Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вечный огонь милосердия

Владимир  Можегов, Агентство политических новостей

11.05.2006

Чем больше времени проходит со времен той Великой войны, чем глуше становятся звуки бравурных маршей и победных реляций, тем слышнее вопрос: когда уйдут последние из них, когда схлынет вся идеологическая пена и суета прошедшего и новейшего патриотизма, что останется в сухом остатке той победы?

Вряд ли отыщем мы сегодня серьезные отличия между тоталитарными машинами сталинизма и гитлеризма, стоявших тогда друг напротив друга, готовых раздавить любые ростки человечности и свободы внутри и снаружи... Если же говорить о плодах, то русский народ, за который Вождь поднимал свой знаменитый тост, и после своей победы продолжал гнить в лагерях, умирать в рабстве и нищете... Да еще и половина Европы оказалась за оградой сталинского лагеря, в результате ее. А спустя всего 50 лет вся громада империи рухнула, испуская тлетворные миазмы духовного распада... В те годы в нищую страну шли посылки с гуманитарной помощью и насмешливыми, но бесспорными надписями: "победителям от побежденных"...

За что же воевали? За что погибли эти 30 миллионов - главный куш того молоха, в жертву которому ХХ век принес треть народа? Неужели за Сталина? За большевизм? за империю?

Скажут за родину... Но еще в 1917-м умирать не собирались, а, побросав винтовки и наплевав на империю, царя и родину, расходились по избам. Еще в 1924-м слово "родина", было бранным, а слово "отечество" и вовсе диким... А летом 1941-го измученная большевиками Россия встречала Гитлера хлебом-солью, и, глядя на марширующие по ее деревням, селам и городам дивизии вермахта, уважительно говорила: Герман идет...

Это уже потом, когда сердце народа распознало духовную суть той силы, что пошла на него и встало за свои последние рубежи, они стали "фрицами" и "гансами"...

Что же заставило этого солдатика, когда весь лоск, ложь и бахвальство империи сошли под одним мощным ударом, поднять свое ржавое ружьишко и на подступах к Москве встать против всей громыхающей железом мощи? Что вдруг явилось тогда для него в слове "родина"? Уж конечно, не Сталин, не большевизм, не империя... Не Византизм и славянство... Даже не "третий Рим" и даже не "православие"... Но какая-то подспудная правда матери-земли, едва ли до конца осознаваемая, но выстраданная десятками поколений, гораздо более глубокая, чем любой "патриотизм", поднималась из глубин сердца как невидимый Китеж-град и вставала - лицом к лицу солнечноликому Зигфриду-сверхчеловеку, попирающему всякую человечность и всякую, вместе с ней, правду...

Скажут - но разве в большевизме человечности было больше? Ничуть. Но... "всегда остается природный остаток, благодаря которому всякий большевик лучше большевизма. В этом последнем парадоксальном преимуществе - единственность большевизма, его коренное отличие от всяких других систем и вер", справедливо писал об этом феномене Г.Федотов. И если всякий фашист был все-таки хуже ослепившего его сверхчеловеческого идеала, всякий большевик своего демонического идеала был все-таки лучше. Этот и был тот сухой остаток, который вставал поперек горла железной машине вермахта и оккультным рыцарям эсэс... Сухой остаток человека, побеждавший в схватке нечеловеческих идеологий. Маленький человек с ружьем, на последнем рубеже своем воевавший за одну-единственную правду матери-земли - правду самой жизни...

Удивительно, но у немцев в ту войну не было, подобных нашим, песен о войне. Были боевые марши и песни бытовые, народные. Но ни одной связанной с войной лирической песни не было... Этот факт приводит Вадим Кожинов, ссылаясь на знакомого ему видного германского русиста Эберхарда Дикмана, который в годы войны был комсомольцем "Гитлерюгенда" и брат которого воевал на восточном фронте. То есть, оснований не доверять его словам, нет.

