Проблемы современности: отношения между православием и католичеством

0
211
Время на чтение 3 минуты
Владыка Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата отвечает на вопросы газеты "Русская мысль".

"Русская мысль": В современном мире христианство и присущие ему ценности подвергаются всесторонним нападкам. Тем более странным может показаться противостояние между Русской православной церковью и Римско-католической церковью.

Митрополит Кирилл: Говоря о взаимоотношениях Русской православной и Римско-католической церквей, нельзя рассуждать однозначно.

С одной стороны, налицо полное совпадение позиций по практически всем вопросам, которые ставит перед христианскими церквями современный мир: стремительные процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали. Мы, например, одновременно выступаем против признания гомосексуализма нормой, для нас одинаково неприемлемы аборты и эвтаназия.

У наших церквей уже есть опыт взаимодействия в отстаивании традиционных христианских ценностей перед лицом европейских институтов. Таким образом, во многих сферах жизни современной Европы и мира православные и католики выступают как бы "естественными союзниками".

В этой связи особенно злободневной становится тема разрешения тех проблем, которые до сих пор существуют во взаимоотношениях Русской православной церкви, являющейся крупнейшей в православном мире, и Римско-католической церкви. О насущной необходимости этого постоянно заявляют самые высокие представители обеих сторон.

РМ: В Риме новый Папа. Что изменилось или может измениться в отношениях между Москвой и Ватиканом с восшествием на престол Бенедикта XVI?

М.К.: В Московском патриархате со вниманием и надеждой были восприняты заявления Папы Римского Бенедикта XVI, сделанные им буквально сразу после восшествия на престол, о важности диалога с православием и о необходимости улучшить отношения с Русской православной церковью.

Личность нынешнего понтифика пользуется заслуженным уважением в нашей церкви. Мы ценим его как выдающегося богослова и разделяем многие из его взглядов, которые современная либеральная общественность порой считает "излишне консервативными".

Мы, безусловно, поддерживаем не раз высказанное Бенедиктом XVI стремление к улучшению отношений между двумя церквями и сами стремимся к тому же. Однако столь же безусловной является необходимость скорейшего перехода от слов к делу, от обнадеживающих деклараций к практическим шагам по разрешению конкретных конфликтных ситуаций.

Между тем, именно в плане практики начало нового понтификата было отмечено некоторым разочарованием для нашей церкви. Я имею в виду перенесение главной кафедры Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, которое состоялось 21 августа 2005 года. Это событие стало еще одной печальной вехой в многолетнем конфликте между православными и греко-католиками на Украине. Чтобы лучше понять его суть, сделаю небольшой исторический экскурс.

РМ: Да, подобный экскурс необходим. Наши читатели наверняка плохо знакомы с проблемой унии и истекающими из нее последствиями.

М.К.: Истоки конфликта восходят к XVI веку: в 1596 году в Бресте (нынешняя Белоруссия) часть православных епископов Западной Руси, входившей тогда, вследствие оккупации, в состав польско-литовского государства Речь Посполитая, заключили "унию" - союз - с Римско-католической церковью. Это было сделано в условиях жестоких гонений, которые государственные власти Речи Посполитой осуществляли против православной церкви, существовавшей на ее территории. В результате унии часть православных признала церковную юрисдикцию Папы Римского, сохранив при этом православный богослужебный обряд. Заключившие союз с Римом стали называться "греко-католиками" или "униатами". В последующие годы уния была насильственно насаждена на территории нынешних Украины и Белоруссии. Однако в XVIII веке в результате разделов Польши эти исконно православные земли вошли в состав Российской империи, и верующие получили возможность воссоединиться с православной церковью. Уния продолжала существовать лишь на населенных украинцами территориях, отошедших к Австро-Венгрии. В 1946 году, после вхождения этих земель в состав Советского Союза, власти запретили деятельность Украинской греко-католической церкви на территории СССР.

Лишь в конце 1980-х - начале 1990-х годов эта церковь получила возможность легального существования. К этому времени в регионе успела сформироваться крупная православная община, находящаяся в юрисдикции Московского патриархата. Сразу после легализации Украинской греко-католической церкви православная сторона предложила мирный и справедливый путь раздела храмовых зданий и другого церковного имущества между православными и греко-католиками. Однако под влиянием радикальных националистов греко-католики начали силой захватывать храмы. В результате, в трех областях Западной Украины - Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской - каноническая православная церковь потеряла почти все храмовые здания, ее верующие оказались в гонимом положении и с ущемленными гражданскими правами. Подобное положение сохраняется до сих пор.

Беседу вел Виктор ЛУПАН

http://www.rusmysl.com/archiv/index.php?itemid=1044&catid=62
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
О нравственности в экономике
Интервью Святейшего Патриарха Кирилла накануне Петербургского экономического форума
17.06.2025
Глава МИД России и Патриарх Московский
и всея Руси участвуют в приеме по случаю Пасхи
23.05.2025
«Святитель Николай отвечает людям на молитву»
По словам Патриарха Кирилла, опыт веры, связанный с тем, что на молитву мы получаем ответ, есть самое сильное для нас доказательство того, что Бог и Его угодники существуют
23.05.2025
«Почему именно наш народ смог победить самого
страшного врага в истории?»
09.05.2025
Встреча Президента России с Патриархом Московским и
всея Руси и Патриархом Сербским Порфирием
29.04.2025
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Последние комментарии
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от С. Югов
06.07.2025 21:32
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Человек
06.07.2025 21:12
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2025 19:28
Опасное шоу вокруг мавзолея на Красной площади
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2025 17:53
Фильм «Мумия» и страсти по Мавзолею
Новый комментарий от Алексей Ощепков
06.07.2025 17:26