей далекого прошлого до фронтовой гимнастерки и формы послевоенных лет. Отдельные витрины рассказывают о быте Русской армии.
Недавно появился еще один зал - истории Ленинградского высшего военного училища связи им. Ленсовета. Дело в том, что до реорганизации и слияния с академией в этом вузе был собственный музей, но не так давно территорию, где он располагался, передали городским властям. Что делать с музеем? Когда этот вопрос был задан начальнику Военной академии связи генерал-лейтенанту Александру Кременчуцкому, он принял решение немедленно: "Экспозицию обязательно сохраним - это же память тысяч выпускников! Давайте предложения - поддержу". К слову, сам Александр Лазаревич - выпускник Полтавского училища связи.
На той же кафедре военной истории нашли помещение, создали прекрасный зал ЛВВИУС, ничего ценного не утратив.
- У нас реализуется комплексная программа патриотического воспитания, - говорит заместитель начальника академии по воспитательной работе полковник Петр Кукса. - Любое мероприятие если не напрямую, то косвенно решает и эту задачу.
Впрочем, несколько казенное слово "мероприятие" не вяжется с творческим подходом к любому начинанию. Вот, к примеру, в прошлом году провели кинолекторий, посвященный 60-летию Победы. Но не просто показали документальные фильмы о крупнейших сражениях, а пригласили их непосредственных участников. Как оказалось, многие из них трудятся рядом - в стенах академии. Так, профессор полковник в отставке Борис Яковлевич Дудник - участник взятия Берлина, войну же встретил капитаном. Еще один ветеран - Анатолий Иванович Жуковский, и сейчас работающий в учебном отделе, в 1941 году был командиром роты связи. Живая история, сливающаяся с увиденным на экране...
Курсанты и слушатели - не только объект воспитательной работы. Они сами активно занимаются военно-патриотическим воспитанием в Калининском районе Санкт-Петербурга, участвуют в общегородских мероприятиях.
- Мы их учим, как осуществлять героико-патриотическое воспитание в подразделениях, - рассказывал мне на кафедре военной истории полковник Сергей Дирявко. - Прибыв к месту службы, они уже имеют определенные навыки работы с личным составом.
Кроме того, в академии регулярно проводятся методические семинары и конференции районного и городского масштабов, на которых директора школ, колледжей и училищ перенимают опыт работы по патриотическому воспитанию, согласовывают планы и координируют совместную деятельность. По большому счету это дополнительная нагрузка на офицеров, но все понимают важность этого дела: проводят занятия в 145-й школе (в том числе и на летних сборах в учебном центре академии), идут в вузы и другие учебные заведения, выступают в роли экскурсоводов для многочисленных гостей. Ведь музейный комплекс академии ежегодно посещают и более тысячи человек "со стороны".
К патриотическому воспитанию подключают и богатые возможности города на Неве: музеи, театры, встречи с интересными людьми. В частности, на популярных в городе "Вечерах в Политехническом" бывают и курсанты. Иосиф Кобзон на студенческий вопрос с "подковыркой" о роли армии в его судьбе прямо заявил, что свои способности он раскрыл именно там, да и физическая закалка до сих пор спасает.
Порой не всегда заметный труд большого числа людей в академии преследует одну цель: заложить фундамент патриотизма в юных душах, помочь сформировать нравственный стержень для дальнейшей офицерской службы. Работа ведется неустанно и с огоньком. Иного подхода здесь не приемлют.
http://www.redstar.ru/2006/06/17_06/4_03.html