Тот же Дикман рассказывает, как в 1945-м кардинально изменилось его отношение к страшному восточному врагу. "7 мая в его родной Мейсен на Эльбе ворвались войска 1-го Украинского фронта, чего он ожидал со смертельным страхом - и из-за своего брата, и из-за своего членства в "Гитлерюгенд". Но его ждало настоящее потрясение: вражеские солдаты, расположившиеся в его доме, вскоре занялись благоустройством комнат и двора, добродушно подчиняясь указаниям его строгой бабушки... И, хотя его отец счел за лучшее перебраться в Западную Германию, Эберхард не только остался на оккупированной нами территории страны, но и избрал своей профессией изучение русской литературы...". Впоследствии - замечает Кожинов - Дикман очень полюбил наши лирические военные песни.

И хотя можно, при желании привести и иные факты, доверяешь этим - так было, так не могло не быть, в этом - Россия при всех издержках войны и большевизма. Победители (с которыми спустя 50 лет побежденные расплачивались гуманитарной помощью) в той войне воевали и за побежденных тоже....

Видный германский историк и публицист Себастиан Хаффнер в 1971 году писал: "Они (немцы) ничего не имели против создания Великой германской империи.. И когда... этот путь, казалось, стал реальным, в Германии не было почти никого, кто не был бы готов идти по нему... Но с того момента, когда русскому народу стали ясны намерения Гитлера, немецкой силе была противопоставлена сила русского народа. С этого момента был ясен также исход: русские были сильнее...прежде всего потому, что для них решался вопрос жизни и смерти"...

"В конечном счете - пишет Кожинов - именно это и воплощено в поэзии военных лет и особенно очевидно в песнях, которые посвящены не столько войне, сколько спасаемой ею жизни во всей ее полноте - от родного дома до поющих соловьев, от любви к девушке или жене до желтого березового листа..." (В. Кожинов, "Поэзия военных лет")

К замечаниям Кожинова добавим еще одно, весьма существенное: сама война и реабилитировала жизнь и любовь в большевистской России... До этого самыми благонадежными были понятия "сила" и "враг", а самым любимым, пожалуй, "зло". Положительные герои предвоенной литературы "зло усмехались", "зло глядели" и "зло бросали слова". Даже земля у большевиков была "злая"... - проницательно замечает Г.Федотов: "дракон, огнем и серой испепеляющий человека, это его памятник. Большевизм - это реванш Пифона"

В пламени Великой войны сгорала не только белокурая бестия фашизма, но и этот (пусть не сразу) "реванш пифона"; в пламени войны искупал народ грехи своей революции и братоубийственной гражданской...

Это была поистине апокалиптическая битва, битва за человека, в которой маленький лучик небесной правды побеждал все иные, земные, громыхающие железом, а навстречу ему сама мать-земля зажигала свой вечный огонь милосердия... И подмороженная в сталинских лагерях Россия отогревалась у солдатских костров Сталинграда, вставая за небесные свои рубежи...

Многие сегодня греют руки у того Вечного огня: сталинисты и националисты, империалисты всех мастей, либералы и патриоты... И всех готов согреть этот вечный огонь милосердия... Но все же не им, а тому, Неизвестному солдату - спасителю мира этот памятник... Словно Неведомому богу, храм которого привлек когда-то апостола Павла среди греческих капищ... Невидимому и смиренному Богу человека и ради человека, ради жизни на земле, побеждающему идолов немилосердного века...

Так что не напрасно легли те 30 миллионов. Победа эта стоила бы и большего - последнего солдата, последней слезинки ребенка, последнего вздоха матери...

В конечном счете, это ее - матери-земли - была победа... И это в ее, мировой, душе гремел от бой за одну-единственную (отнюдь не песенную только) правду, навсегда запечатленную в вынесенных в заглавие, строках. Ибо, воистину, - Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне...

http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=1007&do=view_single



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме