itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Воля и свобода: почувствуйте разницу

Реальная жизнь русского народа очень отличалась от мифов про неё

0
288
Время на чтение 6 минут
В конце 1980-х годов стало модно упрекать русских в том, что они рабы. Сейчас эти упреки почти прекратились. Почему? Да потому что Россия-раба вполне устраивает всех, кроме самих русских.

Зачем власти и чиновничеству свободный народ? Зачем олигархам свободный народ? Зачем Западу свободные русские? Если провести сейчас выборы не управляемые, а нормальные, кто придет к власти в условиях, когда больше 50% населения поддерживают лозунг "Россия для русских"? Ответ ясен.

Но, размышляя о степени демократичности русского народа, трудно не поразиться тому, насколько живучи стереотипы восприятия русской жизни. Обычно русских упрекают в том, что у нас было крепостное право. Именно так. Не констатируют сам факт, не сочувствуют, а именно упрекают. И из крепостного рабства выводят коренные черты русского национального самосознания.

Ну, не было у казахов крепостного права. А у русских было. Значит, казахи демократичнее русских...

Смешно, конечно. Но когда читаешь монографии по истории России и учебники, с удивлением обнаруживаешь, что одна из важнейших составляющих русского национального самосознания - вольных дух казачества и вольный дух крестьянства - практически не учитывается. Понимаем ли мы, что не будь казачества, то не было бы не только Разина и Пугачева (что не плохо), но не было бы и победы революционеров в 1917 году? Ведь большинство тех, кто поддержал революцию, ошибочно принимали большевиков за своих, русских бунтарей. Марксисты в свое время это понимали. Потому и спешили увидеть в восстаниях Болотникова, Разина и Пугачёва классовое движение. Хотя на самом деле ничего классового там не было.

Это восстания вольной Руси против Руси Московской.

Что это за явление - казачество? Имело ли оно аналоги в Европе? Нет, не имело. На огромных территориях южной Руси было царство свободы, или точнее - воли.

Эту разницу между свободой и волей замечали многие. В пьесе "Живой труп" Льва Толстого есть замечательная сцена. Там разные не бедные люди слушают пение цыган, попивая водочку, и после исполнения одной старинной цыганской песни один из героев восклицает в восторге: "Это даже не свобода, это девятый век, это воля"!

Здесь все верно. И противопоставление воли свободе, и девятый век (это век военной демократии на Руси, а значит - воли), и тоска по воле. Что было характерно для самого Толстого, для которого западные свободы были чрезвычайно узки.

Само русское слово воля противоречиво. С одной стороны, это та же свобода, а с другой - преодоление, сила, действие. Получается, что свобода в силе, в действии, в преодолении.

...Казачья жизнь никому медом не казалась. Казак-воин постоянно жил между жизнью и смертью. Он не был защищен той системой власти и силы, которая уже давно существовала на Руси. Он был вольным, но это воля особенно никого не прельщала. В сытой Руси до гражданской войны, затеянной Иваном Грозным, относительно хорошо жилось и крестьянам, и боярам. Человек уходил в казаки когда совсем становилось туго. Но и тут робкому человеку легче было умереть, чем пойти туда, где право на жизнь приходилось отстаивать с оружием в руках.

Казачество - это очень жестокая среда. Всякий, кто читал "Тихий Дон" Шолохова, обращал внимание именно на жестокость нравов и силу характеров. И много ли найдется желающих пожить среди героев Шолохова? Гениальный писатель очень точно передал то напряжение, которое царило в казачьей среде, и связанно это было с тем, что казак всегда при оружии. Оружие порождает психологию насилия.

Первую попытку навязать Москве свою волю казаки сделали в Смутное время. Следующая попытка связанна с таким историческим персонажем, как Степан Разин. Если в годы Смутного времени казачество лишь присоединилось к самозванцам, то с Разиным совершенно иная история.

Это был очень удачливый атаман, богатый человек. И его поход на Московскую Русь был сознательным шагом. Отряды Разина захватывали селения Московской Руси, крупные города, такие как Астрахань, вводили там казачье самоуправление. Не было хаоса, а был порядок. Но была и воля. Нравилась ли эта воля большинству, мы не знаем.

О том, что движение казачества было сознательным, что казаки понимали всю разницу между своей волей и волей монархов, говорит и восстание Емельяна Пугачёва.

Если Разин действовал в эпоху Московской Руси, когда все русские были, по большому счету, одного рода и племени, то Пугачев затеял свою борьбу в эпоху, когда дворянство превратилось в класс господ. И Пугачев определил целью своего движения физическое уничтожение дворянства. Что технически было вполне выполнимо, поскольку дворян было не много.

Но это опять же не классовая война в понимании Маркса.

Могло ли пройти бесследно для национального самосознания русских то, что не только Дон и окраины были заселены вольными людьми, но и на прочих территориях, удаленных от центральных областей, было множество городков, чье население чуть ли не целиком состояло из казаков?

Воля - это не пустая мечта. Это реальная жизнь многих поколений русских людей.

Хотя, рассуждая о казачестве, нельзя не сказать о существенных отличиях казаков от русских. Казаки тоже русские, хотя и до революции, и теперь некоторые идеологи казачества считают себя неким отдельным этносом.

Казаки гораздо более индивидуалисты, чем обычные русские. Они вероломные, они совершают поступки, которые для большинства русских едва ли возможны. Много раз они выдавали своих вождей врагу, в том числе и Разина с Пугачёвым. Да и Белого царя в лице Николая II казаки защищать не стали, предали.

Во времена революции казачество тут же заговорило о своей автономии. Во многом из-за их двойственной позиции белые потерпели поражение. Казаки более дружные, чем прочие русские. Были, во всяком случае.

И еще любопытная деталь. Казаки прекрасные воины, но природным русским они уступают. В "Тихом Доне" есть сцены, где Шолохов показывает, кому проигрывает его герой Григорий Мелехов со своими казаками. В одной сцене казаков молча, без крика, атакуют матросы, идущие по снегу на казачьи пулеметы. Их превосходство чувствует Мелехов. В другом эпизоде Мелехов отказывается вести в атаку своих казаков под огнем красных, в то время как офицерские цепи продолжают упорно атаковать.

...А рядом с казачьей волей была и крестьянская воля. Это упорное стремление русских крестьян быть хозяевами на своей земле. И, пожалуй, крестьянская воля - явление более существенное и определяющее в русской жизни, чем что-либо прочее.

В России не было никаких абстрактных социалистов, а были совершенно конкретные люди, для большинства из которых главным было стремление к крестьянской воле. Часто в этом видят сострадание к крестьянству со стороны разночинцев и дворян, которые из-за этого сострадания и становились революционерами. Если бы все так было просто...

Западными мыслителями в общественное сознание России было внесено такое понятие, как социализм. Это справедливое общество, где все равны. Так вот, в России это общество рассматривалось как общинное, крестьянское.

И вот парадокс! Русские крепостные "крестьяне-рабы" не только не приобрели каких-то особых рабских черт, но своим идеалом наделили революционеров. Получилась чрезвычайно интересная вещь: после поражения декабристов самосознание русского народа в значительной своей части оказалось связано с идей крестьянской воли.

Так или иначе, именно вокруг этого крутились основные идеи вплоть до появления либеральных буржуазных партий и марксистов. Но и после их появления крестьянская воля стала идеей большинства русского народа.

...Западные идеи самым странным образом преломляются в России в нечто прямо противоположенное европейским учениям. На входе Гегель, Маркс, а на выходе казацкая и мужицкая воля. К примеру, Герцен довольно неплохо знал Россию. И уж точно знал, что русские крестьяне не рабы. В книге "Былое и думы" он описывает любопытную историю. Крестьянские общины очень боялись, если вдруг на их территории власти обнаруживали труп. Не важно, как погиб человек, но полицейские чины воспользуются этим поводом в своих целях. И потому крестьяне старались оттащить мертвеца на чужие земли, или еще как-то скрыть факт смерти. Еще бы им не стараться! Если погибшего находили зимой, то полицейские чиновники могли возить мертвеца из деревни в деревню и брать с крестьянского мира откупные, чтобы не возбуждать дела и не вести расследование.

И вот, в одном селе находят мертвеца, приезжают полицейский и два писаря и называют сумму, за которую готовы дело замять и не вести его против крестьянского мира: 200 рублей. Крестьяне собирают сход и предлагают полицейскому меньшую сумму. Тот не соглашается. Тогда полицейских запирают в амбаре, обкладывают амбар соломой и грозят поджечь, если чиновник не возьмет взятку. Но тот продолжает требовать ту сумму, которую назвал первоначально. В итоге крестьяне поджигают амбар, и "этот Муций Сцевола нашего времени", как иронизирует Герцен, принимает мученическую смерть, не отказавшись от "принципов".

В этой истории поражает сила и организованность крестьянского мира. Эта сила заставляет всех русских революционеров, - от Герцена до Плеханова, - принять идеал крестьянской воли. Не принял этот идеал Ленин, но это отдельный разговор. Не нужно думать, что стремление к воле закончилось в 1917 году.

Кто бы и что не писал о русских людях, в нас заложена и уже неистребима тяга к воле. Эта тяга сработает и сейчас.

http://stoletie.ru/tayna/060606132502.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Самоваров
Обама будет строить СССР?
США начнут шантажировать весь мир
25.05.2009
Сергей Миронов: "Проблема миграции затрагивает жизни миллионов"
Выступление лидера партии "Справедливая Россия" в Санкт-Петербурге
07.11.2007
К истории русско-еврейского конфликта в СССР
Русские националисты, рождённые Русской партии 60-х и 70-х годов, обречены на поражение
20.10.2007
Все статьи Александр Самоваров
Последние комментарии